О специфике работы c марксистской литературой в зарубежных условиях.
(5)
Владимир Жуковский
Часть 1, Часть 2, Часть3,
Часть 4, Часть 5, Часть 6.
Список
литературы:
1-110, 111-220, 221-330, 331-441
Специфика доступа как коррелят социальной значимости тезисов.
Очевидно, что сводить
причину данного явления к чисто экономическим процессам некорректно, поскольку
и последние определяются спросом, который, в свою очередь, не возникает сам по
себе, являясь продуктом условий существования. "Революционеры", не
требующие изменения строя, а желающие локальных изменений встречаются в Европе
и за её пределами чрезвычайно часто и, как правило, не испытывают недостатка в
книгах, а различные анархисты и иные представители бунтарского энтузиазма, не
нацеленного на социалистическую революцию, интеллектуально поддерживаются даже
такими фирмами как Amazon (как пример последнего можно привести издание Бакунина на Amazon Digital Services не лимитируемым, по определению,
тиражом в Kindle Edition [215-217], хотя до этого, не считая репринтных изданий
2010-2011 по системе print on demand в CreateSpace и Nabu Press [218, 219], он издавался только
левацкими и прогрессивно-академическими издательствами [220-222]). Такая
выборочность сродни изданию избранных работ Маркса (логично спросить: "Кем
избранных?") [223, 224] с отсеиванием наиболее радикальных и последовательно-политических
трудов. Поэтому: когда речь идёт о зарубежных изданиях классиков правильным
было бы придерживаться не авторского, а тематического подхода к выбору книг и
электронных ресурсов, собирая сравнительные антологии позиций Маркса, его
последователей и оппонентов по тем или иным вопросам с целью логического
анализа подбираемой информации. В таком случае вероятность подпадания под
конформистское воздействие среды (причем как правой, так и "левой" её
части) в интерпретации классиков сходит к нулю, а у читателя появляется не
догматический свод мнений ортодоксальных и неортодоксальных марксистов, а
возможность логического сопоставления позиций в ходе сознательного выбора, в
котором определенность и твердость позиции сопоставляющего читателя прямо
пропорциональна числу полно сопоставленных источников. Рекомендуя данный тип
работы с литературой, позволю себе сослаться на рассказ одного из молодых
зарубежных марксистов, который заявил мне, что длительное время колебался, не
будучи готов сознательно определиться в политической ориентации, от марксизма к
либерализму, но доступ к университетским библиотекам, в которых он сумел комплексно
сопоставить и тот, и другой, причем как в западных, так и в восточных
вариациях, привел его к мнению о необходимости придерживаться марксистской
идеологии в классической "европейской" форме. Таким образом, он
использовал доступ к трудам оппонентов марксистов как путь к сознательному
марксизму и отрицанию анархизма и либерализма.
Опираясь на данный
тематических подход, можно использовать комплексные книги-сборники, в которых
представлены мнения классиков по конкретной проблематике (напр., "К.
Маркс, М. Бакунин, П. Кропоткин: О Парижской коммуне" [225], "Маркс и
Энгельс о тред-юнионизме" [226]), эволюция этих позиций во времени в
меняющейся политической ситуации (см., напр., "Избранная журналистика
Карла Маркса" [227], трехтомник трудов и сообщений Маркса по политическим
вопросам [228]), а также квинтэссенции их позиций по ряду вопросов, воплощенные
авторами в виде отдельных работ. К числу последних как пример можно отнести
актуальные для современной коммунистической молодежи работы "Происхождение
семьи, частной собственности и государства" [229-231], долгое время не
издававшуюся за рубежом, но архиважную в тактическом и стратегическом аспекте
вещь "О классовой борьбе во Франции" [232-233], классический сборник
о колониализме, явно наталкивающий на сравнения развития последнего с рядом
эффектов глобализации [234], "Личность и общество", необходимую для
понимания роли масс и личности в истории и классовых пороков постмодернистского
общества
[235], достаточно емкий, несмотря на свой малый объём и формат, энгельсовский
фолиант о роли силы в истории - по политике Бисмарка [236, 237], имеющей
известные антиглобалистам аналогии в современном мире. Однако, как можно убедиться из
вышеперечисленного, издания рекомендуемых работ по острой проблематике либо
единичны и маргинальны по издающим их структурам, либо не переиздавались с
1960-х - 1980-х годов, либо не являются релевантными по сложившейся в среде
почитателей марксизма традиции считать большую часть работ Маркса-Энгельса
уделом специалистов-философов и историков - оставляя себе лишь поверхностное
мнение об основных идеях марксизма, примерно равное познаниям поэзии Пушкина
школьником младших классов, ознакомившимся с его сказками. Только наиболее
полное исследование (подчеркиваю: исследование,
а не изучение) позиций классиков и
современников по всем ключевым вопросам даёт полноценное право относить себя к
приверженцам концепции, в то время как поверхностное знание всегда является
материальным субстратом спекуляций и провокаций, что заведомо противодействует
формированию революционной активности актива. Следует отметить, что за рубежом
марксистов мало, но и филистеров в марксизме также мало, в то время как в моей
бывшей Родине к марксистам относят себя все, кому не лень, итогом чего является
появление марксистов-язычников, марксистов-националистов с православным
уклоном, марксистов-народников, марксистов-монархистов (им же несть числа) и
прочей патологии. Это напрямую связано с повышенной ответственностью лиц,
относящих себя к последователям марксизма за рубежом, выражающейся в
доскональном (по возможности) изучении идей, фактических подтверждений,
современных тенденций и возможных искажений марксизма; напротив - в России
марксизм для многих является не более, чем ностальгическим либо идеалистическим
элементом ушедшего советского строя и его материальных свидетельств,
повсеместно окружающих его последователей, что, по существу, и является для
многих определяющим моментом в выборе его как идеологии.
Часть 1, Часть 2, Часть3,
Часть 4, Часть 5, Часть 6.
Список
литературы:
1-110, 111-220, 221-330, 331-441
|