Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 450
Объявления
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Наш видеолекторий

 




 


Темы

Социальная философия

Революция и контрреволюция

Наша история

Вопросы экономики социализма.

Оппортунизм

Религия

Есть обновления

Главная » Статьи » Номера журналов. » № 1-2 2007 (39-40)

Ключевое событие эпохи. Наказ авангарда идущим вслед (5)

Ключевое событие эпохи. Наказ авангарда идущим вслед

Тезисы к 90-летию Великой Октябрьской социалистической революции       (5)

Р.И. Косолапов

Часть 1. Часть 2. Часть3. Часть 4. Часть 5.

XIII

XIII.1. Россия рубежа ХХ-ХХI веков находится как бы на развилке трех исторических дорог.

1. В абстракции мыслимо, что «реформируемая» Россия по состоянию, к примеру, на 1990 год могла бы стать одним из крупнейших центров государственно-монополистического капитализма. Для этого у нее имелось все, кроме узаконения частной собственности и власти финансового капитала. Однако такой поворот был абсолютно не осуществим: в соответственных усилиях нашу внутреннюю реакцию быстро разоблачил бы собственный народ и – похоже на парадокс – не поддержал бы империалистический «союзник». Соединенным Штатам, всегда претендовавшим на «руководство» миром, был совершенно ни к чему новый сравнимый гигант с его уникальными кадровыми, научно-техническими и природными возможностями. Деспотически срабатывал закон капиталистической конкуренции: Горбачева, при всех его рептильно-реставраторских «заслугах», дальше предбанника «семерки» не пускать; России «спустить» модель экономики стран «третьего мира» и президентской республики с подражанием американской двухпартийной системе; только на этих условиях намекать на шанс превращения «семерки» в «восьмерку».

2. Вторая дорога – та, которая ныне испытывается, – превращение первого в мире социалистического государства в несуверенную, распадающуюся и вымирающую область колониальных интересов империализма, или, иными словами, в рынок сбыта, «отсоса» избыточной, неконкурентоспособной продукции Запада; источник дешевой высококвалифицированной рабочей силы, энергоносителей и сырья; площадь для размещения неэкологичных производств и захоронения вредных отходов. Это дорога в никуда. Она противопоказана народам России.

3. Третья возможность – возрождение общинно-коллективистского (социалистического) высокодуховного строя жизни, вытекающего как из природы российской цивилизации, так и из глобальной направленности развития человечества, – строя, единственно способного спасти наш народ и государство.

XIII.2. В последние годы появилось немало охотников заново определить «русский путь». Изысканиями в направлении «русской идеи» занималось окружение Ельцина. У оппозиции аналогичные разработки вело, к примеру, «Духовное наследие». Но все они, будто бы занятые конкретными проблемами России, смотрели как-то мимо России. Образно говоря, их труды на эту тему невольно отдавали «парфюмом» Ф. Фукуямы.

На исходе 1980-х годов этот американский профессор прославился концепцией, которая вместилась в два слова: «конец истории». В расшифровке автора это – «конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления».

«Конец истории» налагал запрет на поиск и опробование иных, не либерально-рыночных вариантов общественного развития, провозглашал «закрытие» социализма и коммунизма, «смерть» марксизма-ленинизма. Печально, но в это русло ныне вливаются некоторые, якобы патриотические течения, желающие отделить Россию от ее советского наследия и формулирующие для нее эклектичные национал-соглашательские, демо-христианские, патриархально-модернистские доктрины. Примыкает к ним и попытка диктовать советскому народу некие «лимиты» его поведения в нынешнем мире.

Конец истории – заветная мечта международного империализма. Ради нее людям внушается заведомо ложное мнение, что капиталистический порядок является самым совершенным, а значит и непреходящим. За этим стоит узколобое намерение отменить законы общественного развития, прекратить биение сердца социальной диалектики, развеять страх буржуазии перед будущим – намерение, подкрепляемое всеми средствами экономического и информационно-идеологического давления, включая «авторитет» ядерного оружия. Никто, естественно, не может действовать вне этого силового поля и связанных с ним угроз. Но вправе ли Россия ограничивать им свой исторический горизонт?

