Диалектика как оружие пролетариата в зеркале ленинской теории философской партийности (к 150-летию со дня рождения В.И. Ленина) (3)
В свое время
агентами рабовладельческого класса были Сократ и Платон[1]. У современного буржуазного
класса агентов легион.
Думается, что хотя античная культура времен Демокрита давала много
поводов для открытия только что описанного весьма противоречивого языкового
эффекта, но без острого противостояния с Сократом и Платоном, оно было бы
затруднено. Но что важно: уже в трудах Платона появляются философские гимны во
славу уже упоминаемой платонической любви между рабом и рабовладельцем[2].
То стоит ли удивляться тому, что современные философские тексты распухают от
теорий социального солидаризма, выросших из «либеральной утопии», как ее назвал
Ленин[3],
а то й теорий капитализма без классов. Но и тогда, и сейчас, мы имеем дело с одной
и той самой рабовладельческо/буржуазного теорией, реализуемой на практике в
форме рабовладельческо/буржуазного государства. И именно Платону принадлежит
первая теория рабовладельческого государства, которое с течением времени
превратится в буржуазное: господствующие классы меняются, но их
эксплуататорская суть остается неизменной.
Такая сложная диалектика исторического процесса и была выражена Лениным в
положении о двух партиях в философии: партии Платона и партии Демокрита.
Так стоит ли удивляться тому, что, если современные фарисеи так яростно
борются с Демокритом «как с живым врагом, великолепно иллюстрируя этим
партийность философии и обнаруживая паки и паки свою настоящую позицию в этой
партийной борьбе»[4],
то в борьбе с Лениным, с его теорией пролетарской революции, они ведут себя еще
более оголтело. В такой борьбе нет места порядочности: в ней кривда всегда
противостоит правде.
А так как ленинская теория пролетарской революции корнями прорастает в
философию Демокрита, в историю борьбы с Демокритом, развязанную Сократом, теоретически обоснованную Платоном и
выраженную в форме объективного идеализма, то по мере общего кризиса
современного капитализма такое противостояние только будет нарастать.
Напрашивается еще одна параллель: если, например, для современников
Демокрит, как выразился Сенека, отличался «среди всех древних острым умом»[5],
то Ленин нынче всегда в лидерах при всяческих опросах
общественного мнения на предмет выяснения степени его популярности среди
современных политиков, хотя современные буржуазные власти предпринимают
различные действия, направленные на его дискредитацию. Все, как в древние
времена.
Скажем, для Платона имя Демокрита не подлежит озвучению. Его нужно забыть! Платон понимает, что забвение для ученого – самая большая кара за несогласие, за протест, за согласованный строй мысли, за понимание сути творящегося в обществе безобразия и за борьбу с ним. За то же самое сегодня третируют и Ленина.
Говоря о борьбе Сократа и Платона против Демокрита, мы говорим по сути о
начале раздвоения не только философии по партийному признаку, но и научного
этоса на две противоположности: на четко обозначивший себя рабовладельческий
этос и противостоявший ему этос истины, пока еще не нашедший своей социальной
базы, не сформулировавший свой классовый интерес, еще не во всем
последовательный, но уже обозначивший свою оппозиционность к идеализму, ко
всяческому субъективизму, имеющему волюнтаристскую природу.
Нечто подобное происходит и сегодня: открытой классовой,
диалектико-материалистической позиции марксистов противостоит легион всяческих
борцов с нею, продуцирующих множество вне-
или надкласовых методологий,
защищающих капитализм.
Однако ими же самими созданная позитивистская социология, исследующая
социальные структуры как объективированную систему социальных неравенств,
показывает, кто защищает право на неравенство, являющееся правом
порабощать, и кто борется за свободу
от порабощения.
Так вот если до Платона уклон в формировавшийся идеализм можно было
расценивать как простое заблуждение, преодоление которого способствовало
интеллектуальному развитию человечества, то Платон, – будучи рабовладельцем и
по происхождению, и по убеждению, – первым провел четкую демаркационную линию
между непроизвольными заблуждениями и суждениями, ввергающими в заблуждение
неофитов в философии. Демокрит же первым восстал против подобного
философствования, – и поплатился[6]
тем, что от многочисленных его работ, –в отличие от платоновских, сохранившихся
в полном объёме, – остались лишь отдельные фрагменты, а то и одни воспоминания,
по которым мы можем представить их действительную интеллектуальную мощь.
Важно понимать, что логический конструктивизм Платона состоял в том, что
хотя он и пытался рассуждать, как нынче принято говорить, об общечеловеческих
ценностях, но делал это на уровне абстрактно понятого человека. Он выражал свои
мысли об обществе в понятиях того времени, но первым же стал широко применять
безымянные понятия (нонимы), которые нынче могут быть расшифрованы как понятия,
например, социальных структур рабовладельческого общества, функциональных
рабовладению действиях и ценностях и т.д.
Здесь следует сделать два существенных замечания: одно
логико-гносеологическое, а другое социологическое.
Первое замечание касается вопроса о времени
рождения понятия как формы мысли. Философы, говоря об этом,
утверждают, что «предшественники Платона, судя по сохранившимся фрагментам, еще
не говорят на специальном языке; ученик Платона Аристотель пользуется уже
строгой и систематизированной терминологией». Это мнение можно считать
устоявшимся, Но Бородай утверждает еще и то, что «творчество Платона –
поворотный момент в способе философствования; зафиксированный в текстах процесс
становления философского языка и понятий, которые будут ключевыми для
европейских мыслителей вплоть до наших дней, таких понятий, как «идея»,
«материя», пространство», «бесконечность», «дух», «душа», «природа»,
«творчество».
Однако все обстоит несколько сложнее. Понятие как явление культуры, т.е.
как способ субъективного отношения к действительности (не путать с
субъективистским), как понимание сути происходящего, как способность мыслить
вообще, зарождается не в произведениях Платона. Оно сначала зарождается в ходе
производства орудий труда, являющемся одновременно и процессом
смыслрообразования, а потом и в ходе всей общественной жизни, практической по
своей сути. Именно по этой причине общественно-историческая практика и является
критерием истины.
И терминологическое выражение понятия, т.е. оформление его в строго
определенную мысль, тоже связано с практическими потребностями, включая и
потребность во власти и господстве, впервые зародившуюся в рабовладельческом
классе.
Иначе говоря, иметь понятие о чем-либо, совсем не означает понимать, что
вы мыслите понятиями. И Демокрит, и Платон тоже еще не имели понятия об этом,
как и о том, что понятие способно оборачиваться суждениями и умозаключениями.
Но именно противостояние между ними стало тем действительным поворотным
моментом, в котором:
– стал формироваться особый язык, требующий точности и определенности в формулировании
мыслей и который одновременно стал основанием для образования языка науки;
– наметилось окончательное разделение физического и умственного труда, а
также профессионализация последнего;
– понятие из субъективной способности понимания сути дела начало обретать
инструментальную функцию, включая и функцию власти и господства над мыслями и
действиями зависимых людей;
– а главное, наметилось окончательное разделение в течении философской
мысли на два противостоящих направления: материалистический, связанный с именем
Демокрита, и идеалистический, связанный с именем Платона;
– и, наконец, стали формироваться две философские партии, противостояние
между которыми до времени происходило вокруг абстрактно формулируемых вопросов
блага, справедливости и закона, истины и заблуждения и т.д.
Именно Ленин обратил внимание на то, что марксизм, например, – прямое
продолжение линии Демокрита и что философы-марксисты – неотъемлемые члены его
философской партии. И хотя в демокритовской философии не трудно обнаружить материалистические заблуждения,
свойственные тому времени, именно его философия, а не Платона, положила начало
формированию материалистического философского тезауруса и, соответсвенно,
действительного языка науки. За что Демокрит и пострадал: от его трудов
остались только фрагменты.
Второе замечание касается вопроса исторической
связи между рабовладением и капитализмом, включая и свойственные им философии
(вопрос связи феодализма с рабовладением более очевидна).
Разумеется, что мы далеки от того, чтобы приписывать Платону способность
заглядывать так далеко в буржуазное общество, но нельзя не заметить, что у него
уже, так сказать «на языке», нечто такое, что роднит его философию с
современной буржуазной.
Например, Платон понимал:
– что «бедность и богатство взаимно порождают друг друга» (в современной терминологии это пример
функциональной связи);
– что «не должно быть ни тяжкой бедности среди некоторых граждан, ни в
свою очередь богатства», ибо они порождают «междоусобие» и «раздор» (современная теория конфликта, которую не
следует смешивать с марксистской теорией революции, к чему, называя Маркса
первым конфликтологом и тем дискредитируя
марксизм, как бы невзначай прибегают так называемые конфликтуалисты);
– что «было бы прекрасно, если бы каждый член колонии обладал… имуществом
в равной доле со всеми»[10]
(современная либеральная утопическая
теория равных возможностей);
– что «надо… законодателю установить пределы бедности и богатства» (современная либеральная утопическая теория
равенства в правах):
а) что пределы бедности нужно измерять размером в «стоимость надела,
который должен оставаться у каждого»[11] (современная утопическая либеральная теория
гражданского общества, принимающего участие в социальном управлении);
б) что не желательно, что бы не было богатства «большего по своей
стоимости в два, три, четыре раза»[12] чем
стоимость вышеуказанного надела (современная
либеральная утопическая теория
антимонопольного права, легализующаяя
функционирование транснациональных монополий);
в) а если «кто приобретет свыше этого, найдя ли что-нибудь, получив ли от
кого-то в подарок или наживши, – словом, если благодаря какому-нибудь подобного
рода случаю у него окажется имущество, превышающее меру, он должен отдать
избыток государству и его богам-покровителям»[13] (современная фарисейски-утопическая теория буржуазной благотворительности или
экономическая теория налога на богатство, призванная снимать угрозу бунта от
социальной несправедливости ).
Если быть точнее, то Платон аристократ по своему социальному происхождению,
чего не скажешь о Сократе, – сыне, как мы уже знаем, – скульптора и повитухи.
Но оба они служили одному и тому же классу – рабовладельческому.
Вот пример из диалога «Евтифрон, или О благочестии».
Читаем:
Сократ. Так скажи же, какого рода служение богам является благочестивым?
Евтифрон. А такое, каким служат рабы своим
господам [Платон. Полное собрание сочинений в одном томе / Платон. – М.:
Альфа-книга. 2016. – С. 15].
Делаем
вывод: служить господам и служить богам – одно и тоже, хотя представляется как
нечто не одно и тоже. Господин как бы и не бог, но служат ему как богу. А что
останется, если из слова «господин» извлечь корень? Останется ни нечто, а
ничто!»
Солидаризм, между прочим, – новое издание либеральной
утопии, по поводу которой Ленин писал так: «Либеральная утопия состоит в том,
будто можно было бы, миром и ладом, никого не обижая, Пуришкевичей не смещая,
без ожесточенной и до конца доведенной классовой борьбы, добиться
сколько-нибудь серьезных улучшений в России, в ее политической свободе, в
положении масс трудящегося народа. Это – утопия мира свободной России с
Пуришкевичами» [Ленин В.И. Две утопии / ПСС. – Т. 22. – С. 117].
В своих работах Ленин неоднократно напоминает о
сформированном в то время союзе черносотенной политики пуришкевичей с
солидаристской желтой буржуазной политикой, из которой, между прочим, потом
вырастет фашизм.
Для подтверждения сказаного, приведем несколько
высказываний француза Пьера Биетри, одного из первых теоретиков солидаризма,
основателя желтого политического движения, создавшего в 1903 г. первую в мире
Национал социалистическую партию (NSP):
–
Социализм – не является «ни философской системой или гуманитарным уклоном, ни
знанием, ни политикой. Это микроб. Он не содержит в себе ни будущего, ни
настоящего…».
–
«В странах свободного обсуждения и всеобщего избирательного права – такие, как
Франция – социализм живет шантажом… буржуазного класса».
–
«Желтый цвет – цвет чистого золота без примесей; социализм является основой
свинца».
–
«Но мы (то есть желтые – Н.Л.), кто не хочет быть похожими на крупный рогатый
скот, или "семенной фонд” или нечто без воли, рабски покорное, слепое, – против
социалистического общества».
– «Красные лидеры стоят за идею экспроприации частной
собственности, – что чистое безумие, немыслимое самоубийство рабочего класса».
– «Мы смотрим в будущее, освобождаясь от тирании красных
союзов».
–
«Я даю свободу и частную собственность».
–
«Господа, я заканчиваю криком "Да здравствует союз работодателей и работников
по размеру собственного капитала и объединения!”» [Bietry P. Le socialisme et les Jaunes / Pierre Bietry – [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5450489g/f2.image].
Вот
так зарождался фашизм!
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм /ПСС. – Т. 18.
– С. 376.
Сенека Л. А. Философские трактаты / Луций Анней
Сенека – СПб.: Алетейя, 2001. – 400 с. – С. 346.
В других переводах это звучит так: «самый тонкий из всех
древних мыслителей».
Еще в древности заметили, что в произведениях Платона встречаются имена
практически всех известных философов того времени, кроме Демокрита, хотя весьма
часто встречаются заимствования из Демокрита, – прямой плагиат. К тому же, как
тогда же поговаривали, Платон «скупал, где только мог, и сжигал» произведения
Демокрита, а последователи Платона их имена «рядом умышленно не упоминали,
чтобы в потомстве не сохранилась память об этом вредном материалисте» [Лурье С.
Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования / Соломон Яковлевич Лурье. – Ленинград:
наука. 1970. – С. 8].
К
слову, понятия атома в произведениях Платона
тоже нет, как нет и понятия материи: понятие материала есть, а понятия материи
нет. То же самое можно сказать и о понимании Платоном движения: движимое, движение
и покой существуют, а материи не существует. Существует, правда, понятие бытие,
– абстрактное понятие, объединяющее собой вещи и идеи вещей: мнения и мысли.
Но
не стоит удивляться, ибо Платон делал все для того, чтобы уклониться от прямой
полемики с Демокритом. И лучшим средством в таком противостоянии оказались, как
не покажется странным, вышеупоминаемые демокритовские нонимы – безымянные
понятия, в которые Платон превратил все понятия, связанные с материалистической
философией.
Иными
словами, Платон создал весьма изощренную в своей рабовладельчески-
идеологической ангажированности фигуру речи, которую назовем фигурой умолчания:
конструкция речи, освобождающая от необходимости вступать в прямой вербальный
контакт с теми, кто приговорен быть забытым, чье творчество не должно побуждать
к сотворчеству.
Сегодня,
однако, раздаются голоса в защиту Платона, утверждающие, что уничтожить все
произведения Демокрита было невозможно, ибо их раскупали разные лица. Однако и
здесь не следует забывать три обстоятельства.
Первое.
Хотя и существовали мастерские (издательства, работавшие на коммерческой
основе) по переписке рукописей [в Римской империи их называли скрипториями, а
один из наиболее известных скрипториев принадлежал Цицерону], разовые тиражи
книг, по определению, не могли быть большими. Ситуацию, по понятной причине, не
могло изменить и то обстоятельство, что книги могли переписывать все желающие.
Второе.
Работы Платона сохранились до наших дней в целости и сохранности, а от работ
Демокрита остались лишь фрагменты и то только те, которые, так или иначе,
цитировали различные авторы. А ведь Демокрит был не менее знаменит, чем Платон,
хотя «презирал славу». Сам Демокрит свидетельствует: «Я пришел в Афины, и ни
один человек меня не знал» [в лицо]. Вот почему «он знал Сократа, но Сократ его
не знал» [Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов /
Диоген Лаэртский – М.: Мысль, 1986
г. – 570 с. – С. 344].
А вот весьма важное для нас замечание, характеризующее и
Демокрита, и Платона. Читаем Диогена Лаэртского: «Если диалог "Соперники”
принадлежит Платону, говорит Фрасилл, то именно Демокрит есть тот безымянный
собеседник, который наряду с Энопидом и Анаксагором участвует в беседе с
Сократом о философии и которому Сократ говорит, что философ подобен пятиборцу:
он [Демокрит – Н.Л.] ведь и в самом деле был пятиборцем в философии, так как
занимался и физикой, и этикой, и математикой, и всем кругом знаний, и даже в
искусствах был всесторонне опытен» [Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях
знаменитых философов / Диоген Лаэртский – М.: Мысль, 1986 г. – 570 с. – С. 344].
Обратим
внимание, что слова «если диалог "Соперники” принадлежит Платону…» – прямой
намек на присвоение чужой работы, имя автора которой подлежит забвению.
Третье. Демокрит представитель так называемой натурфилософии. Он
диалектик, хотя в вопросах познания склонялся «в сторону скептицизма» (Маркс).
Сократ и Платон противопоставили диалектике бытия Демокрита более высокую, по
их мнению, диалектику мысли. Согласно их философии мысль определяет бытие. И
только Ленин обратил внимание на то, что мысль, определяющая бытие в философии
Платона, есть мыслью рабовладельца, а не некая иная мысль, стоящая над
классами.
Так
вот если философский «скептицизм есть профессиональное противоречие всяким
мыслям, отрицание самого процесса определения» [Маркс К. Тетради по истории
эпикурейской, стоической и скептической философии / К. Маркс и Ф. Энгельс / Из
ранних призведений – М.: Государственное издательство политической литературы.
– 1966. – 99 – 215 с. – С. 128], то развиваемый Платоном сократический
скептицизм еще и профессиональное лукавство: профессиональное отрицанию всякой
здравой мысли в сознании оппонента, отрицание в нем способности к познанию.
Именно с Сократа и Платона начинается формирование группы спецов, которых потом
Маркс назовет «профессиональными жрецами неведения» в обязанность которых
теперь входит не только повседневное причитание «о своей собственной немощи и о
мощи вещей» [Маркс К. Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической
философии / К. Маркс и Ф. Энгельс / Из ранних призведений – М.: Государственное
издательство политической литературы. – 1966. – 99 – 215 с. – С. 127], но и
причитание об интеллектуальной немощи рабочего класса, сопровождаемое
возвеличиванием собственной интеллектуальной мощи. Такая вот игра в поддавки.
Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона. /
Т.Ю. Бородай – М., Изд. Савин С.А., 2008 г. 284 с. – С.5.
Причинную связь между бедностью одних и богатсвом других
раскрыл Маркс: она кроется в прибавочной стоимости и двойной бухгалтерии, в
которой ведется строгий учет между дебитом и кредитом.
Платон Собрание сочинений в 4 т. – Т. 4. / Платон – М.: Мысль, 1994. – 830 с. –
С. 196 – 197.
Платон. Полное собрание сочинений в одном томе / Платон. – М.: Альфа-книга –
2016. – С. 1113.
Платон. Полное собрание сочинений в одном томе / Платон. – М.: Альфа-книга –
2016. – С. 1113.
Платон. Полное собрание сочинений в одном томе / Платон. – М.: Альфа-книга –
2016. – С. 1113.
|