О специфике работы c марксистской литературой в зарубежных условиях.
(2)
Владимир Жуковский
Часть 1, Часть 2, Часть3,
Часть 4, Часть 5, Часть 6.
Список
литературы:
1-110, 111-220, 221-330, 331-441
Специфика издания марксистской литературы в Европе и США.
Изменение количества
изданий в print on demand никак не коррелирует с тематикой и уровнем революционности
издающихся таким образом работ. Так, работа, тематически и идеологически мало
чем отличающаяся от цитированной выше "Восемнадцатое брюмера Луи
Бонапарта", а именно "Гражданская война во Франции" Маркса, по
неочевидным (на первый взгляд; хотя у пристально всматривающегося в содержание
марксиста могут быть некоторые гипотезы на этот счет) причинам не издавалась в
данном формате, да и в форме капитального бумажного издания издавалась явно
мало и недостаточно [62-64]. Вместе с тем тематически близкой работе по
крестьянской войне в Германии "повезло больше" [65-68], что говорит о том, что тираж и успех марксисткой книги за
рубежом определяется не её целесообразностью для прочтения, а конъюнктурой
рынка - со всеми вытекающими из этого последствиями. Мне доводилось общаться с
молодежью, в том числе - эрудитами из университетской среды, которые отчаянно
бравировали фамилиями классиков, хвалили и бранили авторитетов, искали
новаторство у Грамши, Ги Дебора, Бодрийяра, Мао и других, но не знали ряда
фундаментальных работ Маркса и Энгельса, известных практически всем более или
менее глубоко погруженным в марксистскую проблематику в России. Как было мной
установлено при контент-анализе и работе в библиотеках, эти работы
действительно были малодоступны для широкой аудитории. Это очевидно, так как
собрание сочинений на языке оригинала (MEGA) доступно только немецкоязычным специалистам,
а издания на английском языке, если не считать 50-томник, выпущенный
издательством "Прогресс" вместе с "Lawrence & Wishart" и "International Publishers" (MECW) в 1970-е - 1980-е годы, не
существует. Поэтому особое значение (по крайней мере, до завершения проекта MEGA - 2, ведущегося Международным
институтом социальной истории - The Institute of Social History - в Амстердаме) приобретает
доступность электронных версий и "Kindle edition", загружаемых с Amazon.com непосредственно на электронную платформу.
Этим вариантам поиска марксистской литературы будет посвящен специальный раздел
настоящей статьи, а пока следует вернуться к работам Маркса, издаваемым за
рубежом в бумажном виде.
Наиболее широко
распространены в западной Европе и США экономические работы Маркса, так как определенными
силами все делается для того, чтобы представить Маркса крупнейшим экономистом,
но не более того, отрицая революционную сущность его работ как программы
действий по захвату власти и изменению общественного строя. Об этом можно
сожалеть, а можно извлекать из этого классовые уроки, но, так или иначе, de facto в указанных географических локациях
проще найти почитателя Маркса как экономиста, чем марксиста-революционера - в
особенности, в среде работников умственного труда. Если не считать
вышеуказанный "Капитал", занимающий более одной-двух тысяч страниц
[69, 70] (не считая "Писем", выходящих отдельным изданием [71]) и,
как следствие, до конца не прорабатываемый и многими позиционирующими себя как
марксисты-интеллектуалы, за рубежом относительное весомое распространение имеют
такие работы как "Наемный труд и капитал" и "Заработная плата,
цена и прибыль" Маркса [72-74], а также "К критике политической
экономии" [75-79]. В силу национальных причин в Великобритании также
проявляют интерес к работе Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в
Англии" [80, 81] и материалам Маркса и Энгельса по ирландскому вопросу
[82]. Вместе с тем, практически не издаются работы Маркса и Энгельса,
относящиеся к фундаментальным философским и политэкономическим проблемам:
например, работы по диалектическому и историческому материализму под единой обложкой
последний раз издавались в 1976-1977 годах [83-84]; работа Ф. Энгельса
"Развитие социализма от утопии к науке", ставящая социалистические
представления на научную основу, не считая выпуска в формате "print on demand" в 2010 году [85] и аналогичного
немецкого издания в 2009-м [86], последний раз выпускалась на английском языке
издательством "International Publishers" в 1972-м году [87]; "Диалектику
природы" в современном издании на английском языке найти практически
невозможно, а какой-либо проспект по научным работам Энгельса издавался только в
1995-м году [88]; "Антидюринг" после 1976 года [89] издавался (если
это выражение применимо для данной технологии) только как "print on demand" в 2010 году [90]; а работы,
затрагивающие тему религии, будучи исходно (в 1960-х годах) издаваемыми для
студентов в университетских издательствах типа Oxford University Press [91], впоследствии длительное время
не имели переизданий (не считая немецких - [92]) до репринтного переиздания в
эконом-варианте в издательстве "Dover" весьма ограниченным тиражом
[93]. Иными словами, современный капиталистический мир пытается нивелировать
значение стратегических вопросов и задач философского и
глобально-организационного профиля, поднятых классиками марксизма, сводя их
роль к частным экономическим проблемам. При этом не представляет трудности
нахождение заведомо недостаточно полных и осмысленных ранних работ Маркса [94,
95], художественных произведений Маркса [96, 97] и персональной переписки [98,
99], хотя все это не несет столь бесценной смысловой нагрузки, какая заложена в
базовых работах. Аналогичная ситуация имеет место с библиографической
литературой: хотя по известным данным каталога Библиотеки Конгресса США, Маркс
является лидером по числу изданий библиографического плана, очевидно, что
отнюдь не все видят в них не только его личные "ошибки", а, прежде
всего, векторы мысли и руководства к действию в условиях борьбы.
В силу навязываемой
капиталистической системой толерантности, распространения и популярности не
получают издания классиков критического плана (что небезынтересно в связи с
наличием критики самих классиков типа [32]): так, например, "Критика Готской
программы", не считая издания 1938 года и его перепечаток, реализованных
"International Publishers" [99], не издавалась в одиночном
виде 70 лет [100], после чего была переиздана также левым
издательством "Red and Black Publishers", но уже в составе сборника
[101]. Антирелигиозные и критические, по существу, работы Маркса типа "Немецкая
идеология" перепечатываются в последнее время только по советскому
англоязычному изданию [102-104] (судя по тексту); аналогичное верно для ряда
других работ. Тем не менее, в сборнике, изданном научно-философским
скептическим издательством "Prometheus Books" в
серии "Великие философские книги" ("Great Books in Philosophy") [105] "Немецкая идеология"
и "Тезисы о Фейербахе" присутствуют (последние переиздавались и позже
[106]), что явно говорит о том, что слоем читателей, наименее затронутым язвами
постмодернистского, а, по существу, тотально-безыдейного общества, являются
люди науки и многие философы - те, кому занимать толерантно-плюралистическую
позицию противопоказано характером их занятий. С позиций данного объяснения
становится понятен тот факт, что издательства классических университетов не
боятся издавать и политические работы марксистов [107]. В то же время,
поскольку западная философская среда чрезмерно засорена идеалистами и представителями
различных направлений, отрицающих объективность научного знания и постижимость
закономерностей мира, по крайней мере, социально-гуманитарного аспекта
действительности, мало востребованными - мало издаваемыми остаются такие работы
как "Нищета философии", которая, помимо многократных репринтов "International Publishers" (одно из последних - [108]; до
открытия данного издательства в начале ХХ века её издавал также C.H. Kerr [109]) и англоязычного издания, выпущенного
в 1973 году издательством "Прогресс", но не нашедшего широкого
распространения на Западе (судя по журнальным цитированиям), не переиздавалась
крупными немарксистскими издательствами до начала XXI века и широкого распространения
технологии "print on demand" [110-112]. Последняя технология
позволяет заказать радикальную информацию интересующимся ею единицам, но не
дает возможности заинтересоваться ею обычному человеку по массовым изданиям. Впрочем,
специалисту найти аналогичные работы в фонде библиотеки N-го университета за рубежом
значительно проще, чем во многих местах в России, где, как мне официально
заявили в ряде библиотек, от книг подобного рода (эпитет) избавились ещё в
начале 1990-х и безвозмездно заиметь их вновь, если я им предложу, не желают.
Поэтому основной, по существу, контингент читателей подобной литературы и,
соответственно, носителей идей социализма составляет не пролетариат физического
туда, а ученые и студенты, в связи с чем идеи, как правило, доходят до
понимающего их, в основной мере, читателя. Это явно лучше, чем загруженность
работами классиков марксизма обычных советских библиотек, при которой читатели
ограничивались расхожими цитатами, подбираемыми к различным частным случаям
самым начетническим образом, а в начале 2000-х мне пришлось взрезать страницы
изданий классиков 1960-1970-х гг., как будто они только что вышли из печати, из
чего, в совокупности с данными формуляра, следовало, что их никто не
прорабатывал до настоящего времени.
Неожиданные корреляты доступа к марксистской книге в СССР и
на Западе.
Одним из следствий
подмеченного отличия между советским и европейским типами прочтения марксистской
литературы является то, что, в отличие от советских философов, после
сталинского периода практически переставших, в подавляющем большинстве, вести
исследования в логике марксизма,
прикрывая свою теоретическую беспомощность в ходе оправдания волюнтаристских
вихляний политической конъюнктуры цитатами
классиков марксизма, зарубежная теоретическая мысль не остановилась после
30-х-50-х годов, что привело к возникновению множества работ, отвечающих с
опорой на диалектический и исторический материализм или с его критикой на различные
вызовы времени. Многие из них, на наш взгляд, являются антикоммунистическими и
антимарксистскими, но развитие дискуссии по ключевым проблемам марксизма в
конце XX - начале XXI века было столь же сильно подхлестнуто ими, как становление
марксизма в XIX веке работами Дюринга и Прудона (контраргументами к которым стали работы
"Анти-Дюринг" Энгельса и "Нищета философии" Маркса). Появились
монографии, посвященные: марксизму в экологии [113], революционной философии
Маркса в феминизме [114], взаимосвязи эволюции социума и естественного отбора с
историческим материализмом [115],
марксизму в криминалистике и криминологической теории [116], иерархии
предпосылок и обоснований политэкономии Маркса [117], восточным "марксистским"
идеологическим течениям и национализму в их интерпретации [118],
постколониализму и постимпериализму в современном состоянии с позиции марксизма
[119], новейшим технологическим и социальным трендам в их связи с выводами из
работ Маркса [120], марксизму и свободе в современном её понимании [121], постмодернистской
и марксистской герменевтике [122], пользе марксистского подхода в образовании и
воспитании [123], девиациям социализма к национал-социализму, фашизму в первой
половине ХХ века [124], возможности увядания марксисткой мысли в странах социалистического
лагеря и странах капитализма под действием внутренних и внешних, объективных и
субъективных причин [125], корректности исторического материализма по Марксу в
противовес упадничеству Ф.Й. Фукуямы [126], комплексному сопоставлению
исторических перспектив марксизма (в частности аналитического марксизма,
"рыночного социализма", эко-социализма, пост-колониализма,
социал-феминизма), нео-либерализма и футуризма [127], марксизму и средствам
массовой информации [128, 129], марксистским направлениям и народно-освободительной
борьбе, в частности - марксизму в африканских странах [130], роли марксизма в
становлении французского левого движения в ХХ веке и его зарождении в XIX веке [131], влиянию марксизма на
мировую литературу и позициям марксистов по отношению к её развитию и его
главенствующим трендам [132], критике расовой концепции в педагогике с позиций
марксизма [133], критическому осмыслению западного марксизма и практики
советского ленинизма [134], роли марксистской этики в культурном освобождении трудящихся
[135], марксистской политике и реформизму [136], диалектике позднего марксизма
[137], марксистской философии языкознания [138] (была опубликована ограниченным
тиражом в СССР в 1929 году, но позднее, по известным нам данным, не
публиковалась до настоящего издания Гарвардского университета), развитию марксистской
апологетики советского строя в аспекте недостатков организации социума и
государственного управления [139], марксистскому взгляду на экологическую
экономику [140], экологии и историческому материализму [141], постструктурализму,
либерализму и их взаимоотношениям с марксизмом [142], марксизму и "новым
левым" [143], трендам в неортодоксальном марксизме и их отношению к
революционным процессам [144], связи природного и экономического кризиса при
капитализме, раскрываемой с марксистских позиций [145, 146], science fiction и футуристическим версиям развития
социалистических обществ [147], т.н. "культурному" марксизму [148], марксистскому
взгляду на кино [149], классической марксистской критике религии и метафизики
[150], роли коммунистических режимов в верификации марксистско-ленинских
гипотез [151], различиям марксистских и марксистско-ленинских принципов
организации борьбы рабочего класса в Европе [152], проблеме трансформации
рабочего класса в социалистическом Китае [153], вредительстве и сопротивлении
рабочих внедрению новых принципов организации труда при Сталине в СССР как
проблеме развития рабочего класса [154], взаимосвязи глобализации ("Yankee international") по-американски и марксистского
интернационализма, с одной стороны, и революционной тактики и реформизма, с
другой стороны [155], технократической мощи кооперирующихся транснациональных
социалистических корпораций в СЭВ как продукте выполнения социалистических принципов
организации труда и общественных отношений [156], ментальным проблемам
восприятия марксизма рабочими и интеллектуалами и их роли в революционной
ситуации [157], революционности и рок-cубкультуре [158] и т.д.
Можно спорить о научной и
идеологической ценности или корректности этих книг, но нельзя опровергнуть одно
- марксистская (равно как и антимарксистская) философия и наука работала за
рубежом более активно и тематически-гибко, чем отечественная в СССР в то же
время. Так как при значительно меньшем доступе к марксистской литературе, чем в
СССР, зарубежные мыслители выдавали и продолжают выдавать столь значительное
количество научной продукции по марксизму и смежным дисциплинам, логично полагать,
что КПД и целеустремленность зарубежных читателей классиков значительно выше,
чем в СССР и, тем более, чем в современной России. Следует отметить, что я
вскрыл только малый пласт относительно современной литературы, чтобы
проиллюстрировать "на срезе" тематическое многообразие направлений
развития марксистских изысканий за рубежом, в то время как, в действительности,
практически ежегодно выходят сотни книг по данным тематикам, не считая
бесчисленных статей в зарубежных журналах. Таким обилием работ не мог бы
охарактеризоваться ни один период в развитии советской марксистской мысли, в
связи с чем отсутствие теоретического паритета вполне очевидно привело к
затуханию и изоляции наших специалистов по сравнению даже с
восточноевропейскими коллегами по профилю научно-идеологической работы. Дело бы
обстояло не столь тяжко, если бы наши специалисты не занимались зарубежными
марксистами ХХ века, а они, в свою очередь, не занимались бы исследованиями
советского варианта развития социализма и его теориями, но зарубежная
советология (даже, как странно это не звучит - просоветская советология) активно
занималась нами и переводила труды многих отечественных марксистов, а мы её не
только не знали, но и открыто отказывались от взаимодействий с нашими зарубежными
коллегами-марксистами, апеллируя к их буржуазности, даже тогда, когда
позднесоветская система была практически столь же близка к буржуазной традиции,
как и они. Массовые переводы отечественных классиков (Ленина, Сталина, Троцкого и др.),
известные в США и Европе, порождали множество дискуссий и направляли взгляды
зарубежных марксистов на СССР, но их энтузиазм быстро затухал без обратной
связи. В итоге перехода от чистого марксизма к революционной практике ленинизма
там не произошло, а СССР переключил сферу своих внешнеполитических интересов на
развивающиеся страны и страны третьего мира (которые быстро отказывались от
социализма, как только едва становились на ноги), заведомо поправ тем самым основы марксизма и
потеряв множество высокообразованных сторонников в цивилизованных странах.
Впрочем, у российских коммунистов-патриотов есть свои взгляды на этот счет,
поэтому рассуждения на эту прекращаются как заведомо неблагодарный повод для
дискуссии с игнорирующими логические законы материализма представителями
доморощенного социализма, связывающими с последним "соборность",
"общинный уклад", "Русский Лад", аналогично тому как в
негритянских сообществах при слове "социализм" заходит речь о первобытно-общинном
строе и советской помощи [130].
Часть 1, Часть 2, Часть3,
Часть 4, Часть 5, Часть 6.
Список
литературы:
1-110, 111-220, 221-330, 331-441
|