Изменение характера производства в
процессе строительства и развития социализма
(1)
М.В. Попов
Часть 1. Часть 2.
Производство, как известно, есть процесс присвоения предметов
природы в рамках определенной формы общества и посредством нее. Теория и
история знают следующие сменяющие друг друга способы производства:
первобытно-общинный коммунизм, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое
и коммунистическое производство. Товарное производство появляется уже с
разложением первобытно-общинного коммунизма, но только капитализм может быть
охарактеризован как всеобщее товарное хозяйство, как товарное хозяйство на том
этапе его развития, когда и рабочая сила становится товаром. Капитализм – это
хозяйство, товарное по своему характеру.
Всякое производство в качестве своей предпосылки имеет
потребности и в качестве конечного результата – потребление. Но
непосредственной целью товарного производства является не потребительная
стоимость, а стоимость, поскольку товар – это продукт, производимый для обмена.
Непосредственной целью капиталистического товарного производства является
прибавочная стоимость. То обстоятельство, что капиталистическое производство
имеет развитый общественный характер, порождает противоречие между общественным
характером производства и частнокапиталистическим присвоением. Отношения обмена
противоречат общественному характеру производства и в результате социалистической
революции в ходе переходного периода от капитализма к коммунизму отбрасываются
и заменяются непосредственно общественными отношениями. Труд в коммунистическом
производстве не посредством обмена, а непосредственно
выступает как общественный труд, а само коммунистическое производство
характеризуется как непосредственно общественное
и является таковым как в своей высшей, так и в низшей фазе – при социализме.
Диалектический подход к историческому опыту социалистической
революции в России, построения и развития социализма в СССР позволяет
проследить, как меняется характер производства при переходе к коммунизму и
воспроизводится в процессе развития социализма как первой фазы коммунизма.
Переход власти в руки рабочего класса, установление диктатуры
пролетариата сами по себе еще не меняют характера производства. Только после
национализации создается социалистический уклад, в котором производство носит
непосредственно общественный характер, и этот уклад в течение переходного
периода сосуществует с другими укладами. В России такими укладами были
госкапиталистический, частнокапиталистический, мелкотоварный и патриархальный.
Патриархальное производство является производством для
собственного потребления и носит натуральный характер.
Мелкотоварное производство есть производство для обмена и
носит товарный характер.
Частнокапиталистическое производство тоже, разумеется, как
производство стоимости (прибавочной) должно быть охарактеризовано как товарное
по своему характеру.
Особо следует сказать о госкапитализме, который использовался
в период новой экономической политики в России и широко используется в
настоящее время в Китайской Народной Республике. Дело в том, что в известный
период после национализации только часть национализированных предприятий
удается планомерно направить непосредственно на удовлетворение нужд общества. И
вот эта, и только эта часть образует социалистический уклад. Все же остальные
национализированные предприятия, хотя и находятся в собственности государства,
продолжают управляться не планом, а основным законом всякого товарного, а
потому и капиталистического хозяйства – законом стоимости. Соответственно
производство в рамках госкапиталистического уклада носит товарный характер.
В рамках переходного периода социалистический уклад,
развиваясь, постепенно вытесняет все другие уклады. Непосредственно
общественное планомерно организованное социалистическое производство из уклада
становится сначала господствующей, а потом и единственной формой производства.
В СССР произошло то, что и предвидел В.И. Ленин в своей речи на Пленуме
Московского Совета 20 ноября 1922 года, говоря: «из России нэповской будет
Россия социалистическая» (В.И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 45,
С. 309).
Процесс вытеснения несоциалистических укладов, который идет в
переходный период, может быть обрисован фразой: «Больше социализма!». Однако
собственно к социализму как первой фазе коммунизма эта фраза неприменима,
поскольку после того как социалистическое производство стало не только
господствующим, но и единственным, социализма не может быть больше, а он может
быть более или менее развитым. Развитие же не сводится к увеличению или уменьшению,
а идет через борьбу противоположностей. Это относится и к развитию
социалистического производства через борьбу его непосредственно общественного характера
с товарностью как отрицательным моментом социалистического производства,
связанным с его выхождением из капитализма. Борьба эта в планомерно
организованном хозяйстве напрямую зависит от теоретических позиций и
политических установок государства и правящей партии.
Анализ уроков становления, развития и временного поражения
социализма показывает, что важнейшими причинами ослабления социализма и
временной утраты его завоеваний были следующие.
Большинством правящей партии, большинством рабочего класса и
большинством народа не был осознан советский принцип организации власти как
власти, формируемой в трудовых коллективах.
Советский характер власти был вроде бы юридически закреплен,
но лишь по форме, а не по существу. Слово Советы стояло и в Конституции РСФСР 1918 г., и в
Конституции СССР 1924 г.,
однако избрание депутатов через трудовые коллективы, что только и делает
избираемые органы Советами, не было в этих основополагающих документах закреплено.
Организация власти не была увязана с организацией
экономической жизни общества таким образом, чтобы с развитием экономики
социализма соответственно укреплялись бы и материальные основы участия непосредственных
производителей в формировании и осуществлении своей власти.
В связи с принятием Конституции СССР 1936 г. фактически
действовавший принцип избрания и отзыва депутатов трудовыми коллективами был
заменен территориальным. Сохранилось лишь выдвижение коллективами кандидатов в
депутаты.
Экономической реформой 1965 г. принцип работы на общество и
удовлетворения потребностей всех его членов был заменен принципом максимизации
прибыли отдельных производственных единиц. Тем самым стала размываться и
подрываться экономическая основа Советской власти. Этим во многом объясняется
недостаточность масштабов активного сопротивления ликвидации народной власти.
Социализм разрушился в конечном итоге из-за того, что был взят
и стал последовательно осуществляться так называемый курс на рынок и
приватизацию. Этот по сути антисоветский и антипартийный курс, принятый
апрельским пленумом ЦК КПСС 1991 года, привел к ликвидации КПСС и СССР.
К чести советской экономической науки следует отметить, что
данный губительный для страны курс не был одобрен ни одним крупным
экономическим совещанием и ни одной научной экономической конференцией. Более
того, достаточно громко и отчетливо звучали голоса тех экономистов, кто
отстаивал непосредственно общественный характер социалистического производства
и предупреждал, что попытки построить социализм на товарной основе равносильны
его уничтожению. Это достаточно ясно было показано в работах Н.В. Хессина,
А.М. Еремина, Н.А. Цаголова, Н.А. Моисеенко,
А.К. Покрытана, А.А. Сергеева, В.Я. Ельмеева, В.Г. Долгова,
Р.И. Косолапова и других. Поэтому предательская горбачевско-яковлевская верхушка
партии могла опереться только на отдельных проходимцев от экономической науки,
чтобы попытаться навязать партии и стране разрушительный курс помимо его хотя
бы внешнего научного обоснования.
Принятие XXVIII съездом партии курса на рынок пришло в
вопиющее противоречие с ее коммунистической природой и означало по существу ее
самоубийство. Поэтому незаконная приостановка деятельности КПСС президентским
указом, по существу, лишь подвела итог ее перерождения. Тем более, что подписал
указ выросший в недрах партийного аппарата махровый номенклатурщик, бывший
первый секретарь сначала Свердловского обкома, затем Московского горкома,
кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС.
На горьком опыте разрушения
страны и обнищания народа осознается теперь ошибочность представлений, что на
основе товарного производства и закона стоимости можно якобы построить
социалистическое общество.
А ведь разжевывал же К. Маркс, и не раз, ту мысль, что на
основе стоимости и денег невозможен контроль объединенных индивидов над своим
производством, что речь должна идти о производстве, диаметрально
противоположном товарному.
Ф. Энгельс высмеивал попытки Дюринга построить социализм
на основе «справедливого» обмена товарами и конституированной стоимости.
В.И. Ленин в замечаниях на книгу Бухарина «Экономика
переходного периода» (XI Ленинский сборник) не случайно подчеркивал, что
продукт при социализме идет в потребление не
через рынок. В «Наказе от СТО местным советским учреждениям» он разъяснял,
что государственный продукт, продукт социалистической фабрики, обмениваемый на
крестьянское продовольствие, не есть товар в политико-экономическом смысле, во
всяком случае не только товар, уже не товар, перестает быть товаром.
После осуществления коллективизации у нас стало не две
собственности, а две формы одной, общественной собственности, и встречное
движение общественного продукта между городом и деревней уже нельзя было,
строго говоря, подводить под категорию товарного обмена, который есть взаимное
отчуждение продуктов труда и иных объектов собственности на основе свободного
договора или соглашения. Сущность производства стала противоположной товарной.
Она стала непосредственно общественной, и в каких бы являющихся формах,
заимствованных во многом из товарного прошлого и несущих в себе черты товарного
содержания, эта сущность ни выступала, производство в целом нельзя было уже
характеризовать иначе, как непосредственно общественное, продукт которого и
труд в котором не посредством обмена, а непосредственно, с самого начала
выступают и являются общественными.
И. Сталин в целом придерживался этих марксистско-ленинских
позиций. Он развил их в своей работе «Экономические проблемы социализма в
СССР». Однако в этой книге проявил и непоследовательность. Так, подчеркнув, что
средства производства не являются товарами, он объявил товарами предметы
потребления. Но тогда получалось, что сущность социалистического производства –
дуалистическая, нетоварно-товарная. Если предположить, что предметы потребления
– товары, то они, выходит, производятся не для удовлетворения потребностей, а
для обмена. Работник же в обмен на идущий к нему в потребление товар может дать
только свою рабочую силу. Его рабочая сила тогда тоже товар, а такое товарное
производство, при котором и рабочая сила является товаром, называется капитализмом.
Переход к капитализму поэтому логически следует из посылки о том, что предметы
потребления при социализме – товары. Ошибочно и утверждение, что при социализме
действует закон стоимости. Ведь закон и сущность – категории однопорядковые.
Поэтому утверждение о действии при социализме закона стоимости равносильно
утверждению о товарной сущности социалистического производства. Не случайно,
что Кронрод, Либерман, Ракитский, Петраков, Абалкин и другие толкачи товарного
производства при социализме ухватились именно за эти отступления от строго выдержанной
марксистской теории, имевшиеся у Сталина, возвели их в принцип и в рамках
экономических дискуссий готовили ликвидацию социализма.
Контрреволюционные события в СССР подтвердили, что либо мы
имеем социализм как непосредственно общественное производство – производство
потребительных стоимостей, регулируемое законом потребительной стоимости, либо
имеем дело с производством стоимости, то есть с товарным производством, естественным
развитием которого является товарно-капиталистическое производство. Можно,
конечно, говорить о том, что и при социализме есть товарное производство в виде
индивидуального производства на колхозный рынок. Это так. Но цены на колхозном
рынке регулируются не пресловутым законом стоимости, а ценами на продукцию
государственных предприятий. Цены же на продукцию государственных предприятий
определяются планомерно на основе затрат труда на производство с учетом
потребительной стоимости непосредственно общественных продуктов.
Социалистическое производство есть непосредственно общественное
производство, производство потребительной стоимости, а не стоимости. Это
научная истина. Попытка построить социалистическое товарное хозяйство, то есть
вернуться к производству стоимости, неизбежно ведет к уничтожению социализма.
Теперь это не только научно установленный, но, увы, и опытным путем исторически
проверенный факт.
Социализм, следовательно, – непосредственно общественное
хозяйство. Это не производство товаров, стоимостей, а производство
непосредственно общественных продуктов, потребительных стоимостей. Соответственно
и регулятором социалистического производства является не закон стоимости, а
закон потребительной стоимости.
Что это означает применительно к социалистической власти? Это
означает, что, поскольку цель социалистического производства – обеспечение
полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов
общества, развитие трудящихся как членов общества входит в цель производства.
Если капиталистическое товарное производство как производство прибавочных
стоимостей требует отнимать у трудящихся свободное время и другие условия их
свободного развития, то социалистическое непосредственно общественное
производство требует достигнутую за счет технического прогресса экономию
рабочего времени превращать не только в дополнительные материальные блага для
работников, но и в дополнительное свободное время для их всестороннего развития,
в том числе и для развития их как участников государственной жизни и
государственного управления. К сожалению, этого-то в последние десятилетия существования
СССР как раз не происходило.
Задача социализма состоит вовсе не в том, чтобы лишь
провозглашать власть трудового народа, а в том, чтобы трудовой народ имел
реальную, практическую возможность осуществлять эту власть. Если рабочий восемь
часов стоит у станка и может принять участие в управлении государством только
по окончании рабочего дня, когда закрываются двери Советов и исполкомов,
райкомов и горкомов, то тогда народная власть лишь провозглашается, и остается
лишь надеяться на то, что наемный аппарат государственных служащих будет все же
(почему-то) действовать не в своих особых, а именно в интересах рабочего класса
и всего общества в целом. Однако, будучи бесконтрольным, аппарат управления
неизбежно перерождается и из средства управления в интересах трудящихся превращается
в свою противоположность. Что мы и видим на примере печальных и трагических
событий в нашей стране.
Размышляя теперь о путях возрождения Советской власти, мы не
можем думать только о том, как возродить Советы и восстановить Советскую
власть. Можно поставить вопрос и по-другому: стоит ли ее устанавливать, если
она вновь переродится во власть номенклатуры, а народ, пожив какое-то время
по-человечески, вновь будет ввергнут в пучину лишений и нищеты какими-нибудь
новыми горбачевыми и яковлевыми. Если уж возрождать Советскую власть, то на
такой экономической основе, которая бы укрепляла Советскую власть,
способствовала усилению Советского государства и тем самым, с расширением
участия трудящихся в государственном управлении, и отмиранию всякого государства
вообще, переходу к коммунистическому общественному самоуправлению.
Вопрос об участии трудящихся в осуществлении своей, Советской
власти мы должны ставить не как идеалисты, а как материалисты. Дело не только в
том, чтобы призвать трудящихся к участию в государственном управлении, а прежде
всего в том, чтобы у них для этого было время, и не за пределами рабочего дня,
притом время, оплачиваемое по среднему. Вот это и будет выражением того, что
трудящиеся – не наемные работники у стоящего над ними государства, а полноправные
собственники общественных средств производства.
История революции и контрреволюции в России показала, что
прогресс в развитии производительных сил, в росте производительности труда
должен сопровождаться не уменьшением численности непосредственных
производителей и соответственным увеличением численности работников
непроизводственной сферы, а увеличением свободного времени рабочих и крестьян,
в том числе времени, свободного для участия в государственном управлении.
Численность рабочих и крестьян может вообще не уменьшаться вплоть до полного
уничтожения классов, вплоть до полного коммунизма. Важно лишь, чтобы с
развитием производства росло не только материальное богатство общества, но
увеличивалось свободное время всех работников как время для их свободного
развития. И как только количественно свободное время превысит рабочее время,
определяющим для человека будет не то, что он делает в свое рабочее время, а
то, что он делает в свое свободное время. Это и будет означать полное
уничтожение классов, то есть разделения людей на группы в зависимости от положения
в производстве.
Таким образом, для развития социализма и укрепления Советской
власти нужно не такое производство, которое пожирало бы свободное время
работников и производило стоимость, а такое, которое бы производило
потребительную стоимость, в своем развитии обеспечивало бы экономию рабочего
времени и предполагало бы превращение сэкономленного времени в свободное время
непосредственных производителей. Цель такого производства – обеспечение полного
благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества. Эта
цель социалистического производства не случайно была записана и в первой, и во
второй Программе ленинской большевистской партии. Ленинская формулировка цели
социалистического производства исчезла при составлении третьей – хрущевской
ревизионистской программы партии, принятой XXII съездом КПСС в 1961 году. На
арену выходил зарождающийся в недрах партии класс номенклатурных собственников.
В непосредственно общественном хозяйстве при производстве
предметов потребления и средств производства имеются существенные различия. И
те и другие, и предметы потребления, и средства производства суть не товары, а
непосредственно общественные продукты, но их общественная роль неодинакова –
производство предметов потребления создает материально-вещественные условия все
более полного развития членов общества и сокращения социального неравенства
между ними, а производство средств производства служит напрямую экономии
рабочего времени и может рассматриваться как производство свободного времени
для свободного развития всех членов общества. По отношению к предметам
потребления сокращение затрат труда на их производство выступает как результат
внедрения трудосберегающей техники, и экономия труда передается потребителям
через снижение цен.
Можно сказать, что техника с экономической точки зрения ни для
чего больше не нужна, кроме как для экономии рабочего времени, или, другими
словами, всякая экономия, которую она дает, сводится к экономии рабочего
времени. Средства производства в социалистическом непосредственно общественном
хозяйстве производятся не для того, чтобы их продать и получить стоимость, а
для того, чтобы сэкономить труд тех, кто будет применять эту технику, то есть
труд ее потребителей. Потребительная стоимость техники – это экономия труда
тех, кто работает с этой техникой, кто заменил этой техникой прежние, менее
трудосберегающие экземпляры.
Экономия труда у потребителей техники позволяет им
распорядиться этой экономией двояко – не только выпустить дополнительное число
предметов потребления, но также при этом сократить рабочее и увеличить свободное
время.
Не исключена ситуация, когда непосредственные трудозатраты на
производство техники возрастают. Но действительно новой, прогрессивной техникой
можно по критерию ее потребительной стоимости считать только такую, которая
дает у потребителей экономию труда большую, чем возрастают затраты на ее производство.
Другими словами, итоговая, результирующая, чистая экономия в результате замены
техники, то есть валовая экономия за вычетом затрат труда на производство и
эксплуатацию техники, должна быть положительной.
Можно сказать, что по пути производства потребительной
стоимости так или иначе, но идет сегодня и товарно-капиталистическое
производство, которое является непосредственно производством прибавочной
стоимости. Но в том-то и дело, что это имеет место не в соответствии, а в
противоречии с его товарной, стоимостной сущностью. Капиталист непосредственно
стремится к увеличению стоимости производимого продукта ради увеличения
прибавочной стоимости, и как производство абсолютной прибавочной стоимости
капиталистическое производство стремится поглотить все время непосредственных
производителей. Как производство относительной прибавочной стоимости
капиталистическое производство стремится передвинуть границу между необходимым
и прибавочным трудом таким образом, чтобы увеличивалась прибавочная стоимость,
и делает это путем развития производительных сил на основе технического
прогресса. Но экономию труда капитализм стремится использовать не для
увеличения свободного времени всех членов общества, а для увеличения
стоимостного богатства и свободного времени собственников средств производства
– капиталистов. Рабочим же сокращения их рабочего времени и увеличения
свободного приходится добиваться стачечной борьбой. Что они с успехом и делают.
На повестке дня в Европе 35-часовая рабочая неделя.
Попов М.В. – проф. кафедры
экономики и права, С.-Петербургский гос. университет,
президент Фонда Рабочей Академии