Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 650
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Номера журналов. » № 1-2 2005 (31-32)

Люмпенизация и люмпенские идеологии от Диогена Синопского до Э. Лимонова (3)

Люмпенизация и люмпенские идеологии от Диогена Синопского до Э. Лимонова (3)

А.Б. Рахманов

Часть 1. Часть 2. Часть 3. 

Люмпенизация в странах «третьего мира». Люмпенизация характерна и для стран так называемого «третьего мира», т.е. стран среднеразвитого и слаборазвитого капитализма – Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Индонезии и других мусульманских странах, стран Африки и т.д. Воздействие мировой капиталистической системы на страны «третьего мира», являющееся её периферийной частью противоречиво: с одной стороны, происходит индустриализация и развивается промышленный пролетариат, с другой – возникает не только капиталистическая безработица, но и – что может быть еще более значимым – распад докапиталистического производства с соответствующей этому маргинализацией прежде занятого населения. Включение этих стран в мировую капиталистическую систему и, распад под ее воздействием в частности, докапиталистических сельского хозяйства, ремесла и торговли, докапиталистического общественных отношений во многом создают основу для появления радикальных движений, отрицающих капитализм и мировую капиталистическую систему с позиции докапиталистических слоев общества, с позиции докапиталистической архаики, с позиции феодального или родоплеменного строя. Необходимо отличать разные формы люмпенизации в зависимости от уровня развитости страны. В развитых и среднеразвитых капиталистических странах капитал выбрасывает пролетариев из капиталистического производства, а во многих слаборазвитых он в первую очередь разрушает докапиталистические формы хозяйства, маргинализует докапиталистических и полудокапиталистических работников (но не пролетариев). Известный сенегальский ученый египетско-французского происхождения, видный представитель семейства теорий зависимости Самир Амин утверждает, что по мере включения в мировую капиталистическую систему в ближайшие годы 40% населения России, 50-70% населения арабских стран (Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Сирия, Ирак), Турции, Ирана, Бразилии, Мексики и других стран Латинской Америки, 70-80% населения Китая и Индии, практически все население стран Тропической Африки, стран Карибского бассейна, стран Западной Азии окажутся в положении «резервной армии труда»[1], то есть безработных и маргиналов. Сотни миллионов людей будут обречены на безработицу, нищету, деградацию, на слом традиционного образа жизни, на прозябание, деморализацию и самые различные формы социального варварства.

Как представляется, именно процессы люмпенизации и вызванное ею деклассирование обусловливают явление терроризма в ряде стран «третьего мира». Террористы и сочувствующие им экстремисты представляют слои, которые не являются люмпенскими, а находятся под угрозой люмпенизации. Акты терроризма, направленного против представителей западных стран свидетельствует о восприятии экспансии мировой капиталистической системы, транснациональных компаний в слаборазвитые страны сквозь призму мыслительно и эмоционально полагаемого противостояния одной общины против другой. Подобные антикапиталистически (антизападно)-общинные движения прибегают к терроризму против Запада и граждан западных стран как средству самообороны перед неостановимым наступлением мировой капиталистической системы. В полном соответствии с существующими общинными отношениями эти конфликты отражаются в сознании людей в религиозном духе – в форме земного противостояния бога и дьявола. Но это не исключает, однако того, что такие движения могут использоваться спецслужбами развитых капиталистических стран в провокационных целях – для оправдания военно-политических мероприятий по сколачиванию мировой капиталистической системы. В целом, такого рода конфликты являются реакцией носителей докапиталистических отношений на антагонистический общественный прогресс, который объективно несет мировая капиталистическая система в докапиталистические и полудокапиталистические регионы мира.

Люмпенизация в современной России и ее идеологи. Процессы люмпенизации (деклассирования) в чрезвычайно сильной степени в последние 15 лет затронули Россию, Украину и все другие бывшие республики СССР. Наши страны стали, вероятно, в результате разрушительных процессов капиталистической трансформации одними из самых люмпенизированных в мире. Наиболее полно это можно проследить на материале России. Капиталистическая трансформация России породила интенсивное развитие классических форм люмпенизации – безработицы, нищенства, бездомности, беспризорности преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Безработица, безусловно, будет расти, поскольку капиталистические реформы еще далеко не завершены. Количество наиболее ужасных продуктов люмпенизации – преступников, нищих, бродяг, проституток, наркоманов и др. – в России, по всей вероятности, исчисляется совокупно многими миллионами людей.

Показателем беспрецедентной люмпенизации современного российского общества является, в частности, колоссальный рост преступного мира, сила и влияние которого резко выросли. Преступный мир контролирует значительные средства производства, его агенты проникают в органы власти, СМИ и т.д. О массовом распространении люмпенских настроений говорит невероятная популярность фильмов, «художественной» литературы и музыки, романтизирующих, приукрашивающих преступный мир, вхождение уголовного жаргона в общеупотребительный язык[2].

Безработица в современной России не выше, чем в ряде крупных западноевропейских стран. Число безработных составляла в ней в 2002 году 8,6% от числа трудоспособного населения[3]. Но в России люмпенизация приобрела другие формы, связанные с закономерностями процессов, переживаемых страной после 1991 г., т.е. с закономерностями происходящей в стране реставрации капитализма и ее включения в мировую капиталистическую систему. В нашей стране в результате капиталистических реформ произошло резкое обнищание основной массы населения: бывшие граждане социалистического общества частью оказались объектами капиталистической эксплуатации, а частью были обречены на прозябание в силу избыточности их рабочих рук для рынка труда. Происходила и происходит до сих пор масштабная и всесторонняя деиндустриализация, связанная с остановкой или стагнацией многих отраслей промышленности, в особенности современных и высокотехнологичных, и трансформацией экономики страны в сырьевой придаток мировой капиталистической системы. Россия все более стремительно включается в эту систему, и её наиболее развитые отрасли экономики оказываются излишними с ее точки зрения. В этом случае возникают неклассические формы люмпенизации. Одна из распространенных в России форм люмпенизации связана с падением уровня квалификации трудоспособного населения в связи с массовым переходом многих миллионов работников от более сложного к менее сложному труду, а также в силу перехода от производительных форм деятельности к непроизводительным. В этом случае работники из областей промышленности, науки и культуры перемещаются в торговлю, сферу обслуживания, часто в их самых примитивных формах и т.д. Люди не перестают быть работниками, но они теряют квалификацию, перестают быть квалифицированными работниками. Другая неклассическая форма люмпенизации в современной России связана с хронической (часто многолетней) и оплатой рабочей силы как в частно-капиталистическом так и государственном секторах экономики ниже уровня стоимости рабочей силы. В этом случае в результате отсутствия возможностей удовлетворять необходимые природные и общественные потребности людей происходит их деградация как работников и как личностей.

Именно высокая степень люмпенизации российского общества в результате капиталистической реставрации и обусловило блицкриг постмодернизма в науке и искусстве в России в 1990-е годы и ныне. Как представляется, постмодернизм в нашей стране стал даже более популярен, чем на Западе.

Люмпенизация России оказала влияние и на ее общественно-политическую жизнь. Думается, именно рост люмпенских слоев и соответствующего сознания являются причиной возникновения, в частности, движения «skinheads» и Национал-большевистской партии (НБП) во главе с Э. Лимоновым. Если первые образованы подростками из люмпенизированных, т.е. наиболее деградировавших, разложившихся семей из рядов преимущественно неквалифицированного рабочего класса, т.е. пролетариата физического труда, то за НБП стоят, на мой взгляд, выходцы из семей российского интеллектуального люмпен-пролетариата (люмпен-интеллигенции). В связи с этим необходимо обратить внимание на Лимонова и его партию, поскольку они в последние годы стали активными участниками российской политики.

Манифестом мировоззрения НБП и стоящего за ним российского интеллектуального люмпен-пролетариата следует считать, очевидно, книгу Э. Лимонова «Другая Россия». Взгляды Лимонова в отличие от люмпенско-крестьянских идей Бакунина являются классически люмпенскими, они в более чистом виде ориентированы на деклассированных лиц. Сам Лимонов с детства, как известно, в том числе и в эмиграции, жил жизнью люмпена (полулюмпена). Без сомнения, Лимонов, будучи в США и Франции в 1970-80-е годы, испытал влияние революционаризма интеллектуального люмпен-пролетариата и его идеологий, т.е. разнообразных постмодернистских или близких к ним концепций. Таким образом, в случае лидера НБП мы имеем дело с тождеством теории и практики. Постмодернистская эклектика политического сознания НБП проявляется уже в ее символике, представляющей собой соединение элементов советской символики с символикой немецкого и итальянского фашизма.

Идеология, выдвигаемая и защищаемая Лимоновым, является во многом люмпен-пролетарской, постмодернистской. Лимонов описывает формирование идеологии своей партии из разномастных источников следующим образом: «Мы экспроприировали героев равно национальных и красных движений начала века, скрестили успешно Ленина с Гитлером, Савинкова с Че Геварой, Муссолини с Махно и Дзержинским, плюс добавили эстетического экстремизма Пазолини, Мисимы, Берроуза, Жене, скрестили Боба Денара с RAFовцами и «Красными бригадами». Короче собрали в одно успешное целое всех героических врагов Системы»[4]. Весьма характерным является чисто люмпенско-анархистское рассмотрение в качестве противника «Системы», т.е., по сути дела любой власти, любого социального строя. В центре внимания Лимонова находятся бунт и разрушение, а не создание нового, более справедливого и разумного общественного строя, что весьма типично для люмпена. Лимонов рассказывает о разрушении как основном принципе своей идеологии следующее: «Мы хотели все: и брать Ургу с Унгерном в Монголии, и пережить с Гитлером пивной путч, и брать с Лениным Петроград, и воевать с Че в Сьерра-Маэстре. Только идиот мог нас упрекнуть за это, за то, что нашей идеологией стал героический порыв, протест, бунт. Революция! Нам нужна была сама революция! Мы ненавидели Систему»[5]. Очевидно, что для Лимонова разрушение, бунт, а не созидание более разумного и справедливого строя, являются самоцелью и он рассуждает как типичный носитель люмпенского нигилистского мировоззрения и люмпенского революционаризма. Лимонов, как и его предшественники-анархисты, отрицает современную цивилизацию: города, промышленность, систему образования, науку и т.д. Города должны быть расселены, а заводы закрыты. Люди должны жить небольшими полукочевыми коммунами. Система образования, поскольку в ней вождь НБП, как Фуко и другие постмодернисты, видит машину угнетения и подавления индивидуальности должна быть серьезно сокращена и перестроена. Школу Лимонов называет «репрессивной системой, стоящей бок о бок с семьей и тюрьмой»[6]. Лимонов считает, что школьное образование дает слишком много знаний, причем не актуальных. Вождь НБП апеллирует к молодежи «самой юной» против среднего и старшего поколения. Отрицание науки у лидера НБП доходит до превознесения известных антинаучных построений псевдоисториков А.Т. Фоменко и Л.Н. Гумилева.

Особое положение в мировоззрении Лимонова, как и анархистов всех видов, занимает разрушение семьи и сексуальные «преобразования». Лимонов, как и его анархистские, постмодернистские единомышленники из развитых капиталистических стран, делает акцент на сексуальной революции, считая сексуальную неудовлетворенность более важной, чем экономическяю эксплуатация. В этом Лимонов и его современные единомышленники идут вслед за фрейдомарксистом В. Райхом. Секс, точнее говоря, сексуальный разврат, выступают как средство «протеста» и «освобождения», как средство «реализации» подлинной человеческой сущности и подлинной человеческой свободы. Сексуальное «раскрепощение» преподносится как главное средство революционизирования существующих общественных отношений. Люмпенский революционаризм оказывается бунтом под знаменами «Камасутры», люмпенские «революционеры» возводят «неприступные» баррикады в постели.

Естественно и закономерно то, что лидер партии, стремящейся к тотальному разрушению, провозглашает опору на люмпенов, на маргиналов: «Глядя на наши региональные отделения Национал-большевистской партии, мы с удовлетворением отмечаем, что их возглавляют провинциальные журналисты, поэты, рокеры, психопаты, панки, недоучившиеся студенты… Революционных классов вообще не бывает. Революционными являются или не являются личности. Так, наиболее революционным типом личности является маргинал: странный, неустроенный человек, живущий на краю общества, талантливый изувер, фанатик, поэт, психопат, неудачник. Не следует думать, что таковых слишком немного. Чтобы хватило на революционную партию, маргиналов достаточно, их сотни тысяч, если не миллионы. Это целый социальный слой»[7]. Здесь Лимонов прав: действительно в России уже возник довольно многочисленный слой люмпенизированных лиц. Чрезвычайно важной особенностью и одновременно основным недостатком идеологии НБП, о чём свидетельствует приведенный фрагмент, является, безусловно, то, что она полностью отвергает классовый подход. Идеи классовой борьбы отброшены полностью. Идеология лимоновской партии индивидуалистична, что закономерно для организации, опирающейся на люмпенизированные слои. Уже в силу отказа от идей классовой борьбы современные российские анархисты обречены быть марионеткой в руках буржуазии, которая ведет строго классовую политику. Российские и испанские анархисты первой половины прошлого века в отличие от лимоновцев все же в некоторой степени испытали влияние марксистской теории классов и классовой борьбы, что объясняется мировым революционным подъемом, политическими классовыми боями первой половины XX века.

Разумеется, никакую действительную альтернативу критикуемому им обществу Лимонов как типичный представитель интеллектуального люмпен-пролетариата предложить не в состоянии. Идеология люмпенского протеста, как это еще раз показывают и сочинения и деятельность Лимонова, и произведения Фуко и других анархистских мыслителей, являются не только бесплодными и бесперспективными, но и зачастую вредными для развития общества.

Созданное Кремлем движение лояльнейших буржуазных карьеристов «Наши» обвиняет НБП в фашизме, ссылаясь в первую очередь на их партийную символику. Это, безусловно, не соответствует действительности. Создатели символики НБП в начале 1990-х, вероятнее всего, были движимы чисто люмпенской мотивацией, а именно: ими двигало желание эпатировать российских либералов, которые объявили большевизм и фашизм – якобы родственные друг другу – своими врагами. К этой поре относится и знаменитая речевка НБП того времени: «Завершим реформы так: Сталин, Берия, ГУЛАГ», от которой в последние годы Лимонов, ссылаясь на необходимость борьбы с «полицейским государством», отказался. Лимоновцы, безусловно, никогда не были ни сталинистами, ни фашистами, как это утверждают кремлевские пропагандисты. Они эпатировали и эпатируют буржуазную общественность подобно тому, как и более двух тысячелетий назад киники эпатировали древних греков. НБП является по своей идеологии и тактике, безусловно, люмпенско-анархистской с некоторым налетом национализма партией.

Партия Лимонова является воплощенным противоречием, будучи организацией люмпенизированных, т.е. разложенных и не организуемых индивидуумов. Отсюда ее рыхлость, аморфность, кадровая текучесть. Она как выразитель мировоззрения люмпенизируемых слоев отличается крикливостью, истеричностью, расплывчатостью и шаткостью целей деятельности. Безусловно, у многих членов НБП присутствуют и положительные качества: мужественность, решительность, активность. Но этими чертами обладали и российские анархисты 1918-1920, и испанские анархисты 1930-х. Акцент в деятельности лимоновцев делается на мероприятиях по метанию майонеза и других продуктов в представителей власти, вывешиванию антиправительственных лозунгов, занятию официальных помещений и других броских, но преимущественно бессмысленных акциях. Если в начале XX века оружием российского пролетариата был булыжник, то в начале XXI века оружием российского интеллектуального люмпен-пролетариата стал, похоже, майонез. Это говорит не только о бесперспективности такой борьбы, но и демонстрирует субъективно-идеалистические основания идеологии и политики НБП. Кроме того, характерное для акций НБП тяготение к внешним эффектам, стремление обратить на себя внимание обнаруживают, на мой взгляд, влияние на эту организацию индустрии рекламы, что еще раз подтверждает зависимость люмпенско-анархистских течений от капиталистического общества.

Политический курс НБП шаток и неустойчив. Лимонов и его партия колеблются, как колебались когда-то махновцы и испанские анархисты: если в середине 1990-х лимоновцы придерживались отчасти просоветских и просоциалистических идей – хотя и не только их – то в начале 2000-х они во многом отошли от них и обратились к традиционной анархистской критике государства, апологии обитателей тюрем и т.д. Лимонов и его сторонники в 2004-2005 гг. выдвинули на первый план, как мы видим, лозунги свободы слова, борьбы с авторитаризмом, поддержали либеральный слоган «Россия без Путина». НБП, тем самым, незаметно для себя оказывается всего лишь экстравагантным ассистентом либерально-буржуазных сил, стремящихся к более интенсивным капиталистическим реформам и более быстрому занятию Россией в мировой капиталистической системе положения сырьевого придатка, чем это предполагает нынешний национал-либеральный курс российских властей. НБП становится не авангардом сил, выступающих против классового угнетения, капиталистического строя, как поначалу казалось некоторым наивным левым, а бессознательным орудием в руках последовательных буржуазных либералов, т.е. тех, кто стремится к установлению наиболее откровенной и жёсткой формы классового угнетения. Другие левые молодежные организации, насколько можно судить, стремятся кое в чём подражать НБП.

В общем и целом, люмпенско-анархистские общественно-политические группировки противоречивы, как противоречиво и само бытие люмпена. В периоды подъёма классовой борьбы эта среда способна порождать вполне здоровые элементы, которые могут сознательно и мужественно действовать на стороне угнетенного класса. Вспомним знаменитого матроса-анархиста Анатолия Железнякова (матроса Железняка), чьи слова «Караул устал», предварившие роспуск Учредительного собрания в России в январе 1918 г., стали символом отрицания диктатурой пролетариата буржуазного парламентаризма. Матрос Железняк примкнул к большевикам и в 1919 г. погиб в боях с белогвардейцами. Но сейчас Россия, Украина и все другие бывшие республики СССР далеки от эпохи подъема классовой борьбы. Поэтому есть основания опасаться, что в них может еще раз повториться ситуация использования люмпенского революционаризма в лице НБП и подобных организаций господствующим буржуазным классом для укрепления своего господства, в борьбе одной из фракций капиталистического класса против другой. Теперь потенциальные Железняковы могут оказаться привлеченными неосознанно на сторону другого лагеря.

Невиданный для всемирной истории масштаб люмпенизации и расцвет люмпенских теоретико-идеологических образований в современном мире и, в бывших социалистических странах, в частности, является, проявлением глубокого кризиса мирового капитализма, противоречия между производительными силами и капиталом. Капитал еще не исчерпал своих позитивных потенций в мировом масштабе: развитие производительных сил человечества и, в частности, вытеснение живого труда из материального производства продолжается и будет продолжаться. Но это происходит под контролем капитала и закономерно ведет к выбрасыванию работников из общественно-полезной деятельности вообще, что и является одним из важнейших аспектов прогрессирующего загнивания капитализма. Капитализм все больше и больше перестает соответствовать интересам развития человечества. Открытые К. Марксом имманентные законы капиталистического производства действуют с неодолимой силой: чтобы развиваться, капитал должен разрушать производительные силы, а значит и самое себя. Такова диалектически-противоречивая характеристика современной мировой капиталистической системы. Очевидно, полное преодоление люмпенизации и исчезновение люмпенских идеологий будет возможным только на основе упразднении капиталистического общества во всем мире. Но до того времени, когда это произойдет, люмпенизация и люмпенские идеологии, видимо, еще создадут много проблем для тех, кто борется за подлинное освобождение и социальный прогресс. 


[1] Amin S. Economic Globalism and Political Universalism: Conflicting Issues // Journal of World-Systems Research, VI, 3, N.Y. Fall/Winter.- 2000. – Р. 582-622.

[2] О значительном влиянии уголовного мира на политику и общественную жизнь страны говорит, например, недавний скандальный случай, когда в столовой Государственной Думы зимой 2005 года звучала известная криминальная мелодия «Мурка».

[3] «Группа восьми» в цифрах. Официальное издание. – М., 2004.

[4] Лимонов Э.В. Другая Россия. – М., 2004. – С 147.

[5] Лимонов Э.В. Указ. соч. – С. 147.

[6] Лимонов Э.В. Указ. соч. – С. 153

[7] Лимонов Э.В. Указ. соч. – С. 101-102

Категория: № 1-2 2005 (31-32) | Добавил: Редактор (24.05.2005) | Автор: А.Б. Рахманов
Просмотров: 2130
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
№ 1 (1995) [18]
№ 2 1995 [15]
№ 3 1995 [4]
№ 4 1995 [0]
№ 1-2 2001 (18-19) [0]
№ 3-4 2001 (20-21) [0]
№ 1-2 2002 (22-23) [0]
№ 1-2 2003 (24-25) [9]
№ 1 2004 (26-27) [0]
№ 2 2004 (28) [7]
№ 3-4 2004 (29-30) [9]
№ 1-2 2005 (31-32) [12]
№ 3-4 2005 (33-34) [0]
№ 1-2 2006 (35-36) [28]
№3 2006 (37) [6]
№4 2006 (38) [6]
№ 1-2 2007 (39-40) [32]
№ 3-4 2007 (41-42) [26]
№ 1-2 2008 (43-44) [66]
№ 1 2009 (45) [76]
№ 1 2010 (46) [80]
№ 1-2 2011 (47-48) [76]
№1-2 2012 (49-50) [80]
В разработке
№1-2 2013 (51-52) [58]
№ 1-2 2014-2015 (53-54) [50]
№ 1-2 2016-2017 (55-56) [12]
№ 1-2 2018 (57-58) [73]
№ 1-2 (59-60) [79]
№ 61-62 [74]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz