Красный шанс. Истории
(к 100-летию Венгерской и
Словацкой Советских республик) (6)
А.В. Харламенко
Часть 7.
Впечатляющая быстрота и высокая, особенно по меркам
первых месяцев революции, организованность проведения социалистических
преобразований, при несомненном влиянии примера и опыта Советской России, никак
не подтверждает инсинуаций буржуазной пропаганды насчёт якобы искусственности,
«экзотичности» революции венгерского пролетариата, её «привнесённости извне».
Ситуация во всех сферах жизни небольшой блокированной страны показывает
обратное – редкостную готовность общества не только к принятию, но и к активной
поддержке нового строя. По сравнению с Парижской Коммуной, носившей характер
диктатуры пролетариата «в себе», в плане классового характера власти, но не
готовой к развёрнутому наступлению на господство капитала, Советская Венгрия
обладала сложившимся комплексом внутренних предпосылок социализма, как объективных,
так и субъективных. Более того: в XX веке, как по степени зрелости этих предпосылок, так и по
остроте и судьбоносности неравного противостояния с главными силами
империализма, рядом с Венгерской революцией можно, на мой взгляд, поставить
только Кубинскую.
8. «Работа над
ошибками»: аграрный вопрос
Уже после падения ВСР в работах В.И. Ленина,
документах Коминтерна, решениях Компартии Венгрии и трудах её руководителей
давался критический анализ опыта пролетарской диктатуры с упором на выявление,
наряду с историческими достижениями, допущенных ошибок. Под влиянием оценок и
выводов Коминтерна, имевших для коммунистов мира силу партийного решения, а
позже с учётом позитивного и негативного опыта «второй попытки»
социалистических преобразований послевоенной поры, в марксистской исторической
науке сложились и закрепились принципы подхода к опыту ВСР, сохранявшиеся до
конца XX века.
Десятилетиями считалось как бы аксиомой, что основных
«ошибок» было две: в аграрной политике и в вопросе объединения рабочих партий.
Начнём с аграрной проблематики, имевшей в Венгрии, как и в России и ряде других
стран, первостепенное значение.
Постановлением РПС от 3 апреля 1919 г. помещичьи и
церковные земли со всеми угодьями, живым и мёртвым инвентарем и предприятиями
по переработке сельскохозяйственных продуктов перешли в собственность государства;
лишь мелкие наделы остались частной собственностью их владельцев. Сходство с
Декретом о земле очевидно. Но, в отличие от России, земли бывших эксплуататоров
не делились между крестьянами, а передавались сельскохозяйственным
кооперативам, подведомственным Наркомату земледелия. Чтобы иметь участок
национализированной земли в личном пользовании, надо было вступить в кооператив
и работать минимум 120 дней в год в общем хозяйстве при оплате по труду.
Такой путь решения аграрного вопроса и принято считать чуть
ли не роковой ошибкой Советской Венгрии. Крестьяне, мол, издавна мечтали о
своей земле; если бы они получили её в собственность, поддержка Советов в деревне
была бы обеспечена, а поражения революции можно было бы избежать. Показательно,
что аналогичной критике подвергалась аграрная политика и других революций:
баварской, словацкой и латвийской 1919 г., польской (в занятой красными части
страны) в 1920 г.,
мексиканской и никарагуанской. Резонен вопрос: почему все они повторяли одну и
ту же «ошибку»?
Присмотримся к объективным условиям, вызвавшим такое
решение проблемы. В отличие от крестьянского хозяйства российской глубинки,
зачастую ещё полунатурального, в аграрном секторе Венгрии и других
перечисленных стран господствовали капиталистические хозяйства крупных
аграриев, зачастую агропромышленные – не зря в декрете ВСР особо говорится о
перерабатывающих предприятиях. В этих условиях называть аграрный вопрос, как в
России, аграрно-крестьянским было бы
односторонне: одних только батраков насчитывалось не меньше, чем крестьян –
мелких хозяев, а надо ведь помнить и о рабочих сельского агропрома. Абсолютное
большинство трудящихся деревни составляли сельские пролетарии. Не ясно ли, что
рабочая власть обязана была учитывать в первую очередь их интересы и требования?