XIII.3. Первое условие спасения Отечества – это формирование несокрушимой массовой силы, способной совместить выполнение национально-освободительных задач с созиданием общественного устройства, которое можно определить как экономико-экологический, социально-политический и культурно-нравственный оптимум XXI века, или социализм будущего. Ни уже испытанный опыт социалистического строительства, уроки которого – положительные и отрицательные – несомненно ценны, ни расплывчатая формула типа «трудовое общество с социально ориентированной многоукладной экономикой» не соответствуют этому проекту. Его конструирование, – не механическое и эклектическое, а приноровленное к логике движения производительных сил и культуры, общественных потребностей и способностей, – придется вести во многом на социальной целине.

Это должен быть новаторский прорыв к постиндустриальным, информационным технологиям, к органическому совмещению в единой системе производственных и природовосстановительных процессов, к разумному регулированию соотношения между общественно-плановым и стоимостным механизмами стимулирования производства, материальной, моральной и творческой мотивацией труда, к максимальному развитию науки в целях обустройства гуманного общежития людей. Справиться с подобным объемом задач может только современный рабочий класс, совокупный работник производительного труда в единстве его мускульных и интеллектуальных потенций – станочник и технолог, наладчик и конструктор, программист и ученый, менеджер и дизайнер – и «мускульный», и «компьютерный» пролетариат. Иной такой силы в обществе нет. Собирать ее, одновременно сплачивая и возвращая из угодного эксплуататорам пассивного состояния «класса в себе» в активное, самоосвобождающее состояние «класса для себя», призвана революционно-патриотическая организация, которая по своим интеллектуальным, моральным и волевым качествам не уступает ленинскому ядру большевиков. Это в тенденции обновленная коммунистическая партия, изжившая полицентризм, единая для всей России, общая для воссоединяемого Союзного Отечества, другими словами, идущая в будущее, неустанно обогащаясь опытом и знанием Компартия Советского Союза.

XIII.4. Что, на наш взгляд, должны делать сейчас коммунисты и другие левые силы?

Первое – это просвещать, соединять научно-социалистические идеи, постоянно обновляемый анализ меняющихся современных реалий с массовым народным протестом. В духовной сфере коммунисты отдают приоритет достоверному знанию, а не вере.

Второе – это омолаживать движение, усиливать его влияние в среде подрастающих поколений, обеспечивать его пополнение энергичной идейной сменой.

Третье – это всемерно содействовать развитию лево-патриотического, самоуправленческого движения снизу, образованию первичных органов народовластия типа Советов в трудовых коллективах и жилых кварталах, групп рабочего контроля над производством и распределением, повсеместно выстраивать их сеть по горизонтали и по вертикали. Работать в рядах профсоюзов, вербовать сторонников и союзников в действующих и вновь создаваемых партиях.

Четвертое – это неустанно напоминать соотечественникам о том, что мы искусственно разделенный народ. Что нынешняя расчлененность человеческого массива «родом из СССР» не только нарушает нашу естественную генетическую преемственность, но и затеяна в угоду необуржуазии при поддержке явно недружественных внешних сил. Что в первую очередь нужно инициировать новое движение за государственное воссоединение Белоруссии, Украины и России, обществ исторически одного, славяно-русского корня, языка и культуры, всех советских народов, сознающих свою объективную принадлежность к общей Родине, к единой державе.

Пятое – это влиять на силовые структуры, на настроения в армии и органах правопорядка в духе ответственности их перед народом и недопустимости насилия над ним.

Коммунисты и их сторонники располагают обоснованными разработками прогрессивной модели общества, которое предстоит строить, творческим видением современных проблем переходного периода от капитализма к социализму. Они радикально настроены, но далеки от экстремизма. Они отчетливо понимают существенное отличие хозяйственной многоукладности России 1920-х годов от ее хозяйственной многоукладности начала XXI века, кардинально изменившуюся расстановку социально-классовых сил и новое качество иностранного вмешательства. В преобразованиях, ими предлагаемых, должны принимать участие те конструктивные группы общества, которые озабочены судьбами Отечества и готовы к заключению патриотических союзов. В первую очередь это будет союз рабочих, крестьян и передовых интеллигентов. Но желателен и союз всех стремящихся к подъему отечественного производства, включая предпринимателей-патриотов, выступающих против паразитарно-плутократического, изменнического капитала.

Равным образом коммунисты и их сторонники не зауживают свои горизонты формами, методами и возможностями только парламентской борьбы. Чутко вслушиваясь в настроения масс трудящихся в центре и на местах, они тяготеют к широкой трудовой демократии советского типа и связывают с ней все свои планы и помыслы.

XIII.5. «Конец истории печален, – вещает Фукуяма. – Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги, воображения и идеализма, – вместо всего этого – экономический расчет, бесконечные технические проблемы, забота об экологии и удовлетворение изощренных запросов потребителя. В постисторический период нет ни искусства, ни философии; есть лишь тщательно оберегаемый музей человеческой истории». Таков уготованный человечеству ультраимпериализмом «цивилизованный» загон. Такова унылая альтернатива, которую нищая духом буржуазия ныне противопоставляет социалистической Революции. Но это не наш выбор.

Поздние наследники Октября наделали немало ошибок и не обеспечили делу, начатому их славными предшественниками, достойного продолжения. Но историческая необходимость, которую они претворяли на практике, не перестала существовать. Обобществление труда и производства, – пусть и в антагонистических, порой парадоксальных и бесчеловечных формах, – продолжается. Оно, по Ленину, «главная материальная основа неизбежного наступления социализма». Это наступление можно отдалить, на время имитируя будто бы исчезновение «призрака коммунизма» и стоящего за ним рабочего класса, но нельзя предотвратить. Способствовать утверждению социализма как стадии становления реального гуманизма в его бесконечно многообразных формах – призвание всех, кто не хочет быть стандартным потребляющим роботом без искусства, философии и истории и превыше всего ценит в себе человека-творца.

XIII.6. На заре открытий, которые были потом суммированы в теории научного коммунизма, Маркс определил будущее состояние рода людского как «обобществившееся человечество». Рубеж XX-XXI веков характеризуется признаками, обозначающими как раз вхождение в это состояние. Между классами и социальными группами, нациями и народностями, представителями разных цивилизаций и культур, странами и континентами не остается уже былых языковых и пространственных перегородок, нет непреодолимых транспортных и информационных помех. Однако слиться в многокрасочную, гармоничную целостность землянам мешает тот самый барьер, по которому первый могучий удар нанесла Октябрьская революция, – угнетенное, ущербное, зависимое положение производителей всех материальных и духовных благ в сравнении с теми, кто по законам капиталистической прибыли и рыночных игрищ монополизировал их присвоение. Ликвидация этого барьера, – а она-то и отличает обобществление от пресловутой «глобализации», – по-прежнему остается главным требованием современной эпохи. Условия его выполнения за прошедшие десятилетия круто изменились. Но сама задача осталась. Ее решение зависит от темпов и полноты обобществления разума, расширения пространства истины, которую, оседлывая все новейшие достижения технотроники, бешено оспаривает ложь, – от образования ноосферы, которая позволит просвещаемым народам распознать и выбросить вон свои заблуждения и миражи, избавиться от уродливых привычек и отношений.

Все теперь зависит от того, насколько умно и гибко, насколько искусно и энергично новые поколения борцов повсюду в мире, и в их числе молодая Россия, примут и понесут вперед эту заветную эстафету Октября. Послание тех, кто в свой жестокий век дерзко отдал первенство человеку в полетах творчества перед человеком в ползании потребительства.

Наказ авангарда идущим вслед.

18 апреля 2007 года



Категория: № 1-2 2007 (39-40) | Добавил: Редактор (13.06.2007) | Автор: Р.И. Косолапов
Просмотров: 320
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Категории раздела
№ 1 (1995) [18]
№ 2 1995 [15]
№ 3 1995 [4]
№ 4 1995 [0]
№ 1-2 2001 (18-19) [0]
№ 3-4 2001 (20-21) [0]
№ 1-2 2002 (22-23) [0]
№ 1-2 2003 (24-25) [9]
№ 1 2004 (26-27) [0]
№ 2 2004 (28) [7]
№ 3-4 2004 (29-30) [9]
№ 1-2 2005 (31-32) [12]
№ 3-4 2005 (33-34) [0]
№ 1-2 2006 (35-36) [28]
№3 2006 (37) [6]
№4 2006 (38) [6]
№ 1-2 2007 (39-40) [32]
№ 3-4 2007 (41-42) [26]
№ 1-2 2008 (43-44) [66]
№ 1 2009 (45) [76]
№ 1 2010 (46) [80]
№ 1-2 2011 (47-48) [76]
№1-2 2012 (49-50) [80]
В разработке
№1-2 2013 (51-52) [58]
№ 1-2 2014-2015 (53-54) [49]
Интернет-магазин

Прайслист


Номера журналов "МиС", труды классиков МЛ, философия, история.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz