«Теология не является наукой…» 1
Екатерина Элбакян
«Портал–Credo.Ru»:
Как Вы прокомментируете недавнюю встречу Патриарха Кирилла и министра
образования и науки Андрея Фурсенко и их выступления на открытии XVII
Международных образовательных чтениях, где говорилось о возможном включении
теологии как научной дисциплины в список ВАК РФ? Речь шла о том, что по этому
вопросу достигнута принципиальная договоренность.
Екатерина Элбакян: Я могу прокомментировать это без особой
радости. Ведь наука всегда предполагает возможность пересмотра результатов в
процессе своего развития. Была механика Ньютона, евклидова геометрия, а теперь
есть квантовая механика, геометрия Римана и Лобачевского. Говорят, в 1930 г. Бернард Шоу на
чествовании Эйнштейна сказал: «Религия всегда права. Она решает все вопросы о
мире, следовательно, снимает все вопросы о мире. Наука всегда неправа, потому
что за каждым решенным ею вопросом встает десять новых». Мы понимаем, что
наука, развиваясь, может пересматривать какие-то свои, даже кардинальные, «догматические»
положения. Теология же не является наукой хотя бы уже потому, что для нее такое
невозможно, догматизм и авторитаризм – ею же признанные, неотторжимые от нее
свойства. Она «изучает» некий потусторонний, сверхъестественный мир; объектом
ее рассмотрения является Бог, а как можно изучить земными средствами
сверхъестественную реальность? Предметом теологии будто бы являются некие
самообнаружения Бога в мире. Но как постичь, что это именно самообнаружения
сверъестественного существа? Любопытно, что еще в средние века были теологи,
которые не отождествляли науку и теологию, философию и теологию. Фома Аквинский
говорил, что философия – служанка теологии, и уже тем самым разводил философию
и теологию. А до Фомы арабский философ-аристотелик Ибн-Рушд, он же Аверроэс, выдвинул
теорию двойственной истины, достаточно революционную для своего времени. Он
заявил, что философия, как и теология, имеет право на автономное существование,
но каждая из них идет своим путем к достижению истины. Ведь это было
средневековье, когда религия еще господствовала в духовной жизни и Востока, и
Запада. Но сегодня – не странно ли считать теологию научной дисциплиной?
Здесь еще важен один момент, на который хотелось бы обратить
внимание. Все-таки под теологией мы, как правило, понимаем именно западную
мысль – католическую и протестантскую. Православное учение о Боге традиционно
называется у нас богословием. Западная теологическая мысль более рациональна по
своему духу, нежели православное богословие. В силу этого рационализма она, в
аспекте той же, допустим, протестантской теологии занимается более общими
вопросами, которые в какой-то мере могут соответствовать представлениям о
науке. Православное богословие более мистично по сравнению с западным. В России
в большей мере развивалось не основное богословие, которое как-то может
соответствовать систематической теологии, а пастырское. И весьма проблематично,
какой мере это пастырское богословие может быть названо наукой.
Я считаю, что такой подход нивелирует, во-первых, многие
аспекты науки. Если теология становится наукой, то возникает еще круг проблем:
а что же мы называем наукой? С другой стороны, он нивелирует и теологию как
очень специфическую сферу знаний или, точнее, даже представлений, а не знаний,
о Боге и потустороннем мире, которые для верующего человека суть альфа и омега,
а с точки зрения логики о них вообще невозможно иметь конечных суждений.
– Возвращаясь к западной
теологии, – как раз существование там теологических факультетов является одним
из аргументов сторонников введения научных степеней по теологии в России. Но на
Западе совершенно другая система присуждения степеней. Там они присуждаются
непосредственно самими университетами без всякого утверждения вышестоящей
инстанции вроде ВАК. Там нет никаких экспертных советов. А каков может быть
механизм присуждения степеней по теологии при нынешнем порядке их присуждения?
– Это серьезная проблема. На Западе, как Вы совершенно
правильно заметили, нет никакого высшего – ни государственного, ни даже
общественного органа, который бы подтверждал решение конкретно университетского
или институтского совета по присуждению ученой степени. Я не один раз бывала на
защитах диссертаций в Тюбингенском университете. Там просто делается доклад,
перед этим издается книга на тему доклада и присуждается ученая степень, – для
этого достаточно мнения сотрудников данного коллектива. Кстати, целый ряд университетов,
где ныне действуют теологические факультеты, вышли из средневековых монастырей;
неудивительно, что давняя традиция здесь сохранилась. У нас все по-другому –
ведь даже до Октябрьской революции здесь в университетах не было богословских
факультетов. Мы помним, как М.В. Ломоносов отверг проект создания богословского
факультета в Санкт-Петербургском университете. И это было признано нормальным
явлением, – именно для того, чтобы исключить ангажированность и добиться
объективности. Как избежать ангажированности и добиться объективности, если
речь пойдет о включении теологии в круг научных дисциплин? – этого даже в
страшном сне нельзя представить! Ведь теология всегда конфессиональна, – есть
теология мусульманская, иудейская, католическая и т.д. Внеконфессиональной
теологии не существует. Так же, как нет дерева вообще, а есть конкретно осина,
береза, дуб… И каждый теолог считает истинным свое вероучение, к другим же
относится с предубеждением.
В науке есть специальная номенклатура специальностей. В той же
философии есть история философии, отдельно этика, отдельно эстетика,
антропология и др. Значит, и теология должна будет разбита на ряд поддисциплин.
Придется разбивать по двум критериям: первый – конфессиональная принадлежность,
второй – проблема, которая в ней решается: учение о Боге, какой-то аспект
проявления этого Бога. Я не представляю, какой аспект теологии можно назвать
научным -православное пастырское богословие, православную гомилетику?
– Но может быть
православный новообрядец или старообрядец?
– Вот именно! Какой же консенсус тут возможен? Тут уже не
будет согласия не по тому, о чем написана диссертация, а по сугубо
мировоззренческим вопросам. Если подняться над конфессиональными различиями,
тогда это уже не будет теологией.
Что касается Запада, то, если мы посмотрим на диссертации,
защищаемые, например, в Оксфорде, где теология весьма сильна, то увидим, что
это фактически это диссертации религиоведческие. Там идет речь об изучении не
Бога, а религии как социального и культурного феномена. А у нас, если введут
теологию в качестве научной дисциплины, то следующим шагом, я подозреваю, будет
вытеснение религиоведения, так как всем комплексом проблем религии станет заниматься
теология, причем с узко конфессиональных позиций.
– Что Вы можете сказать
по поводу введения в образовательный стандарт Основ православной или иной
конфессиональной культуры?
– В поликонфессиональной и многонациональной стране это станет
тлеющим источником конфликта. Как мы знаем, социальные конфликты религиозного
характера, как правило, наиболее трудно устранимы и сохраняются наиболее долго.
Они передаются от поколения к поколению. Если вводить конфессиональный
компонент по территориальному принципу, то возникает вопрос: а есть ли у нас
моноконфессиональные регионы? Или дети должны будут ходить в школы по
конфессиональному признаку?
– Пытаются в этом случае
говорить о добровольности изучения таких предметов. Может ли образовательный стандарт
быть добровольным? Можно ли добровольно отказаться изучать таблицу умножения?
– Стандарт обязывает к исполнению. Но даже если формально курс
идет по выбору, мы прекрасно знаем, как у нас это делается. Директор или завуч
школы скажет, что шестым уроком будет ОПК. А чтобы дети не бегали по улице, –
все должны на нем быть. Ладно, если это будет последний урок – можно идти
домой. А если в середине дня? Чем тогда занимать детей, родители которых не
хотят, чтобы их дети изучали ОПК? Их же посадят в тот же класс. Ведь нужно
исходить из реального положения вещей, а не из абстрактных схем, которые
существуют в головах у чиновников от образования.
В школе нужно либо преподавать историю религии, либо в курсе
всеобщей истории акцентировать проблемы, связанные с различными религиями, либо
ввести как отдельный предмет историю религий в широком смысле и показывать ее
связь с культурой, политикой и общественным устройством.
А для тех родителей, которые настаивают на конфессиональном
образовании своих детей, существуют специальные духовные учебные заведения,
воскресные школы.
– Для того, чтобы
включить в школах такой курс в образовательный стандарт, нужны квалифицированные
преподаватели. Сколько таких педагогов нужно будет? В какой обозримый период
времени школа может быть обеспечена минимально соответствующими кадрами?
– Это может произойти довольно не скоро. Придется переучивать
учителей истории и литературы. Если учесть, что религия – очень специфический
предмет, то можно представить, каково будет преподавание этого предмета
непрофессионалами. Для того, чтобы обеспечить школу хотя бы одним или двумя
педагогами-профессионалами по этому предмету, учитывая, что в России свыше
30000 школ, понадобится, как минимум, 30-40 тысяч педагогов. Должны будут
открыть специальные отделения при исторических факультетах пединститутов, курсы
повышения квалификации в вузах, в которых есть религиоведческие кафедры, а таковых
не очень много – от 30 до 40 в стране; нужны немалые средства, чтобы хотя бы в
течение полугода учителя освоили этот предмет. А открытие отдельной
специальности в педвузах займет много времени, да еще не менее пяти лет
обучения… Сначала надо будет создавать ударным способом такие отделения для
обеспечения всех школ преподавателями, а по насыщении школ последними – сокращать
эти отделения. Проблем возникнет много. Я удивляюсь тому, что эту ситуацию не
могут просчитать в министерстве.
Интервью профессора Академии труда и социальных отношений доктора философских
наук Екатерины Элбакян корреспонденту «Портала-Credo.Ru» Владимиру Ойвину
|