Был ли сельский пролетариат заинтересован в разделе
земель, стремился ли к этому? На тот момент, когда принимался венгерский
«декрет о земле», ответ мог быть только отрицательным. Вспомним, что ещё до 21
марта батраки и крестьяне-бедняки брали имения в свои руки, но не пускали в
раздел, а создавали товарищества по совместной обработке и защите занятых
земель. В этом же была заинтересована революционная власть, особенно в условиях
блокады и войны. Города и армию надо было кормить, и если в Советской России
это пришлось делать чрезвычайным методом продразвёрстки, то в Венгрии, при
более высоком уровне объективного обобществления капиталистического агропрома,
установилась система, близкая той, к которой социализм XX в. со временем
приходил почти повсюду.
Всем, знакомым с азами марксизма, было известно, а
российский опыт наглядно подтверждал, что раздел крупных централизованных
хозяйств в мелкое пользование грозит подрывом производительных сил. Такие
хозяйства и в нашей стране старались не дробить, а преобразовывать в
государственные хозяйства – совхозы. Но в целом по России разделу барских
земель (хорошо хоть в пользование, а не в частную собственность) не было
альтернативы – этого активно добивалось само крестьянство, т.е. большинство
народа. Декрет о земле составлялся на основе крестьянских наказов. Закон
«предыстории человечества», выраженный в строке пролетарского гимна – «ни бог,
ни царь и ни герой», – в основе прост: класс или социальная группа получают,
как правило, то, что сами способны взять или организованно потребовать. В
Венгрии, где деревня издавна отличалась глубоким расслоением, не было
инициативы явочного раздела земель между крестьянами, зато сельский
пролетариат, организованный в профсоюзы, отстаивал свои требования очень
активно.
Именно пролетарии деревни, дотоле бесправные из
бесправных, обойдённые и обманутые в буржуазных революциях, выиграли от
аграрных мер ВСР больше всех. Рабочий день, прежде длившийся от зари до зари,
был нормирован и сокращён. Денежная и натуральная оплата повысилась в 6-8 раз.
На второй месяц пролетарской власти у каждого батрака была своя комната с
кухней и подсобкой. На всех распространили социальное страхование; при болезни
или инвалидности сельскому рабочему полагалась та же помощь, что городскому.
Заря лучшей жизни занималась не только для батраков и
бедняков, но и для всей деревни. Новая власть впервые озаботилась медициной и
образованием на селе. Например, было постановлено создать нормальные школы
вместо «бесклассных», где в одной группе обучались дети от 6 до 12 лет.
В конце мая 1919 г. Т. Самуэли в интервью, данном
советским журналистам после краткого пребывания в Москве, говорил: «В аграрном вопросе у нас не было тех
трудностей, которые были у вас. Буржуазно-соглашательское правительство (наши
венгерские черновы) принялось проводить какие-то земельные реформы, имевшие в
основе раздел, передел земли. Батраки и беднейшие крестьяне сразу же поняли,
что из этих реформ ничего путного не выйдет, и сами, вопреки всем декретам
правительства Каройи, перешли к общественной обработке земли. Когда мы стали у
власти, мы сказали батракам и беднейшим крестьянам: «Хорошо! Продолжайте в том
же духе!» Нам пришлось только придать всему этому организованный,
общегосударственный характер… Крестьяне могут легко прокормить не только себя,
но и своих товарищей-рабочих. Само собой разумеется, что крестьяне на нашей
стороне».
В этих словах, на мой взгляд, верно схвачено главное, но
не обошлось без некоторой идеализации. Между интересами сельских пролетариев и
среднего крестьянства, не говоря уже о кулаках, имелись объективные
противоречия. Многие из мелких хозяйчиков, поглощённые трудом на своих наделах,
не могли работать по 120 дней в хозяйстве кооператива и поэтому не хотели в
него вступать. Недовольны они были и обобществлением торговли, что затрудняло
им приобретение городских товаров. Когда положение на фронтах ухудшилось,
Красной Армии, как и в других странах, пришлось прибегнуть к реквизициям.
Неудивительно, что в последние полтора месяца революции
по некоторым сёлам и провинциальным городкам прокатилась волна мятежей,
руководимых кулаками и разного рода «бывшими». В этом принято видеть признак
ослабления позиций Советской власти в деревне из-за ошибочности аграрной
политики. Однако, на непредвзятый взгляд, поражает скорее другое. При наличии в
деревне массы оружия, при недавнем опыте партизанских выступлений, мятежи
ликвидировались очень быстро, почти бескровно и на удивление малыми силами.
Нередко в село или городок достаточно было войти всего нескольким
красноармейцам. На
фоне сельской «Вандеи» других стран такое «народное возмущение» выглядит просто
несерьёзно, предвосхищая разве что горе-путчи венесуэльской «оппозиции». На мой
взгляд, подобная картина свидетельствует не о массовом недовольстве, а скорее
об устойчивости авторитета власти даже после того, как положение страны – по
причинам не деревенского и даже не венгерского масштаба – резко осложнилось.
Надо ли удивляться, что крестьянин, дотоле исправно вносивший государству всё
положенное, начинал задумываться, осмотрительно ли в смутное время лишать семью
запаса на чёрный день и не надёжнее ли получить, пока не поздно, свой клочок
земли?
В свете всего этого, представляется весьма сомнительным
мнение критиков ВСР об упущенной возможности расширить базу революции путем
раздачи земли крестьянам. Думается, в социальных условиях тогдашней Венгрии
подобными мерами пролетарская власть только уменьшила бы возможности манёвра
скудными ресурсами блокированной страны и в силу этого скорее ослабила бы свою
главную опору в лице сельских и городских пролетариев, чем заручилась
поддержкой мелкой буржуазии, слабой и несамостоятельной даже по меркам данного
класса.
Придерживаясь историзма, не приходится отрицать, что и
позиция, занятая в этом вопросе Коминтерном после гибели Советской Венгрии, имела
объективные основания. Но относятся они, на мой взгляд, не столько к реалиям
ВСР, сколько к последующей ситуации, сложившейся уже в условиях контрреволюции.
Именно тогда в стране и регионе произошли сдвиги, значительно укрепившие и
позиции средней и мелкой буржуазии, и её влияние на всю атмосферу общества. Это
потребовало от коммунистов иной, чем прежде, политики, в частности аграрной. В
пылу борьбы, при недостаточной теоретической подготовке и неизбежной в те годы
идеализации опыта Советской России, трудно было избежать неосознанного
проецирования «злобы дня» на недавнее прошлое; упрощённое же объяснение
поражений субъективными просчётами, к сожалению, нередко бывает психологически неизбежным.
Придавая документам коммунистического движения и трудам
современников важнейшее значение как историческим источникам, отвергая нигилизм
невежд и ренегатов, мы не можем сегодня воспринимать каждое слово
предшественников как абсолютную истину. Руководствуясь материалистическим
пониманием истории, нельзя не считаться с тем, что общественное познание даже в
высших проявлениях определяется общественными реалиями своего времени и, как
объективно классовое и партийное, не может быть свободно от известной
односторонности абстрагирующего мышления, обусловливаемой общественной
практикой. Участник политической борьбы субъективно «выхватывает» из потока
событий в первую очередь то, что, с его точки зрения, сделано ошибочно и должно
быть поскорее исправлено. Марксист, исследующий минувшую эпоху, призван, прежде
всего, раскрыть объективные причины произошедшего, что позволяет выявить в том
числе корни действительных или кажущихся ошибок деятелей той поры, равно как их
критиков, тоже не застрахованных от просчётов. Взгляд из последующей эпохи,
обогащённый историческим опытом и новыми теоретическими разработками, может и
должен раскрыть те объективно важные аспекты, которые для современников
оставались в тени.
9.
«Работа над ошибками»: партия революции
21 марта КПВ и СДПВ подписали соглашение о немедленном
слиянии в единую Социалистическую партию Венгрии на основе принципов,
предложенных коммунистами. Отношение к этому шагу с самого начала было неоднозначным.
«Старая гвардия» правых лидеров в новую партию не вошла. Центристы пошли на
объединение от безысходности, воспринимая этот шаг, по словам одного из них,
как «головокружительный прыжок в
неизвестность».
Многие коммунисты отнеслись к слиянию партий насторожённо; Т. Самуэли
прямо говорил об этом Б. Куну. Последующее развитие событий во многом
подтвердило опасения. После сдачи власти 1 августа 1919 г. «поспешное» слияние
рабочих партий стало рассматриваться коммунистами как первая и главная ошибка.
Эта оценка, закреплённая авторитетом В.И. Ленина и Коминтерна,
самокритикой Б. Куна и других лидеров КПВ, приобрела прочность традиции.
Вместе с тем нельзя забывать, что ленинские суждения на
этот счет существенно менялись по мере развития политической ситуации. В
радиотелеграмме Б. Куну 23 марта, на следующий день после известия о смене
власти, ставились принципиальные вопросы: «Какие
Вы имеете действительные гарантии того, что новое правительство будет на самом
деле коммунистическим, а не только просто социалистическим, то есть
социал-предательским? Имеют ли коммунисты большинство в правительстве? Когда
произойдёт съезд Советов? В чем состоит реально признание социалистами
диктатуры пролетариата?»
Здесь очевидны, с одной стороны, явный дефицит информации
о событиях в Венгрии, с другой – насторожённость, вполне понятная через два
месяца после разгрома берлинских рабочих и гибели их вождей по вине правых
социал-демократов. Но в этой же телеграмме подчёркнута необходимость
конкретного анализа конкретной ситуации: «Совершенно
несомненно, что голое подражание нашей русской тактике во всех подробностях при
своеобразных условиях венгерской революции было бы ошибкой. От этой ошибки я
должен предостеречь, но я хотел бы знать, в чём Вы видите действительные
гарантии».
Несколько дней спустя Ленин констатирует: «Ответ, который дал товарищ Бела Кун, был
вполне удовлетворительным и рассеял все наши сомнения… Левые социалисты,
сочувствовавшие коммунистам, да ещё люди центра, образовали новое правительство,
а правые социалисты, социал-предатели, так сказать, непримиримые и
неисправимые, совсем ушли из партии и ушли, не взяв с собой никого из рабочих…
Два дня прошло, и мы вполне убедились в том, что венгерская революция сразу,
необыкновенно быстро стала на коммунистические рельсы».
Как видим, передача власти в Венгрии оценивается Лениным положительно; особенно
высоко лидер РКП(б) ставит тот факт, что «если
мы начали с рабочего контроля и лишь постепенно переходили к социализации
промышленности», то в Венгрии удалось сразу принять «закон о переходе в общественную собственность всех промышленных
предприятий, которые велись капиталистически».
Однако о слиянии рабочих партий здесь не говорится.
Посылая с Т. Самуэли 27 мая 1919 г. «Привет венгерским
рабочим», Ленин охарактеризовал создание ВСП как «моментальное восстановление единства рабочего класса на коммунистической платформе».
Обращаясь к пролетариям Венгрии, Владимир Ильич даже счёл возможным заявить: «Вы дали миру ещё лучший образец, чем
Советская Россия, тем, что сумели сразу объединить на платформе настоящей
пролетарской диктатуры всех социалистов».
Однако, давая столь высокую оценку, Ленин оговаривает её – в связи с
необходимостью отразить интервенцию Антанты – обязательным условием, вытекающим
из оборотной стороны широкого единства: «Если
проявятся колебания среди социалистов, вчера примкнувших к вам, к диктатуре
пролетариата, или среди мелкой буржуазии, подавляйте колебания беспощадно».
Такого рода суждения, довольно редкие у Ленина, чаще
делавшего упор на важность организационного размежевания с оппортунистами,
побуждают, как и в случае с аграрной политикой ВСР, внимательно всмотреться в
объективную ситуацию, вызвавшую слияние двух партий.
К середине марта 1919 г. КПВ бесспорно владела политической
инициативой, однако СДПВ сохраняла значительно большее влияние на рабочий класс
и средние слои, чем российские меньшевики осенью 1917 г. Как и в целом ряде
других стран Европы, организованные пролетарии не в одном поколении привыкли
отождествлять профсоюзную и политическую активность с принадлежностью к
социал-демократии, и переломить эту традицию в одночасье не представлялось
возможным. Дожидаться практического изживания иллюзий не позволяла обстановка.
Союз рабочих партий выступал необходимым условием взятия власти и, во всяком
случае, его мирного характера; вооружённое же противоборство было чревато
интервенцией Антанты, гибелью революции и страны.
Абстрактно говоря, было бы лучше начать не с
одномоментного слияния партий, а с создания единого фронта. Но подобным опытом
ни венгерское, ни международное рабочее движение тогда не располагало.
Социал-демократия, ориентированная II Интернационалом на партийное единство как
панацею, не согласилась бы на меньшее, чем слияние (вспомним, что 13 лет назад
и РСДРП пришлось пройти через аналогичный опыт). В этой ситуации объединение
выглядело явно предпочтительнее, чем перерастание раскола пролетарских рядов в
кровавую междоусобицу на радость общим врагам.
Необходимо также учитывать, что в слиянии рабочих партий
Венгрии весной 1919 г.
имелись не одни минусы. В нём были и плюсы – пожалуй, исторически
беспрецедентные. Когда и где ещё социалисты объединялись с коммунистами на условиях
безоговорочного признания и практического осуществления диктатуры пролетариата
в форме Советской власти? Пусть для социал-центристов это признание было
вынужденным и, возможно, неискренним; но уже сам факт консолидации практически
всех пролетарских кадров вокруг столь радикальной платформы трудно было
переоценить как в национальном, так и в международном плане.
Весной 1919
г. во многих странах были налицо или назревали примерно
те же условия, что предшествовали Советской власти в Венгрии: угроза общенациональной
катастрофы, банкротство буржуазной политики и соглашательства правых
социал-демократов при быстро растущем, но недостаточно сильном для
безраздельного руководства рабочим классом в революции, коммунистическом
движении. Венгерский пример пролетарского единства, если бы его удалось
отстоять, мог перекинуть мост между опытом Советской России и главными силами
европейского рабочего движения.
Тесные связи, давно налаженные между венгерской и
западноевропейской социал-демократией, потенциально были оружием обоюдоострым.
При неблагоприятных условиях они могли сработать – что, увы, в итоге и
произошло – на разрыв единства социалистов с коммунистами и ликвидацию
диктатуры пролетариата. Но при более удачном соотношении сил те же связи, да и
само участие социал-демократов в правительстве диктатуры пролетариата, помогли
бы революции проложить путь в социально-политической среде Центральной и Западной
Европы, или, по крайней мере, стали бы фактором сдерживания интервенции, на
что, несомненно, рассчитывали и в Будапеште, и в Москве. Какая из двух
противоположных тенденций возобладает, заранее предсказать было невозможно, а
главное, это в немалой мере зависело от субъективного фактора – сознательных
действий участников революционного процесса, в первую очередь его
коммунистического авангарда.
Представление о заведомой «обречённости» европейского
рабочего движения на раскол имеет теоретико-психологической основой перенесение
на первые десятилетия XX века образа социал-демократии второй его половины (не
говоря уже о нынешней, обживающей «нишу» покойного буржуазного либерализма).
Такое смешение явлений разных эпох лишено историзма. На заре эпохи империализма
и пролетарских революций, когда монополистический капитализм ещё только начинал
преобразовывать «под себя» унаследованную им социальную структуру и
культурно-политические традиции, «рабочая аристократия» во всех крупных странах
составляла незначительное меньшинство пролетариата. Иначе и не могло быть: не
родилась ещё буржуазия, способная всерьёз делиться хотя бы и сверхприбылью,
пока её к этому не принуждает реальная мощь лагеря социализма. В тот период
господство в европейской социал-демократии правых соглашательских кругов
обусловливалось ещё не столько реальными интересами и жизненным положением её
массовой базы, сколько политическими условиями урезанной легальности рабочего
движения и полицейской «опеки» над ним, а также психологической инерцией
минувшей эпохи. В революционной ситуации, наоборот, это господство могло быть
расшатано и ниспровергнуто также факторами политического порядка.
До сих пор речь шла о сторонах проблемы, имевших, при
всей важности, ситуационный характер. Однако всемирная история показывает, что
«составное» формирование руководящей силы новой власти из нескольких партий и
организаций в ходе самой революции
является, видимо, объективной закономерностью. Эту тенденцию нетрудно
обнаружить в зачаточной форме ещё в опыте Парижской Коммуны, а в более развитой
– как в венгерской революции, так и в формировании массовой Компартии Германии
путем слияния «спартаковской» КПГ и НСДПГ, а позже – в испанской революции
1936-39 гг., народных демократиях Европы и Азии 40-х гг., Кубинской и других
латиноамериканских революциях вплоть до наших дней.
Исключением на первый взгляд выглядит Советская Россия.
Но разве и здесь – помимо временного объединения большевиков с меньшевиками в
ходе первой революции XX в. – обошлось в 1917 г. без слияния дореволюционного ядра
большевистской партии с фракционными течениями, де-факто имевшими черты особых
партий: «межрайонцами», «левыми коммунистами»? Разве их лидеры не
кооптировались напрямую в руководящие органы объединённой РСДРП (б)? Разве,
наконец, один из тех, кого Ленин в октябре 1917 г. требовал исключить
из партии за «штрейкбрехерство», а в ноябре справедливо осуждал за поддержку
«однородного социалистического правительства», не был в марте 1919 г. избран председателем
(!) исполкома Коминтерна? Так ли уж принципиально всё это отличается от пути
объединения рабочих партий Венгрии?
Тенденция, пробивающая себе путь с такой неуклонностью,
не может сводиться к чьим-либо субъективным заблуждениям и просчётам. Дело,
видимо, в том, что революцию как пробуждение широчайших масс, стоявших ранее
вне политики, не может адекватно возглавлять самая лучшая партия
дореволюционного времени (и даже, как в Венгрии, предыдущей стадии революции).
Для этого объективно необходим особый политический феномен, получивший ещё в XIX веке, в том
числе у Маркса и Энгельса, название «партии
революции» – не только в том смысле, что она более или менее успешно
возглавляет революцию, но и в том, что она сама является её порождением.
Представление, будто из «партии революции» можно заранее
отсеять все потенциально неустойчивые элементы, стопроцентно застраховавшись от
последующего предательства и перерождения, – не более чем наивная разновидность
болезни «левизны». Главное даже не в том, что никто не обладает ни монополией
на истину, ни рентгеновским аппаратом для «чтения в сердцах», а в том, что,
говоря словами моего покойного Товарища, «люди
меняются, и не всегда к лучшему». Эволюция же личности происходит по
причинам не только, а в большой политике и не столько субъективным, сколько объективно-историческим.
Далеко не всякая измена, в кавычках или без, есть результат коварного умысла;
иному ещё вчера в страшном сне не привиделось бы, куда его завтра занесёт
неподвластная ему и никому другому общественно-историческая сила. Но
отказаться, из опасения завтрашних бед, от союза с теми, кого реально
объединяет главная на сегодня задача, – значит отказаться от революции.
[1]
Цит. по: Нежинский Л.Н. 133 дня 1919 года. – С. 177.
[2]
См.: Шимор А. Так жил Тибор Самуэли. –
М.: Прогресс, 1981.
[3]
Нежинский Л.Н. 133 дня 1919 года. – С. 128.
[4]
Ленин В.И. Радиотелеграмма Бела Куну / ПСС.
– Т. 38. – С. 217.
[6]
Ленин В.И. Сообщение о переговорах по радио с Бела Кун /ПСС. – Т. 38. – С.
232-233
[8]
Ленин В.И. Привет венгерским рабочим / ПСС. – Т. 38. – С. 385, 388