Юбилей И.В. Сталина
как повод для размышлений
(о
готовящихся к печати томах издания «Сталин. Труды»)
С.Ю. Рыченков
Часть 1. Часть 2. Часть 3.
Великому Сталину – 140!
Для кого-то – великому революционеру и подвижнику, для кого-то –
великому злодею. Эти споры не утихнут, по меньшей мере, ещё лет сто. Сталину-то
всё равно. Многим нашим современникам – тоже. Зачем тогда юбилей? Что значит он
помимо даты, в которую одни – со знамёнами и гвоздиками, другие – с проклятьями
и отвращением. А пуще того – с гробовым молчанием, чтобы воспоминания не стали
поводом для чего-то лишнего, а то и опасного.
Однако Сталин – это, прежде всего, повод. Повод задуматься над
сегодняшним днём и нашем в нём месте. По крайней мере, для нас, живущих
сталинским наследием, нравится это кому-то или нет. И первый, лежащий на
поверхности вопрос: как в одну, не самую длинную человеческую жизнь уместилось
столько всего, от семинарии до руководства многомиллионной партией и огромной
страной?
Диалектика подсказывает, что дело в органичном сплетении объективных и
субъективных факторов. Проще говоря – колоссальных социальных сдвигов и личной
судьбы. При этом точно фиксируются узловые моменты, когда воля и решимость
этого, безусловно незаурядного, но ведь всего лишь человека кардинально влияли
на динамику общественных отношений в планетарном масштабе. Что было тому
причиной: интуиция, характер, отвага, интеллект? Об этом можно гадать до
бесконечности. Быть может, иногда случай или даже ошибка. Важно не это, а то,
что можно, оказывается, относиться к своей жизни как к чему-то выходящему за
рамки личного существования, ставя цели неограниченного, всемирно исторического
масштаба. И речь не о миллионах подписчиков в сети, издании бестселлера или
создании рекламной мегаимперии. Ставки могут быть выше банковских счетов и
барахла, которое включают в завещание.
О Сталине бессмысленно говорить вне этого контекста – строительства
коммунизма. Конечно, суть отношения к генсеку кроется именно в этом, а не в
приятии или неприятии его внешнего вида, привычек, манеры поведения или речи.
Осознанно или нет, к этой фигуре тянутся или отторгают её именно как символ и
при этом вполне осязаемый исторический пример успешного обновления общества на
пути к свободе от власти, определяемой богатством.
Легко и непринуждённо рассуждающие о советской эпохе, едва ли отдают
себе отчёт в том, что говорят фактически о другой вселенной. Не летавшему в космос
проще объяснить про невесомость, чем до родившегося при капитализме донести
мироощущение советского человека 20–50-х годов. Ведь каждый наш современник, к
примеру, понимает, что существование финансовой системы, коммерческого
кредитования, ипотеки, социального неравенства, олигархов и собственников корпораций объективны, как закон
тяготения. Так как же вообразить жизнь без всего этого? В лучшем случае, как великое
бедствие, чему без устали и учит современная экономическая наука.
В мире, где родились и росли Володя Ульянов, Иосиф Сталин и тысячи
будущих большевиков, про незыблемость и величие власти царя, капитала и церкви всё
и всем тоже убедительно втолковывали с самого начала. Но человек – на то и
человек, чтобы иметь способность к самостоятельному мышлению. Даже если почти
всё говорит о призрачности его стремлений и неразрешимости поставленных задач.
Будь большевики пустыми фантазёрами или безумными фанатиками, их бы едва ли
помнили сегодня, не так ли?
Большинство из тех, кто сегодня испытывает к Сталину симпатию или
уважение, практически ничего о нём не знают. В сознании современников ещё
уцелел островок света вокруг Великой Победы, выхватывающий фигуру в сером
маршальском кителе. В остальном она укрыта плотным туманом неизвестности и
напластованиями лжи. Но поразительная вещь: наветы и выдумки об этом человеке
солидарно отвергаются обществом, и прежде всего потому, что исходят от фигур
однозначно антипатичных, до неприличия ярых адептов «капиталистического рая»,
идеологических противников большевизма и Сталина. А массы наших сограждан,
зарабатывающих хлеб в поте лица, не переваривают этого именно потому, что были
и остаются их объективными союзниками. Так буржуазная власть устами самых
неприглядных персонажей из года в год «от противного» поддерживает сталинский
рейтинг.
И тут нельзя обойти вниманием ещё одни вопрос – об ответственности,
всевластии и всемогуществе. Не нужно быть профессиональным историком или
дипломированным обществоведом, чтобы усомниться в реалистичности подобных
явлений. Руководя даже небольшим производством или учреждением, легко убедиться
в бессмысленности «беспредельной власти». Этот миф, положенный в основу
идеологемы культа личности, оказался очень эффективен и живуч в качестве оружия
против Советской системы. Ассоциация СССР с подобием Мордора, где безраздельно
правит жестокий полубог, стала ядром антикоммунистического пропагандистского
арсенала. Но Сталин реальный, а не выдуманный, по-настоящему интересен тем, как
его знание общества и законов общественного развития при трезвом сознании
границ собственных возможностей позволяли шаг за шагом придавать объективному
социальному развитию больше планомерности за счёт слепой стихии. Разобщённость
и разрозненность, где каждый за себя, так называемая, а по сути лживая, свобода
– фундаментальное условие капиталистического диктата, когда неизбежно
выдвигается кучка сильных и верховодит всеми остальными. Научная организация
общества, невозможная без соучастия в общественном управлении всех без
исключения его членов, для сегодняшних учёных представляется опасной «тоталитарной»
фантазией, а для наших дедов была создаваемая их руками реальность. Да, новое
общество породило новых людей, для которых социальная справедливость была
базовой жизненной ценностью. Их ярче всего характеризует беспримерный массовый
героизм в годы Великой Отечественной войны. Но общество по природе инертно и не
меняется за одно или два поколения. И будь ты трижды генсек, отец народов и
академик всех академий кряду, реальность жёстко положит предел твоим хотелкам.
Если, конечно, ты, как нам любят рассказывать, безграмотный капризный тиран, а
не естествоиспытатель и первопроходец величайших социальных открытий.
Те времена, как кажется многим, минули навсегда. Но так только кажется.
Социальная материя никуда не делась, как и законы её развития. И однажды
открытые пути обязательно откроются вновь. Конечно, всё во многом будет иным, и
люди, и условия будут сильно отличаться от того, что мы знаем. Но глобальное
движение человечества к лучшей, справедливой жизни ни остановить, ни отменить
невозможно. И пусть сегодняшняя юбилейная дата напомнит нам об этом. Как и о
человеке, не только размышлявшем век назад о тех же вещах, но и нашедшем в себе
волю, ум и отвагу посвятить им жизнь.
Сегодня, в эту юбилейную дату нам бы хотелось обратиться к одному из
самых напряжённых и судьбоносных периодов деятельности И.В. Сталина –
1920–1922 годам, во многом определившим как ход социалистического
строительства в СССР, так и мировые судьбы социализма в XX веке.
Своё документальное освещение эти темы получат в 16, 17 и 18 томах издания
«Сталин. Труды». Сейчас же мы позволим себе немного поразмышлять над тем, какая
на основании этих документов возникает картина.
Историки показали, что центральное положение в исполнительных органах
РКП Сталин занял благодаря целенаправленной работе В.И. Ленина. Но почему
был выбран именно он?
На виду была сталинская черта, неоднократно и убедительно проявлявшаяся
в послеоктябрьский период: способность самостоятельно создать работающую
структуру, упорядочить деятельность в конкретной сфере, наладить систему
управления с учётом и контролем, способную осуществлять важную функцию быстро и
эффективно. Это вовсе не чисто административная деятельность. В условиях
динамически и стихийно складывавшегося нового аппарата госуправления для
решения таких задач требовались не столько полномочия наркома, члена Политбюро
и РВСР, сколько реальные авторитет и компетентность, приведшие на эти посты.
Пройденная Сталиным школа отмечена не только удачами – на то она и
школа. И здесь важно понять вот что. Сталину приходилось создавать и налаживать
работу глобальных структур, – от наркоматов до национальных автономий –
отвечавших новой социальной реальности и касающихся судеб огромных людских
масс. И это неизбежно в пору революционных перемен, в которых Россия остро
нуждалась с сначала века, что неопровержимо доказывают три русские революции.
Но история тех лет знает и множество мертворождённых, идеалистических проектов.
Например, либерально-буржуазный проект 1917 года, отвергнутый большинством
населения страны. Как и белая идея, победа которой была возможна лишь при
условии создания в стране массовой боеспособной антисоветской силы. Её можно
было рекрутировать только из крестьян. Но идеология белых в любом издании –
хоть монархическом, хоть либеральном – крестьянством неизменно отвергалась,
едва дело доходило до её водворения. Интервенты (без чьего вмешательства Гражданской
войны в таких масштабах не было бы вовсе) поняли это раньше Колчака и Врангеля.
Но что сгубило белых, легко могло сгубить и красных, будь во главе
Совнаркома деятели типа Столыпина, Керенского или Милюкова. Крестьянство, куда
более левое, чем меньшевики и эсеры из Комуча, было за революцию ровно
до момента прекращения войны и получения земли. Что этого недостаточно для
закрепления завоеваний революции и даже для удержания трудящимися этой самой
земли, объяснить крестьянину на словах было невозможно. Это требовало тягот и
лишений, связанных в крестьянском сознании со старым режимом и неприемлемых с
наступлением свободы. В крестьянстве как угнетённом большинстве концентрировалась
колоссальная сила революции. А как в стихийной мелкобуржуазной массе, тяготеющей
в каждом отдельном случае к «крепкому хозяину», – его роковая уязвимость. Ленин
был учёным-обществоведом и как никто понимал своеобразие этой диалектики,
обязывающей Советскую власть искать для движения вперёд реальные пути, не слепо выведенные из теории, а учитывающие
социальный контекст. Верно избранные формы, отвечавшие объективным интересам
трудящихся, наполнялись и поддерживались мощной социальной динамикой, а
неверные этой динамикой беспощадно отметались.
Так был осознан и осуществлён нэп. Именно потому в последние годы жизни
Ильич так напряжённо прорабатывал механизмы классовой смычки рабочих и крестьян,
в которой только и мог обеспечить перспективы России социалистической.
Умение грамотно вывести новую организационную форму из классового
содержания и было самым сложным для административного, государственного и политического
строительства тех лет. В этом и заключается подлинная революция, делающая
глубинную энергию социального недовольства, стремления к свободе и лучшей доле
могучим источником созидания нового справедливого общества.
Подобные задачи и приходилось решать Сталину. Часть его достижений
носила характер «пожарный», прикладной: проведение продовольственной политики
на юге России и снабжение центра летом-осенью 1918 года, политическое обеспечение
обороны Петрограда в мае-июне 1919 года, восстановление производства и
снабжения на Донбассе в рамках функционирования трудармии в феврале-марте
1920 года. Впечатляют энергия и напор, с которыми он берётся за дело,
комплексный подход к решению задачи, тяготение к «перетягиванию одеяла на
себя», выражавшееся в презрении к административным препонам и границам
компетенций.
Но если перечисленные выше успехи вернее считать тактическими, то этого
не скажешь о его разработках конституционных основ Советской России (апрель
1918 года), структуры и принципов Наркомнаца, опиравшегося на уже
выдвинувшиеся прогрессивные национальные кадры (март-май 1918 года),
функций института комиссара и создании Конной Армии – первого массированного
конного соединения в (октябрь 1919 года), реформе госконтроля и придании
ему характера народного, рабочего (апрель 1920 года), принципов
автономизации и их внедрения (осень 1920 года). Здесь Сталин выступал в
роли идеолога, и его инициативы носили принципиально долгосрочный характер, во
многом определивший облик Советской России. (А вскоре ему предстояло стать ещё
и одним из архитекторов СССР).
В результате к зиме 1920–1921 годов в его лице партия получила
практика с богатым и разнообразным организационным опытом. И очень вовремя, ибо
назрела необходимость закрепления жёстких организационных форм в деятельности
главного инструмента революционных преобразований – самой партии.
Её роль как организующей и руководящей силы революции была ключевой. По
мере изменения задач – от подготовки к взятию власти и обороне к строительству
нового общества – усложнялись и расширялись функции партийных комитетов,
увеличивалась административная и хозяйственная нагрузка на них, умножались и
усложнялись межведомственные связи, повышалась общая ответственность, лежащая
на партийном руководстве снизу доверху. А люди во главе обкомов и губкомов по
окончании Гражданской войны были разные, не все оказались готовы к новому
объёму задач. Кому-то не хватало знаний и навыков, кто-то не умел соразмерить
частные проблемы с общими. Не везде, мягко говоря, царила дисциплина. И недостатки
главного движущего инструмента сказывались на эффективности общего советского
организма.
Для самого Ленина партийность была, безусловно, определяющим фактором. Высший руководящий аппарат принятия решений
в РСФСР, был абсолютно самобытен и далёк от традиций романовской империи и буржуазной
России. Коллегиальность в Политбюро ЦК как избранном партией коллективе лежала
в основе принятия самых важных в стране решений. Те же люди параллельно были
наркомами, членами ВЦИК, возглавляли территориальные и хозяйственные Советы,
совмещали членство в нескольких проблемных комиссиях и т.д. Но в первую голову
они были большевиками, облечёнными доверием партийной массы. Ярче всего это
выражалось во внутренней переписке, выполнявшейся, как правило,
на ведомственных бланках, но лишённой казённых штампов и бюрократической
вермишели. Друг к другу обращались, товарищи
по общему революционному делу, а уж затем наркомы, председатели и члены
разнообразных комитетов. И чаще всего писали от руки, что говорит о самостоятельности
работы с документами как норме.
Но, как и во всяком коллективе, объединяющем незаурядных людей со своими
характерами, привычками и, главное, спецификой во взглядах на судьбы и пути
революции, требовались предельно обезличенная процедура, формальные правила,
обязательные для всех, иначе возникает угроза склок и конфликтов, борьбы за
главенство во вред делу без конца. Как выглядит до предела обострённое
противостояние внутри главного органа партии, наглядно показали ситуации с
Брестским миром и профсоюзной дискуссией. Уже тогда ряд членов Политбюро и их
единомышленники показали, как далеко они (и, прежде всего, Л.Д. Троцкий)
готовы зайти, требуя учёта их точки зрения, даже в явном меньшинстве. Усиливая
роль секретариата ЦК, куда и вошёл Сталин, Ленин ограничил возможности
«разброда» и «разгула». Раньше функции ответственного секретаря выполнял
В.М. Молотов, чей авторитет, пусть и кандидата в члены ПБ, мог не
восприниматься отдельными товарищами как равный. О Сталине этого никто сказать
не мог без риска получить адекватный отпор.
Комите́т чле́нов Всеросси́йского Учреди́тельного собра́ния
(сокр. КОМУЧ или Комуч) — первое претендовавшее на статус всероссийского
антибольшевистское правительство в период Гражданской
войны. Реально власть Комуча распространялась на территорию Среднего
Поволжья, Прикамья и Южного Урала - Ред.
[2] Наркомнац - Народный комиссариат по делам
национальностей РСФСР - рган государственного управления РСФСР, осуществлявших
проведение советской национальной политики в 1917-1924 годах. Бессменным
наркомом (до 1923 года) был И.В. Сталин - Ред.