Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 458
Объявления
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Наш видеолекторий

 




 


Темы

Социальная философия

Революция и контрреволюция

Наша история

Вопросы экономики социализма.

Оппортунизм

Религия

Есть обновления

Главная » Статьи » Рубрики » ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Ленинизм и Кубинская революция (1953–1959) (1)

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Ленинизм и Кубинская революция (1953–1959) (1)

О социалистическом потенциале мартианской демократии

З.И. Соколова 1


Посвящается 50-летию Кубинской революции

«Если на Кубе уже не осталось мужчин, способных защитить честь родины, почему молчат раковины на ее берегах, почему они не зовут к оружию мертвых индейцев? Почему пальмы стонут, а не отдают приказания войскам? Почему горы не встанут стеной, преграждая путь тем, кто преследует героев? Пусть же бьются на земле, пока останется хоть пядь земли, а если не останется и пяди, пусть бьются, стоя в море».

Хосе Марти. Эредия. 1889.

Я бы предал собственную совесть, если бы продолжал вполсилы исполнять обязанности, требующие полной отдачи и физической активности.

Фидель Кастро. Послание народу Кубы.18 февраля 2008 г.


Историческое место Кубинской революции
(26 июля 1953 – 1 января 1959 гг.) в мировом революционном процессе ХХ века

Куба, что было бы с тобой, если бы ты позволила умереть Апостолу.[1]

Фидель Кастро. История меня оправдает

Определение исторического места Кубинской революции требует, прежде всего, соотнесения с предшествующей историей освободительного движения в стране. И в особенности – с характером развития антиколониального и антиимпериалистического революционных процессов в тесной взаимосвязи с социальными задачами, которые со всей остротой стояли перед кубинским обществом со второй половины ХIХ в., когда завершилось формирование нации и национального самосознания. Объяснение же победы революции во второй половине ХХ в. требует скрупулезного учета объективных обстоятельств в их прямой связи с созреванием субъективного фактора, способного решить исторические задачи освободительного движения. Этот тезис особо важен из-за «подвижности» внутреннего содержания самих решаемых задач, потому что их природа, усложняясь от этапа к этапу, всякий раз диктовала необходимость изменения (нередко кардинального!) тактики их решения.

Обусловлено же данное обстоятельство было не столько внутренними, сколько внешними факторами. И вызывалось оно не сугубо национально-социальным содержанием самого освободительного процесса. Решающим всякий раз становилось влияние геостратегического положения страны и географии острова. В частности, соседство с агрессивным хищником в лице Соединенных Штатов и природой мировых экономических связей, в которые была втянута как дореволюционная, так и постреволюционная Куба.

Своеобразие положения страны сказалось на истории освободительного движения и непосредственно отразилось на идейной эволюции концепции национальной независимости и ее трансформации в концепцию государственного суверенитета. В итоге при непрерывности самого революционного движения происходит обусловленная закономерностями борьбы поэтапная смена политического авангарда на каждом новом, крутом историческом повороте. Иными словами, речь идет о поэтапном формировании поколений борцов, готовых принять и, в свою очередь, передать эстафету борьбы за реализацию стратегической цели – завоевание суверенитета. И всякий раз поколению, способному идеологически обновить программу действий, приведя ее в соответствие с задачами, усложнившимися из-за «вторжения» в исторический процесс ранее отсутствовавших или, быть может, дремавших факторов.

Воплощением каждого поколения становились социально-политические силы, диктующие авангарду выбор тактики, соответствующей моменту и, что особенно существенно, гибкой политической линии. Что же касается стратегии, то она, как программа-максимум, как бы остается временно в некоторой «неприкосновенности» и политически выверенной «автономности». Речь идет не об абсолютизации стратегии, как некоей константы, не могущей быть измененной или пересмотренной. На этот аспект приходится обращать особое внимание, потому что в ходе двух антиколониальных (против Испании) революций в кубинском обществе произошла поляризация политических сил, возникло (не без воздействия Вашингтона) течение так называемых аннексионистов (сторонников аннексии острова Соединенными Штатами) с притязаниями на лидерство в освободительной борьбе. Данная ситуация ставила под удар завоевание независимости, обрекая страну на ограничение государственного суверенитета и усугубляя обострение внутринациональных противоречий. В итоге перед авангардом со всей неотложностью встала необходимость концептуальной корректировки идеологии независимости, принципиального, с учетом внешних факторов, пересмотра содержания стратегии, а также тактики и политической линии в зависимости от расстановки и соотношения борющихся сил.

Решение этой задачи выпало на долю выдающегося революционного демократа Хосе Марти. В бескомпромиссной борьбе с аннексионизмом как течением и с его адептами как реально противостоящей силой Марти заложил фундамент концепции и теории суверенитета. Одержав победу в защите этих идей на двух Вашингтонских международных конференциях (1889, 1891 гг.), он бросил вызов геополитике Вашингтона по насаждению собственного господства в Латинской Америке. В этом состоит сущность мартианства как революционного учения о завоевании подлинной независимости и противостоянии захватническим амбициям Белого дома.

Завоевание суверенитета, как конечная цель стратегии освобождения, а главное – гарантия суверенитета, достижимы (и свидетельство тому опыт Кубинской революции) лишь на путях движения демократии к социализму. То есть использования ее революционного потенциала для формирования и мобилизации авангардом таких политических (решение вопроса о власти), социальных и экономических факторов, которые не позволяют революции застыть на полпути. В контексте Кубинской революции 50-х годов это и есть не что иное, как социалистический потенциал мартианства, олицетворяющего неразрывность национальных и социальных задач освободительной борьбы. Надо отдать должное политическому чутью авангарда во главе с Фиделем Кастро: реализация этого потенциала, как будет показано ниже, началась до свержения режима и в соответствии с требованиями закономерностей борьбы, открытых классиками марксизма-ленинизма.

Определяя историческое место Кубинской революции, на мой взгляд, следует видеть присущую ей уникальность в том плане, что она является первой победоносной революцией нового типа. И эта новизна состоит в том, что Движение 26 июля, как авангард, мобилизовало трудящихся на совершение революции, которая не только была направлена против неоколониализма, но и одержала над ним победу, прежде всего идеологическую. Эта победа была подтверждена в ситуации бескомпромиссного противостояния, когда гибель СССР и международного социалистического разделения труда обрекала страну на двойную экономическую блокаду и, казалось, лишала стратегической перспективы.

Из этого вовсе не следует, что Кубинская революция не есть продолжение такого выдающегося события ХХ века, как Великий Октябрь. Напротив, опыт Великой Октябрьской социалистической революции, обновивший марксизм и показавший возможности победы пролетариата в отдельно взятой стране, открыл для революционных сил Кубы новый простор в творческом понимании и реализации великого учения.

В этой связи мне трудно отказать в справедливости мысли о том, что не только опыт прошлого обогащает настоящее, но и настоящее способно обогатить понимание опыта прошлого. Практика Кубинской революции раскрывает глубже свои заслуги перед теорией после пережитой мировым сообществом драмы ухода с международной арены Советского Союза и мировой социалистической системы, которую поглотила ползучая мировая контрреволюция, взявшая на вооружение две скудные в сущности идеи: насаждение «демократий» в облике «цветных революций» и «глобализацию» в ее вашингтонском варианте.

I. Три поколения кубинских революционеров

«Мы гордимся историей нашей родины. Мы изучили ее еще в школе, мы росли, внимая словам о свободе, справедливости и правах. Нас научили с ранних лет благоговеть перед славными примерами – нашими героями и нашими мучениками. Сеспедес, Аграмонте, Гомес и Марти – это первые имена, которые запечатлелись в нашем сознании. Нас воспитали на словах, которые произнес Титан [2]: что свободу не выпрашивают, а завоевывают лезвием мачете…».

Фидель Кастро. История меня оправдает

В освободительном движении Кубы выделяются три поколения революционеров [3].

Первое охватывает 1868–1895 годы, берет начало с Десятилетней войны (1868–1878), первой антиколониальной, национально-освободительной революции. Толчком к ней послужило обнародование Манифеста «Клич из Яра», в котором провозглашалась независимость острова. Его автор – Карлос Мануэль де Сеспедес-и-Борхес (1819–1874), национальный герой Кубы, адвокат. Сын плантатора и сам плантатор, он освободил своих рабов и призвал их вступить в созданную им Освободительную армию, чтобы начать вооруженное восстание против испанского гнета. Первый президент (1869–1873) 1-й независимой Сражающейся республики Куба.

У первого поколения революционеров Кубы есть имя собственное – мамби. Это слово не имеет адекватного эквивалента ни в одном другом языке (лишь лингвисты видят в нем афрокубинские корни), чем подтверждается то, что оно отражает собой не «языковую», а социальную (в данном случае даже идеологическую) категорию. Можно прозой передать поэзию его звучания: «патриот», «борец за великое дело свободы». Есть и «гимн», впитавший в себя дух и созвучие мятежных дел первых революционеров – песня-символ редчайшей красоты и силы – «Мамби». С высокой честью и ответственностью дух мамби несли и продолжают нести в себе все последующие поколения борцов. Бессмертен он и сегодня.


[1] Зоя Ивановна Соколова, доктор исторических наук.
[2] Речь идет об Антонио Масео-и-Грахалес (1845–1896), одном из руководителей национально-освободительной борьбы кубинского народа против Испании, генерал-майоре Освободительной армии. За храбрость, мужество и цвет кожи (мулат) он получил прозвище «Бронзовый титан». В крестьянской семье Масео было 19 братьев, все приняли участие в борьбе за свободу, 15 погибли, пал в бою и отец, Маркос Масео. Мать Мариана Грахалес, ставшая символом кубинской женщины-революционерки, ушла к повстанцам, скончалась в изгнании. Антонио Масео, представитель, лидер и идеолог двух первых поколений, погиб в сражении 7 декабря 1896 г.
[3] Для методологически верного решения этой задачи важен ленинский метод периодизации революционного движения в России в статье «Памяти Герцена». – В.И. Ленин. ПСС. Т. 21. С. 255 – 262.

Категория: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ | Добавил: Редактор (31.05.2009) | Автор: З.И. Соколова
Просмотров: 1447 | Теги: Ленинизм, революция, Марти, Кастро, Куба
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [50]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [64]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [35]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [59]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [17]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [9]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [1]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [0]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [0]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Интернет-магазин

Прайслист


Номера журналов "МиС", труды классиков МЛ, философия, история.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz