Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 650
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Номера журналов. » № 3-4 2007 (41-42)

Советский народ – демиург великого прорыва от предыстории к подлинной истории человечества (7)

Советский народ – демиург великого прорыва от предыстории к подлинной истории человечества (7)

В.А. Сапрыкин

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8.

 В этих родовых муках и рождалось первое в мировой истории социалистическое общество со всеми его достоинствами и недостатками. Нам, по выражению В.И. Ленина, все время приходилось идти ощупью, многое приходилось неоднократно додумывать, доделывать и переделывать. А потому на нашу долю выпало столько борьбы и страданий. (В связи с этим не могу не заметить следующее: многие, очень многие «книжные друзья» и даже люди, называющие себя «марксистами», сегодня активно упражняются в критике советского прошлого: «и то было сделано не так, и это, и третье, и четвертое, и десятое, и двадцатое»... Но сразу же умолкают, когда надо отвечать на вопрос: «А что следовало делать в тех сложнейших, экстремальных исторических условиях? И что надо делать сегодня, сейчас, в данное время, чтобы выйти на путь социализма и не сделать никаких ошибок… ». Тут их уста замолкают, словно их сковали железными кандалами…).

Первое. Революция произошла в доведенной до нищеты, безграмотной крестьянской стране, истощенной войной. Советской власти пришлось, как говорил В.И. Ленин, решать «мимоходом», одновременно задачи буржуазно-демократической революции. Иначе говоря, нужно было очищать «социальные отношения... страны от средневековья, от крепостничества, от феодализма, от всех монархических атрибутов, сословности, землевладения и землепользования, бесправия женщин, угнетения и неравноправия нерусских национальностей, господствующего положения религии в обществе»[1].

Второе. Социалистическая революция в России протекала на максимально широкой социальной базе, в нее были вовлечены миллионы рабочих и крестьян, боровшихся за землю и ликвидацию помещичьего землевладения, миллионы солдат, одетых в шинели, но остававшихся рабочими и крестьянами, миллионы трудящихся угнетенных национальностей, жаждавших освобождения от царизма. «Но ни для кого не тайна, что всякое революционное движение неизменно всегда сопровождается временным проявлением хаоса, разрухи и беспорядков»[2]. А «анархизм столь же характерное порождение русского духа, как и нигилизм, как и народничество, – писал Н.А. Бердяев. – Это один из полюсов в душевной структуре русского народа. ... Он склонен к бунту, к вольнице, к анархии. Русская дионисическая[3] стихия – анархична. Стенька Разин и Пугачев – характерно русские фигуры, и память о них сохранилась в народе»[4]. Революция высвободила и вздыбила столь колоссальную энергию народа, что она могла стать неуправляемой и погубить Россию. Но этого не случилось. «В 1918 году, когда России грозил хаос и анархия, в речах своих Ленин делает нечеловеческие усилия дисциплинировать русский народ и самих коммунистов. Он призывает к элементарным вещам, к труду, к дисциплине, к ответственности, к знанию и к учению, к положительному строительству, а не к одному разрушению, он громит революционное фразерство, обличает анархические наклонности, он совершает настоящие заклинания над бездной. И он остановил хаотический распад России, остановил деспотическим, тираническим путем. В этом есть черта сходства с Петром»[5] (выделено мной. – В.С.).

Третье. Революция победила в стране, в которой уровень развития производительных сил, «цивилизованности» крайне затруднял переход к социализму... А потому, говорил В.И. Ленин, «мы вскоре, через несколько недель, признали, а именно: что непосредственный переход к чисто социалистическим формам, к чисто социалистическому распределению превышает наши наличные силы и что если мы окажемся не в состоянии произвести отступление так, чтобы ограничиться более легкими задачами, нам угрожает гибель»[6] (выделено мной. – В.С.).

Четвертое. Строительство социализма пришлось начинать в положении «осажденной крепости», ибо «насилие неизбежно» является «спутником краха капитализма и рождения социалистического общества». Это «целая эра империалистических войн»[7] против нового общественного строя. Все историческое время своего бытия СССР был объектом авантюр, военных провокаций и прямой агрессии со стороны мира капитала. Потерпев поражение в Гражданской войне (1918–1920 гг.), империализм стал готовиться к новому наступлению на первую страну, начавшую строить социализм. «... Дело идет к новой империалистической войне, – говорил И.В. Сталин на XVII съезде ВКП(б). – ... Войну надо организовать против СССР. Они (капиталисты – В.С.) думают разбить СССР, поделить его территорию и поживиться за его счет»[8].

70 с небольшим лет советский народ решал огромное множество невероятно трудных вопросов, преодолевал такое количество проблем, которые, казалось, «развязать» было вообще невозможно. Но мы выстояли, выдюжили, вытерпели, все преодолели и построили великое государство. В этом историческом походе за идеалами СОЦИАЛЬНОГО РАВЕНСТВА И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ были миллионные жертвы, перед памятью которых мы, нынешние коммунисты, склоняем свои головы и говорим: «Подвиг ваш бессмертен, имена – святы!».

Но в этом историческом походе возникла не только ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА, но одновременно вместе с ней родилась, окрепла и стала реальностью новая историческая общность людей по имени «СОВЕТСКИЙ НАРОД»... «Советский народ» – это не досужая придумка апологетов социализма, а реально существовавшая (и существующая все еще!) социальная, культурная, идейно-нравственная, интернациональная общность людей на конкретном и вполне реальном историческом фундаменте:

1) она владела единой территорией, занимавшей 1/6 часть земного шара, на которой советский человек любой национальности чувствовал себя дома;

2) она имела единую экономику, которая гарантировала функционирование общей «кровеносной системы» всех республик, краев, областей, городов и сел страны, развитие науки, техники, производства, обеспечивала удовлетворение материальных и духовных потребностей всех членов общества;

3) она создала единую и великую по социалистическому, гуманистическому содержанию, многообразную и самобытную по национальным особенностям культуру, возвышавшую достоинство каждого человека и превращавшую его в главную ценность общества;

4) она построила федеративное общенародное советское государство и определила общую стратегическую цель – построение коммунизма.

Советский народ не стихийное и тем более не случайное явление общественно-исторического развития. Он – советский народ – творец и одновременно творение («продукт») социализма. Творя, созидая новую реальность, народ преобразовывал, «возделывал», улучшал свою сущность. Новый общественный строй, созданный в результате победы Великого Октября, имманентно содержал в себе фундаментальные детерминанты появления на исторической арене новой социальной общности людей:

человек при социализме не «вытеснялся» из производства как ненужный для него элемент, не пополнял армию безработных, а получал вполне реальную возможность активно, творчески включаться в него, развивать свои профессиональные и общеобразовательные знания и социальный опыт. В самом начале этого пути В.И. Ленин призывал: «Товарищи рабочие, солдаты, крестьяне и все трудящиеся! Берите всю власть в руки своих Советов. Берегите, храните, как зеницу ока, землю, хлеб, фабрики, орудия, продукты, транспорт – все это отныне будет всецело вашим, общенародным достоянием. Постепенно, с согласия и одобрения большинства крестьян, мы пойдем твердо и неуклонно к победе социализма...»[9];

человек при социализме формировался не в качестве «персонифицированной функции», а в роли активного созидателя, строителя нового общества, вооруженного разнообразными знаниями, умениями. А сам труд в системе культурных и социальных ценностей в советский период рассматривался как «дело чести, доблести и геройства». Человек труда, его авторитет и значимость поддерживались всей системой широкого общественного мнения и признания, публичных нравственных оценок, возвеличения личных достоинств рабочих, крестьян, инженеров, учителей, врачей, артистов, военных, милиционеров системой культурно-массовой просветительной и пропагандистской работы. Средства массовой информации были ориентированы на максимальное освещение трудовых достижений, формирование устойчивой ценностной ориентации на труд, усердие, энтузиазм, общественное признание. В духовной культуре существовал особый «производственный» жанр, который был и в литературе, и в театре, и в живописи, и в других видах искусства. Антисоветчики-геростраты теперь это осмеивают и опошляют, не жалея ни награбленных денег, ни подлых усилий на возвеличение своего собственного героя – бандита, олигарха, чиновника, субъекта с «нетрадиционной ориентацией»... В советском обществе действовала подлинно гуманистическая система, направленная на моральное поощрение труженика: награждения победителей социалистического соревнования, публичные чествования на общих собраниях, портреты на «Досках почета», публикации в местной и союзной печати. Высокое звание «Герой Социалистического Труда» присваивалось лучшим из лучших. Выдающихся крестьян, рабочих, инженеров, агрономов, учителей, врачей, ученых, полководцев, космонавтов знала вся страна – они были идейным и нравственным ориентиром для всей нации, персонифицированным олицетворением понятий «СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК», «СОВЕТСКИЙ НАРОД»;

человек при социализме впервые в мировой и отечественной истории получил возможность пользоваться всеми благами и достижениями культуры. В стране сложилось единое культурное пространство, обогащавшее, развивавшее сотни национальных культур гуманистическими, высокохудожественными и высоконравственными ценностями и талантами. В советском обществе культура, становясь все более доступной и гуманной средой обитания для всех без исключения членов общества и всех народов многонациональной страны, начала выступать «мерой прогресса», «пространством развития», но уже не отдельного человека, не узкого социального слоя, а социума в целом – под именем «СОВЕТСКИЙ НАРОД». Иначе говоря, культура как «вторая природа» (Гегель) становилась формой и средством духовного, социального и политического объединения разных народов СССР на основе равенства, сложения и приумножения их усилий в решении исторически беспрецедентной проблемы: формирования СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ на основе единства целей, взаимопомощи, дружбы и братства. Это чувство единой исторической общности не умерло в процессе контрреволюционной вакханалии антисоветчиков, носителем его являются миллионы и миллионы людей старшего и среднего возрастов во всех республиках бывшего СССР.

Структуру, содержание, формы проявления феномена «СОВЕТСКИЙ НАРОД» на генетическом уровне ярче и глубже всего определяет система социокультурных и социополитических ценностей, сформировавшихся в советский период развития многонациональной страны. Ценности в системе жизнедеятельности народа – это обобщающее понятие, включающее в себя исторически, социально, политически, культурно выношенные, апробированные, а потому наиболее устойчивые идеи, идеалы, смыслы, цели к которым стремятся люди в процессе бытия и которые составляют единую ценностно-нормативную систему, регулирующую поведение людей и обеспечивающую консолидацию социальных групп в обществе. В советском обществе в качестве ведущих, универсальных ценностей были:

любовь к Родине и ее защита, глубинное чувство независимости, свободы, воли и исходящее из них мужество, стойкость, несгибаемость в самые трудные моменты жизни страны, народа;

трудолюбие, культ честного, социально значимого и признанного труда как основа семейного достатка и благополучия, оценочная категория индивида в глазах коллектива и всего общества;

коллективизм, общежительность в противовес индивидуализму, эгоизму, доброта, открытость, душевность в отношениях друг с другом и с людьми другой национальности, а отсюда – гостеприимство и готовность прийти на помощь в трудную минуту жизни;

уважительное и бережное отношение к достижениям всех культур многонациональной страны; сохранение фундаментальных нравственных, этических, эстетических, правовых норм и правил («в чужой монастырь со своим уставом не ходят»);

преклонение перед героизмом, подвигом, самопожертвованием во имя защиты и благополучия своего народа, независимости Родины.

Вся история мировой и отечественной цивилизации показывает, что подобные ценности проявляются далеко не в каждом обществе, даже в самом благополучном с точки зрения материальных благ, которому есть что отстаивать и защищать. Они имманентно (т.е. внутренне, закономерно) присущи только определенному типу общества и проявляются лишь в определенных исторических условиях, когда народ освобождается от рабства и становится демиургом истории. Такие условия создала победа Великой Октябрьской социалистической революции и возможность строительства общества на принципах социального равенства и социальной справедливости.

Конечно, эти качества советского народа появились не на пустом месте. В их основе – все лучшее, героическое, высоконравственное, что было выработано за многие столетия борьбы народа за свое счастье и благополучие. Но в революционных буднях лучшие черты и свойства народа обогатились, приумножились и дали свои всходы. «Мы живем в ХХ веке, – говорил Ленин на XI съезде РКП(б) 27 марта 1922 года, – и единственный народ, который вышел из реакционной войны революционным путем не в пользу того или другого правительства, а сорвав их, – это русский народ, и вывела его русская революция. И то, что завоевано русской революцией,– неотъемлемо»[10] (выделено мной. – В.С.).

В.И. Ленин, будучи типически русским человеком[11], хорошо знал, любил и высоко ценил русский народ, а потому считал его способным вершить самые высокие дела. «Обычно возражают: русский народ еще не подготовлен к «введению» Коммуны. – писал он в 1917 году. – Это довод крепостников, говоривших о неподготовленности крестьян к свободе»[12] (выделено мной. – В.С.).

Пройдет совсем немного времени после победы Великого Октября, и советский народ проделает чудеса великих дел: страна будет подготовлена к отражению фашистской агрессии. Уже в 1940 г. СССР по уровню индустриального развития опередил все европейские страны и вышел на второе место в мире после США. «Каждое мирное время имеет свои черты, свой колорит и свою прелесть, – писал маршал Советского Союза Г.К. Жуков. – Но мне хочется сказать доброе слово о времени предвоенном. Оно отличалось неповторимым, своеобразным подъемом настроения, оптимизмом, какой-то одухотворенностью и в то же время деловитостью, скромностью и простотой в общении людей. Хорошо, очень хорошо мы начинали жить[13]. Именно эту жизнь и отстоял советский народ в смертельной схватке с фашистским зверем, положив на алтарь Великой Победы 27 миллионов жизней своих лучших сынов и дочерей.


[1] Ленин В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции. // Полн. соб. соч. Т. 44, – С. 145–146.

[2] Ленин В.И. Речь о роспуске Учредительного собрания на заседании ВЦИК 6(19) января 1918 г. // Полн. собр. соч. Т. 35, – С. 240.

[3] Дионис – в древнегреческой мифологии бог вина, в честь которого совершались оргии – вакханалии, дионисийские пляски, шествия.

[4] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990,с. 53.

[5] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, – С. 95.

[6] Ленин В.И. Пять лет Российской революции и перспективы мировой революции. // Полн. собр. соч. Т. 45, – С. 281.

[7] Ленин В.И. Из доклада о пересмотре программы и изменении названия партии. // Полн. собр. соч. Т. 36, – С. 36.

[8] Сталин И.В. Отчетный доклад о работе ЦК ВКП(б)//XVII съезд Всесоюзной Коммунистической партии (б). Стенографический отчет. М., 1934, – С. 11–12.

[9] Ленин В.И. К населению. Обращение // Полн. собр. соч. Т. 35, – С. 67.

[10] Ленин В.И. Из политического отчета Центрального Комитета РКП(б) XI съезду РКП(б) 27 марта 1922 г. // Полн. собр. соч. Т. 45,с. 99.

[11] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, – С. 94.

[12] Ленин В.И. Задачи пролетариата в нашей революции. // Полн. собр. соч. Т. 31, – С. 164.

[13] Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1969, – С. 130.

Категория: № 3-4 2007 (41-42) | Добавил: Редактор (25.12.2007) | Автор: В.А. Сапрыкин
Просмотров: 1153 | Теги: ВОСР, Зюганов, революция, прогресс, Социализм, контрреволюци я, власть, интеллигенця, октябрь, большевизм
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
№ 1 (1995) [18]
№ 2 1995 [15]
№ 3 1995 [4]
№ 4 1995 [0]
№ 1-2 2001 (18-19) [0]
№ 3-4 2001 (20-21) [0]
№ 1-2 2002 (22-23) [0]
№ 1-2 2003 (24-25) [9]
№ 1 2004 (26-27) [0]
№ 2 2004 (28) [7]
№ 3-4 2004 (29-30) [9]
№ 1-2 2005 (31-32) [12]
№ 3-4 2005 (33-34) [0]
№ 1-2 2006 (35-36) [28]
№3 2006 (37) [6]
№4 2006 (38) [6]
№ 1-2 2007 (39-40) [32]
№ 3-4 2007 (41-42) [26]
№ 1-2 2008 (43-44) [66]
№ 1 2009 (45) [76]
№ 1 2010 (46) [80]
№ 1-2 2011 (47-48) [76]
№1-2 2012 (49-50) [80]
В разработке
№1-2 2013 (51-52) [58]
№ 1-2 2014-2015 (53-54) [50]
№ 1-2 2016-2017 (55-56) [12]
№ 1-2 2018 (57-58) [73]
№ 1-2 (59-60) [79]
№ 61-62 [74]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz