Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 451
Объявления
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Наш видеолекторий

 




 


Темы

Социальная философия

Революция и контрреволюция

Наша история

Вопросы экономики социализма.

Оппортунизм

Религия

Есть обновления

Главная » Статьи » Номера журналов. » № 1 2010 (46)

Институт церкви в контексте построения социалистического и коммунистического обществ (3)

Институт церкви в контексте построения социалистического и коммунистического обществ (3)

Ф.Ф. Тягунов


Усилия, прежде всего, должны быть направлены на изменение укоренившихся в сознании оценок противоположных религиозных ориентаций. В рамках дискуссий каждая из религиозных организаций должна стремиться преодолеть претензии на монопольное положение в государстве или регионе, отказаться от идеи своей исключительности, превосходства данной конфессии над другими конфессиями, стремиться решать конкретные практические проблемы сосуществования и взаимодействия на основе принципов равенства и уважения друг к другу, избегая силового давления и нацеливаясь на компромисс. Должна проводиться мысль о том, что структуры государства не должны использовать в своих целях те или иные религиозные организации, и, в то же время, те или иные религиозные организации не должны стремиться использовать в своих частных целях структуры государства.

Основой для поиска точек соприкосновения между верующими и неверующими могут быть общечеловеческие ценности, обеспечивающие существование человечества в мире природы, а также неуклонное продвижение человечества к достижению человеческих идеалов, выраженных, например, в идее построения будущего справедливого общества (для неверующих – коммунизма, для верующих – Царствия Божия на планете Земля).

И верующие, и неверующие должны признать возможность существования как религиозных, так и нерелигиозных оснований нравственности. Обсуждению могут быть подвергнуты общие подходы в направлении нравственного оздоровления общества, связанные с переориентацией приоритетов общества и граждан с материальных потребностей на духовные, с разоблачением привнесённой с Запада идеологии потребительства (вещизма) и накопительства денег, со стимулированием стремления людей к духовному росту, возвышению творческого потенциала личности.

Ещё одним важным направлением диалога можно считать полную реализацию конституционной нормы о светском характере образования. Религиозное образование должно рассматриваться как частное желание граждан и реализовываться как дополнительное с учётом их конфессиональной принадлежности. При обсуждении образовательных программ целесообразно добиваться равного представления сведений как для всех вероисповеданий, так и для атеистического видения мира.

Верующие и неверующие могут поспорить ещё и об исходных корнях самоидентификации. Ведь, любому человеку понятно, что идентификация на основе своих традиций, мифологии, религии понятна и естественна, а на основе традиций, мифологии, религии какого-либо другого народа странна и противоестественна. Потеря духовных истоков в виде системы ценностей и норм поведения предков, как и потеря корневой системы у растений, лишает данный народ духовной устойчивости по отношению к внешним воздействиям. Такой народ становится удобной мишенью для манипулирования его сознанием из-за рубежа, поскольку не имеет твёрдой опоры ни в выхолащиваемой «старой» культуре, ни в чужеродной «новой». (Это, к сожалению, и демонстрирует, нам история русского народа в последнее тысячелетие после «прививки» христианства.) При таком обсуждении можно задаться вопросом, не способствует ли апология того или иного верования проникновению продуктов чужеродного влияния в российскую жизнь сейчас. В частности, гиперболизируя некие заслуги христианства в прошлые времена, не способствуем ли мы проникновению в общественное сознание наших граждан в сегодняшнее время чужеродных иноземных идей, например, идей глобализации по западному сценарию, в котором России отводится роль лишь сырьевого придатка.

Участвующие в диалоге верующие, в конце концов, должны осознать, что религия отражает лишь часть духовной жизни и лишь части, как правило, недостаточно образованного (что подтверждают статистические опросы) населения, являясь одной из форм общественного сознания, наряду с правосознанием, моралью, искусством, наукой, философией.

Но организация диалога – это работа приготовительного класса для пролетарской партии. Как уже отмечалось, религия в эксплуататорском обществе является необходимым инструментом идеологического принуждения в руках правящего класса. Естественно, нынешние правящие буржуазные круги и обласканное ими духовенство вряд ли добровольно пойдут на какие-либо шаги, подтачивающие корни их существования. На такое «чудо» надеяться не приходится. Только очищающие революционные преобразования в общественных отношениях, как это было продемонстрировано в прошлом столетии в Советской России, способны устранить лживые, паразитические религиозные корни из политической жизни страны и решить кардинальным способом общественные задачи в интересах подавляющего большинства населения нашей Великой Родины, обеспечив тем самым действительно свободное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

С чего же придётся начать Советской власти после победы Второй социалистической революции в нашей стране в области религиозно-церковной политики? Вот здесь-то и пригодится новому социалистическому правительству бесценный советский опыт, полученный в первые послеоктябрьские десятилетия.

Прежде всего, в интересах общественной консолидации всех живущих в стране народов должны будут освобождены от религиозной атрибутики Государственные герб и гимн, а от религиозных праздников календарь знаменательных дат. Должны быть отменены принятые буржуазной властью решения о строительстве объектов религиозной инфраструктуры и смене целевого назначения общественно полезных нерелигиозных объектов.

В организационно-правовом плане первыми шагами новой социалистической власти должны стать формирование органа, ведающего религиозно-церковной политикой в масштабе страны, и выработка единого законодательства о религиозных организациях.

Органу по вероисповеданиям и церкви должны быть вменены в обязанность разрешение вопросов установления порядка и условий регистрации религиозных обществ и групп, открытия и закрытия культовых зданий, налогообложения духовенства, совершения богослужений, обрядов и церемоний, осуществления религиозной пропаганды, учета религиозных объединений, мониторинга масштабов и значимости религиозных процессов среди верующих и духовенства, выработки долговременной «церковной политики».

По линии законодательства должны быть приняты новые (или критически пересмотрены действующие) правовые акты, определяющие порядок организации «групп верующих» и их права, правила владения и пользования культовыми зданиями и имуществом, проведения религиозных шествий, церемоний и обрядов, условия строительства новых молитвенных зданий и проведения церковных сборов, предоставления религиозным организациям прав юридического лица, формы и пределы религиозной пропаганды и обучения религии, место религиозных организаций в структуре общества. Кроме того, в повестку дня законодателей должен быть поставлен вопрос о принятии, исходя из принципа свободы совести, закона, освобождающего (в любой форме) детей в вопросах веры или безверия от воли родителей до достижения детьми зрелого возраста – 18 лет (или, ещё лучше, 21 года), и одновременно запрещающего для всех конфессий приобщение детей к религии до достижения ими указанного возраста, то есть до состояния полной осознанности самостоятельно принимаемого решения.

Социалистической власти нельзя будет ослаблять и антирелигиозную деятельность, пуская процесс атеизации на самотёк. Необходимо будет возродить и наладить деятельность Всероссийского общества научно-атеистической пропаганды, отвечающей современному уровню философской и этической мысли и современным информационно-техническим средствам, а также поддерживать антирелигиозную деятельность других общественных гуманистических и атеистических организаций.

Образование и просвещение должны будут строиться исходя из принципа приоритетности материалистического мировоззрения в общественном сознании с целью формирования у людей убеждений о познаваемости окружающего мира и, как следствие, выработки у них собственной активной жизненной позиции. Должны будут пересмотрены и переработаны с позиций научного, технического и социального прогресса все образовательные программы, учебно-воспитательная литература, наглядные пособия и технические средства обучения. Педагоги и воспитатели должны будут сосредоточить своё внимание на искоренении внушаемой церковью рабской психологии, изживании состояния «языческой» второсортности, заложенных в общественное сознание наших предков многовековым давлением религиозного пресса.

Необходимо будет восстановить систему социалистических и коммунистических социальных ценностей, осуществить последовательную реализацию программы по ликвидации суеверий, мистицизма и других пережитков прошлого. Должны будут возрождены прежние и сформированы новые общественные традиции и гражданские ритуалы, соответствующие социалистическому и коммунистическому образу жизни.

Но самое главное, что будет определять изменение общественного сознания и прогресс в общественных отношениях, – это сами успехи нового общества и, прежде всего, в построении его материально-технической базы. Эта база позволит организовать всеобщее высшее гуманитарное и политехническое образование в стране, создать сеть клубов, дворцов культуры, стадионов и бассейнов, экскурсионных и туристических бюро, обеспечить формирование различных творческих союзов и иных объединений, оздоровительных и спортивных секций, кружков самодеятельности, парков культуры и отдыха с разнообразными аттракционами, конкурсами, встречами с передовиками труда, деятелями науки, литературы и народного искусства. В производственную деятельность необходимо будет вплести практику физкультурных пауз, поездов здоровья, загородных массовок в выходные дни. Созданию доброжелательного настроения и дружественного морально-психологического климата на производстве должна будет способствовать организация на территории самих предприятий комнат психологической разгрузки, спортивных площадок, выставок самодеятельного научно-технического и художественного творчества. Просветительную, физкультурно-оздоровительную, досуговую, а также самодеятельную познавательно-творческую деятельность нужно будет организовать и по месту жительства, выделяя для этого соответствующие помещения, площадки для массовых народных видов спорта (лапта, городки, авиамоделизм и т.п.) и земельные участки и водоёмы для любительского цветоводства, мичуринского растениеводства, а, в определённых местностях, и для самостоятельного экспериментального животноводства.

1.      Будущей социалистической власти, несомненно, надо будет найти и применить альтернативные методы и средства для удовлетворения тех духовных потребностей населения, которые сегодня «эксплуатирует» церковь. Необходимо будет организовать и поддерживать в актуальном состоянии социолого-психологические службы, философские кружки, клубы интересных встреч и т.п., активисты которых должны постоянно находиться в контакте с населением и неустанно заниматься вопросами практического внедрения в жизнь высоких норм морали, профилактики и снятии стрессов, обсуждением философских проблем рационального, чувственного и иррационального познания бытия (в том числе, вопросов жизни и смерти) и т.д.

2.      В результате всех этих мер по преодолению религиозности будут созданы условия для духовно-нравственного оздоровления всего общества. У СМИ высвободится время для отображения не религиозной псевдодуховности, а героики труда, информирования о научных, технических и эстетических достижениях. Национальная идея станет не чужеродной, привнесённой апологетами народов-богоносцев, а исторически обусловленной собственным историческим развитием коренных народов страны. Художники, писатели, монументалисты будут обращаться не к чужеродным религиозным образам, а к реальностям жизни своего народа, достойным художественного отображения.

3.      И, можно надеяться, что уже при социализме полностью и повсеместно осознанное атеистическое мировоззрение станет прочным научным и нравственным фундаментом для построения общественных и межличностных отношений, отвечающих принципам высшей общественно-экономической формации – коммунизму.

Заключение

Религия, возникшая как форма мировоззрения первобытного общества людей, в настоящее время находится на нисходящем этапе своего жизненного цикла, уступая своё место в последние столетия научному атеистическому мировоззрению. Роль мощного катализатора в этом процессе сыграла Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года.

В результате многоаспектного диалога, постоянно происходящего в обществе под воздействием научно-технического и социального прогресса мировоззренческое поле общественного сознания людей неуклонно смещается в область интегрированного межконфессионального (экуменического) и рационального знания. В процессе подобной интеграции, которая уже сейчас проявляется в различных аспектах взаимодействия христианских конфессий и иудаизма и в которую постепенно втягиваются и другие вероисповедания, в частности, мусульманские и буддийские, по-видимому, сначала исчезнет понятие бога как личности, олицетворяющей ту или иную веру, а затем произойдёт и его полное отрицание под воздействием научных знаний.

Основой перестройки общественного сознания на антирелигиозный лад и отмирания института церкви после Второй социалистической революции в нашей стране должно стать построение материально-технической базы коммунизма, что создаст предпосылки для налаживания интересной духовной жизни людей, исключающей из неё тоску и печаль и нацеливающей их на развитие способностей и самореализацию своих талантов, а не на пассивное ожидание милостей «сверху», в том числе и от сверхъестественных сил.

Творчески активные личности, сознание которых свободно от религиозных заблуждений, будут способны осуществить вековую мечту человечества о создании рукотворного рая не в заоблачных высях, а в конкретно реальном мире – на нашей где-то многострадальной, но такой близкой и родной планете по имени Земля.

Категория: № 1 2010 (46) | Добавил: le-tireur (13.03.2010) | Автор: Ф.Ф. Тягунов
Просмотров: 347 | Теги: религия, церковь
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Категории раздела
№ 1 (1995) [18]
№ 2 1995 [15]
№ 3 1995 [4]
№ 4 1995 [0]
№ 1-2 2001 (18-19) [0]
№ 3-4 2001 (20-21) [0]
№ 1-2 2002 (22-23) [0]
№ 1-2 2003 (24-25) [9]
№ 1 2004 (26-27) [0]
№ 2 2004 (28) [7]
№ 3-4 2004 (29-30) [9]
№ 1-2 2005 (31-32) [12]
№ 3-4 2005 (33-34) [0]
№ 1-2 2006 (35-36) [28]
№3 2006 (37) [6]
№4 2006 (38) [6]
№ 1-2 2007 (39-40) [32]
№ 3-4 2007 (41-42) [26]
№ 1-2 2008 (43-44) [66]
№ 1 2009 (45) [76]
№ 1 2010 (46) [80]
№ 1-2 2011 (47-48) [76]
№1-2 2012 (49-50) [80]
В разработке
№1-2 2013 (51-52) [58]
№ 1-2 2014-2015 (53-54) [49]
Интернет-магазин

Прайслист


Номера журналов "МиС", труды классиков МЛ, философия, история.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz