Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 468
Объявления
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Наш видеолекторий

 




 


Темы

Социальная философия

Революция и контрреволюция

Наша история

Вопросы экономики социализма.

Оппортунизм

Религия

Есть обновления

Главная » Статьи » Номера журналов. » № 3-4 2007 (41-42)

Советский народ – демиург великого прорыва от предыстории к подлинной истории человечества

90-летие Великой октябрьской социалистической революции
85-летие образования
союза советских социалистических республик

Советский народ – демиург великого прорыва от предыстории к подлинной истории человечества [1]   (1)

В.А. Сапрыкин

Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4.

Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8.

«Чем дальше отходит от нас этот великий день, тем яснее становится значение пролетарской революции в России, тем глубже мы вдумываемся также в практический опыт нашей работы, взятый в целом».

В.И. Ленин

Вот и пришла она эта знаменательная историческая дата[2] – 90-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. Только отмечать ее нам теперь приходится в условиях победы криминально-буржуазной контрреволюции, когда «псы и свиньи»[3] расплодившегося класса хищников-приватизаторов и «плетущейся» за ним продажной интеллигенции «осыпают нас кучами» грязных «проклятий, ругательств, насмешек за неудачи и ошибки в постройке нами нашего советского строя»[4], когда с невиданным бешенством они выкорчевывают остатки Советской Социалистической Цивилизации. Даже саму дату Великой Народной Революции вымарали из календаря, а ее наследникам и приверженцам запретили в этот день вместе выходить на улицы и площади родной страны. Контрреволюционный режим «перегородил» их отрядами наемных костоломов, стаями натасканных на людей собак, стадами «мерседесов», «фордов», «ниссан»... «Простому» человеку все меньше остается места в капитализируемой стране. Но мы, советские люди – коммунисты и беспартийные – в большинстве своем не нытики и не хлюпики! Нам ли бояться новоявленных могильщиков социального прогресса: ведь это наши деды-рабочие и крестьяне вдрызг разбили врангелей и деникиных, колчаков и юденичей, а вместе с ними вооруженных до зубов интервентов Антанты! Нам ли страшиться новых геростратов-насильников истории: это наши отцы и матери разгромили объединенные орды фашизма, в прах повергли некогда грозных гитлеров и розенбергов, гиммлеров и геббельсов, а вместе с ними – всех предателей-выродков типа власовцев, бандеровцев, эсэсовских «лесных братьев» и им подобных. В сердца советских людей, доживших до сегодняшних позорных дней, продолжает стучать горячий пепел их дедов и отцов, совершивших Великую Народную Революцию и добывших невиданную в мировой истории Величайшую Победу над самыми ударными силами мирового империализма.

Несмотря на контрреволюционную хулу и клевету, грязным водопадом низвергающуюся из всех щелей и пор нынешнего политического режима, нам нечего стыдиться в нашем советском историческом прошлом. Мы и без клеветников никогда не забывали, что неудач и ошибок у нас действительно было много... «Еще бы обойтись без неудач и ошибок в таком новом, для всей мировой истории новом деле, как создание невиданного еще типа государственного устройства!»[5]. Если за что-то мы и должны испытывать угрызение совести, то прежде всего за то, что великое дело истории не смогли избавить от невежд, приспособленцев и проходимцев, налипавших на молодой, развивающийся организм социалистического общества, тайно, подло – по-горбачевски, по-яковлевски – проникавших в его самые глубокие, самые сокровенные поры и разлагавших юное тело Советского Государства. «Почему погиб Советский Союз?» – спросили еще живого Виктора Сергеевича Розова. «Заели вши...», – прозвучал ответ-диагноз выдающегося драматурга и мыслителя Советской Эпохи.

Да, мы испытываем мучительную боль и неизбывную горечь оттого, что не сделали многого, что должны были сделать и, наоборот, сделали многое, чего делать не следовало. И все же, все же в историческом смысле слова нам не должно быть стыдно: наши помыслы чисты, а цели – бескорыстны и благородны! Потому вслед за нашим великим вождем и учителем Владимиром Ильичем Лениным говорим во всеуслышанье: «... Мы вправе гордиться и мы гордимся тем, что на нашу долю выпало счастье начать постройку советского государства, начать этим новую эпоху всемирной истории, эпоху господства нового класса, угнетенного во всех капиталистических странах и идущего повсюду к новой жизни, к победе над буржуазией, к диктатуре пролетариата, к избавлению человечества от ига капитала, от империалистических войн»[6].

Потому и 90-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции мы встречаем не с опущенной, а гордо поднятой головой, мы, наследники наших дедов и отцов, с радостью отмечаем наш великий праздник и с оптимизмом смотрим в будущее. У нас есть великое прошлое, а наших детей и внуков, весь советский народ ожидает еще более великое историческое будущее... Таков властный императив исторического феномена под многозначным именем «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС»... Генеральная линия общественного прогресса в современную эпоху – переход от капитализма к социализму в мировом, общепланетарном масштабе.

Только откровенные апологеты и слепцы отрицают, что начало этому всемирному прогрессу положила Великая Октябрьская социалистическая революция. За 90 лет после ее начала созданы поистине горы книг, статей, диссертаций, воспоминаний и других публикаций. Эта библиографическая громада совершенно явственно распадается на две диаметрально противоположные части: авторы одной ненавидят величайшее историческое событие под именем «революция» и выносят ему «смертный» приговор; представители другой – понимают огромное значение Великого Октября и потому приветствуют революционный подвиг русского народа.

В многолетних научных дискуссиях, ожесточенных политических и идеологических схватках на первое место чаще всего выдвигаются три связанных между собой вопроса:

1) «Была ли неизбежной Великая Октябрьская социалистическая революция?»;

2) «Почему стала возможной столь масштабная и радикальная революция?»;

3) «Кто совершил первую в мире социалистическую революцию?»

В последние годы к ним добавляется еще один, четвертый вопрос, рождаемый в недрах национал-патриотов и оппортунистов-зюгановцев: «Была ли Октябрьская революция социалистической и отражала ли она интересы русского народа? Был ли Ленин патриотом своей страны

Именно эти проблемы и являются предметом моего анализа, хотя я отчетливо представляю, что в рамках даже развернутого доклада ответ на них может быть слишком лапидарным. И тем не менее свою научную, идейную и нравственную позицию ученого-марксиста я попытаюсь выразить максимально конкретно, с фактами в руках, опираясь на «свидетельские показания» живых очевидцев тех лет... Их, этих свидетельств, будет много, возможно даже слишком много, в данном материале, за что автор приносит свои искренние извинения читателям...

Великий Октябрь – революция народная, рабоче-крестьянская

«Народ в прошлом чувствовал неправду социального строя, основанного на угнетении и эксплуатации трудящихся, но он кротко и смиренно нес свою страдальческую долю. Но наступил час, когда он не пожелал больше терпеть, и весь строй души народной перевернулся. ... Ленин не мог бы осуществить своего плана революции и захвата власти без переворота в душе народа»[7].

Н.А. Бердяев

Мне уже приходилось неоднократно писать о том, как сегодня в России антикоммунистами и правыми оппортунистами извращен и вульгарно примитивизирован смысл научного понятия «революция»[8]. Делается это вполне сознательно и с далеко идущими целями. Во-первых, с целью максимально принизить и сфальсифицировать суть того исторического события, которое вошло в историю и в сознание людей под именем «Великая Октябрьская социалистическая революция». По мнению реставраторов капитализма, ничто не должно напоминать новым поколениям о величии Октября 1917 года, о созидательном, прогрессивном, гуманистическом векторе первой в мировой истории социалистической революции. Во-вторых, – навсегда отучить людей правильно («адекватно») употреблять слово «революция» в контексте нынешней политической и социально-экономической ситуации в России и в мире в целом. Иначе говоря, поставлена максимально утилитарная задача: вернуть сознание людей к уровню средневекового мировоззрения. Ведь в Средневековье употреблялись только слова: «бунт», «восстание»... Но они, по справедливому замечанию Ханны Арендт – немецко-американского философа и политолога, никогда не подразумевали освобождение народных масс от социального гнета в его революционном понимании. Осознание революционного освобождения – в прямом смысле слова – стало возможным значительно позднее; оно начало означать, что люди – не просто отдельные индивиды, а громадное большинство человечества, – униженные и бедные, жившие в духовной темноте и под социальным гнетом власть и собственность имущих, должны подняться (революционно!) и стать верховными суверенами земли[9]. Только с XVIII века слово «революция» начинает употребляться в качестве политического термина. Великие революции XVIII века наполнили это понятие новым современным содержанием и дали простор для его научного бытования. Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года, показавшая, что люди труда могут взять в свои руки власть и собственность, стать демиургами своей истории, а само понятие «революция» превратила в универсальный способ борьбы с угнетателями и поработителями.

Реставраторы капитализма в России и за ее пределами ведут самую настоящую войну... со словом «революция». Во-первых, его просто убирают из научного оборота. В 2002 году в Москве и Минске выпущена в свет «Всемирная энциклопедия: Философия. ХХ век». Издание включает в себя около 1000 аналитических статей, посвященных персоналиям, фундаментальным понятиям и базовым текстам философии ХХ века. Книга адресована специалистам в области философии, культурологии, социологии, лингвистики, психологии, а также аспирантам и студентам гуманитарных специальностей. Словом, получился увесистый «кирпич» в 976 страниц[10]... Многое в нем есть... Смотрим по алфавиту: есть «Реклама», «Религия», вставлена «Репрезентация», натыкаемся на «Розенберга» (идеолога и теоретика немецкого фашизма), но слова «Революция» нет... Впрочем, отношение к ней авторы и составители «энциклопедии» выразили вполне определенно, через... фашиста Розенберга. «Истинное значение российской революции, по мнению Р., – попытка преступного мира, принадлежащего к «ближневосточной» расе, победить Европу...»[11] (выделено мной – В.С.). Во-вторых, как мы видим, понятию «революция» придается преступный смысл, оно современными капитализаторами подается как «путч», «экстремизм» и даже «бандитизм»... Соответственно все люди, признающие революционный способ освобождения трудящихся от угнетения, зачисляются в разряд экстремистов. Такова реальность современной российской научной и политической действительности...

Но это далеко не все, что характеризует новое «Средневековье» России в условиях реставрации капитализма. Анализ огромного круга источников (политических, публицистических, научных, письменных и устных, индивидуальных и коллективных) показывает, что классовые и идейные противники революции постоянно, с небывалым остервенением долбят одно и то же: Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года не является закономерным, неизбежным феноменом общественного развития, она – продукт преступного большевистского заговора, волюнтаристского насилия над историей, в результате чего Россия якобы и свернула с «нормального», «цивилизованного» пути развития. Чем ближе знаменательный юбилей, тем гуще и циничнее поток средневековых измышлений о Великом Октябре:

«Настаивать на неизбежности Октября – значит считать, что наш народ был заведомо ущербным. Ленин, Троцкий и их ближайшие соратники, открыто провозгласившие, что все нравственные нормы они отвергают, проявили дьявольские способности в захвате и удержании власти в России»[12] (Новиков С.);

«Отматывая ленту назад, ясно видишь, что большевистский переворот не был неотвратимостью... Сегодня понятно, что в ответ на начало захвата ленинцами стратегических точек столицы (во время войны!!!) офицерские команды должны были окружить гнезда большевиков, хорошо известные, подкатить пушки и броневики и, не считаясь с жертвами и ущербом для зодчества, разнести их в щепы»[13] (Горянин А.);

«Крах советской власти, коммунистической идеологии и историографии не был случайным и спонтанным... Начало всему этому положила «Великая Октябрьская», которая вопреки утверждению марксистов, не была выражением всеобщих закономерностей и возникших в России объективных предпосылок для их реализации, а захватом власти группой авантюристов... Теперь для здравомыслящих людей очевидно, что социализм в марксистском варианте нежизнеспособен, как и бессмысленна пролетарская, или социалистическая революция»[14] (Файн Л.Е.) и т.д. и т.п.

Все эти рассуждения противников Октября – типичное «средневековье», ибо носят характер заклинаний, а не научного, рационалистического анализа сложнейшего исторического процесса. А заклинания – это всего лишь словесные формулы, имеющие по иррациональным (суеверным) представлениям чудодейственное свойство влиять на естественный (закономерный) ход исторических событий! Церковники в средние века с помощью заклинаний пытались предотвратить природные (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи) или общественные (восстания, войны, эпидемии холеры, чумы) катаклизмы. Как видим, заклинания теперь широко используются в современной либеральной публицистике и демообществоведении в виде проклятий, псевдонаучных тавтологий, агрессивной демагогии и схоластики.

Однако в этих новых «средневековых» заклинаниях и проклятиях в адрес Великого Октября ничего оригинального, необычного нет, от них явственно исходит устойчивый запах нафталина. Ощущение такое, что из старых антисоветских «сундуков» или «лабазов» достали идеологическую ветошь начала ХХ века и пытаются выдать ее за «белые» одежды эпохи первоначального (грабительского) накопления капитала. Так «малиновые пиджаки» во времена «отца нации» Ельцина из числа бандитов старались походить на джентльменов. Нынешние антиоктябрьские «аргументы» из той же категории. Уже по свежим следам революционных событий 1917 года в России и на Западе создается жанр заклинательной литературы, направленной на демонизацию и сатанизацию революции, на фальсификацию причинно-следственных связей, движущих сил и последствий общественного феномена, вошедшего в историю под именем «Великая Октябрьская социалистическая революция». В числе первых была работа эмигранта Г.И. Каткова, в которой тот доказывал, что «революция (в России – В.С.) была вызвана преимущественно подрывной деятельностью немецких агентов, стремившихся к деморализации восточного фронта и к заключению с Россией сепаратного мира». Катков пространно рассуждал о «связи Ленина и его доверенных лиц с немецкими агентами, стремившимися вызвать революцию в России»[15] (выделено мной – В.С.).

Эта фальшивка Каткова явилась подлинным подарком на долгие годы записным антисоветчикам разных мастей. И хотя она была давно разоблачена, ее хождение не прекратилось до сих пор. В июле 2007 года видный русский ученый доктор исторических наук, профессор В. Логинов в «Литературной газете» прямо пишет: «Патриарх западной советологии Джордж Кеннан еще в 1956 г. провел специальное расследование о документах, купленных американцем Сиссоном в 1918 г. Кеннан рассказал, как американские чиновники давили на экспертов, добиваясь положительного заключения, и доказал, что речь идет о фальшивках. Об их авторе – уроженце Витебска, польском писателе Фердинанде Осендовском – написал наш российский историк Виталий Старцев. Другой известный историк Геннадий Соболев, суммировав все сведения по данной проблеме, выпустил интереснейшую книгу «Тайна немецкого золота». Но все эти работы наша пресса, естественно, замолчала, дабы не лишать заработка тех, кто годами кормился данными сюжетами».

Это, по словам Логинова, «пена», всевозможные «мародеры на поле брани».

«Дело доходит до смешного, – продолжает историк. – Александр Николаевич Яковлев поведал в свое время миллионам телезрителей, что обнаружены расписки Ганецкого о получении денег для пересылки их большевикам в Россию. Ну как не поверить академику? (А еще бывшему члену Политбюро ЦК КПСС. – В.С.). А вот американский историк Ляндерс из Стэнфордского университета не поверил. Докопавшись до германских и шведских банковских счетов фирмы Ганецкого, он обнаружил: 1) все расписки свидетельствуют не о пересылке денег из Стокгольма в Россию, а наоборот – из России в Стокгольм; 2) текст телеграмм Ганецкого – не шифровки, как это утверждали английские и французские спецслужбы, передавшие их русской контрразведке, а перечень реальных товаров, проданных в Россию, а таинственная «Мука» – не динамит, а детское питание фирмы «Нестле»[16] (выделено мной.– В.С.).

Эта оплеуха антисоветчикам, впрочем, далеко не первая, казалось бы, должна чуть-чуть умерить пыл тех, кто хочет обгадить великую дату русской истории – 90-летие Октябрьской революции. Ничуть не бывало. Все современное демобществоведение и демпропаганда без устали крутят эту заезженную пластинку, ибо ничего другого у них просто нет...

Наряду с многочисленным отрядом отечественных и зарубежных очернителей Великого Октября «тихо» копают правые оппортунисты, давая исключительно вульгарную, пошлую трактовку событию, потрясшему весь мир. Особенно выделяются зюгановцы со своим идейным вдохновителем и организатором. В публикациях Зюганова в течение 13 лет буквально рефреном проходят следующие постулаты самого вульгарного толка:

«Революция 1917 года стала закономерным результатом всеобъемлющего кризиса, поразившего основы государственной жизни и национального самосознания. ... Народность, как основополагающий принцип общенациональной солидарности, пала под напором безмерных политических амбиций партийных лидеров и националистических региональных элит»[17];

«Предпосылки российской революции зрели давно и последовательно, являясь в равной степени следствием ошибок русского правительства во внутренней политике и внешнего, разлагающего влияния западной цивилизации»[18];

«... Ленин в своих последних статьях и письмах призвал «пересмотреть точку зрения на социализм и» отказаться «от революционного псевдорадикализма»[19];

«Историческая эпоха, начало которой положил Великий Октябрь, закончилась»[20]...

Не надо быть мудрецом, чтобы понять, по каким направлениям правый оппортунист фальсифицирует причины, движущие силы и последствия Великой Октябрьской социалистической революции. Его «открытия» низводят величайшее явление русской и мировой истории до конфликта «амбиций партийных лидеров», неких «ошибок» царского правительства, до «влияния западной цивилизации»... А творческий взлет национального самосознания русского народа он кощунственно называет «кризисом»! Тот же лживый феномен субъективизма и даже волюнтаризма, что и у открытых антисоветчиков. Отсюда и категоричность вывода оппортуниста: «Эпоха Великого Октября закончилась»... Сказанное им – не случайные «оговорки» или «описки»: это его социальное и мировоззренческое кредо. Многолетний член буржуазного парламента, он клеймит диалектико-материалистическую науку, называя ее «вульгарной социологией», которая якобы «отучила осмысливать действительность в категориях общенациональных интересов»[21]. Отсюда революция вообще, Великая Октябрьская в том числе, у Зюганова – главы современного правого оппортунизма, не вписывается в парадигму «общенациональных интересов».


[1] Статья подготовлена на основе доклада к 90-летию Великого Октября, прочитанного перед коммунистами г. Москва 3 ноября 2007 г.

[2] Ленин В.И. К четырехлетней годовщине Октябрьской революции. // Полн. собр. соч., т. 44, – С. 144.

[3] Там же. – С. 147.

[4] Там же. – С. 147–148.

[5] Там же. – С. 148.

[6] Там же. – С. 148.

[7] Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990, – С. 102.

[8] Сапрыкин В.А. Революция и контрреволюция. М., 2004; Антикоммунизм. Оппортунизм. Контрреволюция. М., 2007.

[9] Арендт Ханна. О революции. Фрагмент из книги (пер. В.В. Бибихина)//«Новое литературное обозрение». 1997, № 26, – С. 13.

[10] Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грицанов. М.: АСТ, Мн: Харвест, Современный литератор. 2002, 976 – С.

[11] Там же. – С. 650.

[12] Новиков – С. Случайность неизбежности. Была ли Россия обречена на Октябрьскую революцию?//«Московские новости», 29 июня–5 июля 2007, № 25 (1392), – С. 31.

[13] Горянин А. Как это могло случиться?//«Литературная газета», 3–9 октября 2007, № 40 (6140), – С. 3.

[14] Файн Л.Е. Материалы к изучению историографии отечественной истории в советский период (1917–1991 гг.). М., 2005, – С. 182–183.

[15] Цит. по: «Октябрьский переворот. Революция 1917 года глазами ее руководителей. Воспоминания русских политиков и комментарий западного историка». М., 1991, – С. 41.

[16] Логинов В. В шаге от пропасти. // «Литературная газета», 25–31 июля 2007, № 30 (6130), – С. 3.

[17] Зюганов Г. Уроки жизни. М., 1997, – С. 15.

[18] Там же. – С. 60.

[19] Зюганов Г. Россия – Родина моя. Идеология государственного патриотизма. М., 1996, – С. 57–58.

[20] Там же. – С. 60.

[21] Зюганов Г. Уроки истории. М., 1997, – С. 14.

Категория: № 3-4 2007 (41-42) | Добавил: Редактор (31.12.2007) | Автор: В.А. Сапрыкин
Просмотров: 798 | Теги: ВОСР, Зюганов, революция, прогресс, Социализм, контрреволюци я, власть, интеллигенця, октябрь, большевизм
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Категории раздела
№ 1 (1995) [18]
№ 2 1995 [15]
№ 3 1995 [4]
№ 4 1995 [0]
№ 1-2 2001 (18-19) [0]
№ 3-4 2001 (20-21) [0]
№ 1-2 2002 (22-23) [0]
№ 1-2 2003 (24-25) [9]
№ 1 2004 (26-27) [0]
№ 2 2004 (28) [7]
№ 3-4 2004 (29-30) [9]
№ 1-2 2005 (31-32) [12]
№ 3-4 2005 (33-34) [0]
№ 1-2 2006 (35-36) [28]
№3 2006 (37) [6]
№4 2006 (38) [6]
№ 1-2 2007 (39-40) [32]
№ 3-4 2007 (41-42) [26]
№ 1-2 2008 (43-44) [66]
№ 1 2009 (45) [76]
№ 1 2010 (46) [80]
№ 1-2 2011 (47-48) [76]
№1-2 2012 (49-50) [80]
В разработке
№1-2 2013 (51-52) [58]
№ 1-2 2014-2015 (53-54) [49]
Интернет-магазин

Прайслист


Номера журналов "МиС", труды классиков МЛ, философия, история.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz