Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 447
Объявления
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Наш видеолекторий

 




 


Темы

Социальная философия

Революция и контрреволюция

Наша история

Вопросы экономики социализма.

Оппортунизм

Религия

Есть обновления

Главная » Статьи » Номера журналов. » № 2 1995

К вопросу о правовой оценке действий М.Горбачева в 1989-1991 годах

К вопросу о правовой оценке действий М.Горбачева
в 1989-1991 годах

В. Г. Вишняков

"Фарисеи буржуазии любят изречение:
de mortuis aut bene aut nihil  (о мертвых
либо молчать, либо говорить хорошее).
Пролетариату нужна
правда и о живых
политических деятелях и о мертвых"

В.И.Ленин (Поли. собр. соч., т. 20, с. 8)

 

ОТ РЕДАКЦИИ:

Когда журнал был сверстан, стало известно о подписании так называемого Конституционного договора между Президентом и Верховным Советом Украины. Президенту Л.Кучме и его окружению удалось, доведя до крайней черты спровоцирован­ный ими же конфликт с законодательной властью, прибегнув к циничному шантажу, — объявлению антиконституционного "опроса общественного мнения по вопросу о доверии Президенту и Верховному Совету", — склонить большинство народ­ных депутатов Украины к поддержке "Договора". Правда, и в данном случае, несмотря на увещевания, посулы, беспреце­дентное давление с использованием государственных средств массовой информации, необходимое большинство в 2/3 голо­сов так и не было собрано. Тем не менее "Конституционный договор" вошел в силу,

Сердцевину его составляет то, что навязанный Президентом Закон "О государственной власти и местном самоуправлении в Украине", попирающий около 70 статей действующей Конституции, фактически ликвидирующий власть Советов и сосредо­точивающий в руках Президента и подчиненных ему "наместников" практически неограниченную власть, но принятый про­стым большинством, объявлен не просто действующим, но и имеющим высшую по отношению к Конституции силу. Иными словами, конституционный переворот на Украине стал свершившимся фактом.

Л.Кучма заявил, что основные положения Закона о власти должны лечь в основу новой Конституции Украины. Тем самым сделан еще один шаг к закреплению в Основном Законе результатов контрреволюционного, антиконституционного перево­рота. Подготовка проекта Конституции находится в руках буржуазно-националистических сил и их западных "наставни­ков". Каким будет этот проект, — нетрудно предположить. Намерение этих сил отстранить Верховный Совет от принятия Конституции не скрывается. Это налагает на коммунистов, представителей других левых сил особую ответственность за срыв планов реакции. Необходима кропотливая и упорная работа в массах, разъяснение антинародного характера политики правящего режима, организация и мобилизация сил трудящихся на борьбу за свои коренные экономические и политические интересы

Некий безымянный партийный функционер из ЦК КПСС, работавший во времена, когда М.С. Горбачев был в зените своей славы, вписал, готовя для него очередную пустопорожнюю речь, слова: "Каждый гражданин несет ответственность за свои поступки перед обществом". М.С. Горбачев вряд ли имел в виду себя, зачитывая эти слова. И совсем не предполагал, что придет время, когда от него, как от гражданина, потребуют ответа за все им содеянное. И оценивать его поступки будут не с позиции политической или моральной ответственности, а с юридической точки зрения — какие законы он нарушил, и какова его юридическая ответственность перед обществом.

Вместо эмоциональных общих обвинений в развале страны, КПСС, в разрушении социализма при таком подходе должны использоваться спокойные, взвешенные, объективные оценки, выясняться, какие правовые нормы были нарушены М.С.Горбачевым. Для этого необходим документальный анализ указов, постановлений и других решений, подписанных М.С.Горбачевым, и за которые он, следовательно, несет персональную ответственность. Все эти документы должны иметь строго официальный характер, иными словами, быть опубликованы в печати. Имеются в виду, в частности, Законы и Указы, подписанные Горбачевым, стенографические отчеты I-V съездов народных депутатов СССР, содержащие многочисленные выступления Горбачева, и т.д.

Детальный анализ всего горбачевского наследия — дело будущих юристов и историков. Задача автора данной статьи более узкая и определенная — показать, каким образом в нормативных документах за подписью Горбачева, в его выступлениях в период с 1989 по 1991 годы "просматривается" технология нарушения законов, компромиссов, соглашательства, перерастающая в преступное нарушение основополагающих принципов Конституции СССР и других законов.

Напомню читателю, что правовая оценка действий М.С.Горбачева за указанный период была сделана автором данной статьи во время выступления в качестве общественного обвинителя на заседании общественного Трибунала, состоявшемся в 1992 году. В данной статье излагается только один из фрагментов этого выступления. Но и того, о чем говорится в этом фрагменте, достаточно, на наш взгляд, чтобы сделать вывод о преступном характере действий М.С.Горбачева, и отвечать он должен не "перед историей", не "перед обществом", а перед Законом. И отвечать не в будущем, а сегодня. И вполне обоснованным был общественный приговор, вынесенный М.С.Горбачеву — признать его виновным в измене Родине на основании статьи 64 УК РСФСР.

Любой юридический анализ страдает громоздкостью, рутинным изложением формулировок, но, думается, читатель поймет неизбежность такого стиля.

Известно, что в течение недолгого времени М.С.Горбачев находился на посту Председателя Президиума Верховного Совета СССР. В 1989-1990 годах этим органом принимался за его подписью целый ряд указов о несоответствии Конституции СССР законов, изданных в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР.

Нарушение Конституции СССР всегда считалось самым тяжелым государственным преступлением. Но после того, как указанное выше несоответствие было отмечено, следовал бессодержательный пункт: принять к сведению, что законы, принятые в прибалтийских республиках, нарушающие Конституцию СССР, будут приведены в соответствие с Конституцией СССР.

Естественно, что после такой беззубой записи ни один из этих законов так и не был приведен в соответствие с Конституцией СССР.

Президиум Верховного Совета СССР под руководством М.С.Горбачева был практически разрушен и утратил качества высшего органа государственной власти.

Приведем конкретные примеры.

Выступая на заседании Президиума Верховного Совета СССР 26 ноября 1988 года Горбачев сказал: "Решения Верховного Совета Эстонии вошли в противоречие с Конституцией СССР, причем не по частности, а по вопросам, затрагивающим судьбу нашего Союза. Поэтому они должны быть признаны ошибочными и не имеющими созидательной силы".

И что же дальше? А дальше начались проповеди в горбачевском стиле: "Нужен правовой, государственный и прежде всего экономический механизм, который позволил бы отладить связи республики, области с предприятиями любого ранга". И "давайте мы на Президиуме присягнем, — поднимается до патетических высот М.С.Горбачев, — что будем постоянно заниматься укреплением единства всех наших республик".

И чем же все это заканчивается? Предложением Горбачева о дополнении проекта указа пунктом: "Признать целесообразным разработать на основе конституционных норм систему мер и государственно-правовых механизмов для расширения и защиты суверенных прав союзных республик в Союзе ССР". Оказывается, надо защищать не Союз, а союзные республики, разрушающие Союз.

В ответ на антиконституционные действия прибалтийских республик Горбачев ограничивается заклинаниями: "Общий дом", "нерушимая дружба", "сильный центр", "сильные республики" и т.д.

В мае-июне 1989 года проходил I съезд народных депутатов СССР. 18 мая 1989 г. Верховный Совет Литовской ССР в одностороннем порядке принял поправку к статье 70 Конституции СССР, которая гласила: "Законы СССР и правовые акты органов государственной власти и управления СССР действуют на территории Литовской ССР лишь после их утверждения Верховным Советом Литовской ССР и регистрации в установленном порядке". В тот же день была принята Декларация Верховного Совета Литовской ССР о государственном суверенитете Литвы, в которой говорилось: "В Литовской ССР имеют силу только принятые и ратифицированные ее Верховным Советом законы". На съезде Горбунов — Председатель Президиума Верховного Совета Латвийской ССР от имени группы депутатов Латвии внес на рассмотрение съезда проект Закона об изменениях в Конституции СССР.

По непонятным причинам М. Горбачев — и это видно по стенографическому отчету — отмалчивается. И тогда от имени Латвийской ССР делается новое предложение — изложить статью 70 Конституции СССР в редакции: "СССР — союзное многонациональное государство, образованное на условиях союзного договора в результате добровольного объединения равноправных советских социалистических республик". Признание необходимости перераспределения государственных полномочий трактуется теперь иначе: "Союзные республики должны на своей территории сами осуществлять всю полноту государственной власти. При этом союзные республики являются первичными, а союзная федерация — производной". Какова была реакция М. Горбачева на этот поворот событий? Абсолютно никакой.

Через несколько дней на съезде Первый секретарь ЦК Коммунистической партии Литвы Бразаускас идет еще дальше: он призывает к пересмотру "некоторых" ценностей, "иначе взглянуть на содержание политических категорий — "социалистическое государство", "собственность", "суверенитет", "союз". В частности, Союз ССР как объединение суверенных народов должен основываться на Договоре о союзе, и в соответствии с ним должна разграничиваться компетенция между Союзом ССР и Союзными Республиками.

Выступления депутатов от прибалтийских республик становятся все развязнее и агрессивнее. Ландсбергисом, Бразаускасом, Петер-сом вносятся все более разрушительные поправки к Конституции СССР. И снова никакой реакции со стороны Горбачева. И это не остается без внимания со стороны других депутатов из прибалтийских республик. В частности, депутат Яровой — директор производственного объединения "Двигатель" (г. Таллинн), заявил на съезде: "Потеря инициативы центра превратила процесс перестройки государственно-национального устройства в улицу с односторонним движением. Законодательная деятельность приобретает все более противоречивый характер".

Заключительное слово М.Горбачева на съезде поражает своей беспомощностью. "В результате дискуссии по национальному вопросу — говорит он — можно констатировать согласие по двум позициям: первое — надо укрепить Союз ССР; второе — необходимо обеспечить суверенитет союзных республик". Орудием разрушения СССР стала идея заключения между союзными республиками "Нового Союзного Договора".

Идея прошла "апробацию" в Прибалтике и дала "прекрасные" результаты. С учетом "опыта" прибалтийских стран в проекте платформы КПСС "Национальная политика партии в современных условиях" (1989 г.) М.Горбачев закладывает теоретические основы своего "предательского замысла развала Советского Союза. В названном проекте утративший юридическую силу в связи с принятием Конституций 1936 и 1977 годов Договор об образовании СССР 1922 года реанимируется и объявляется "открытым", "сохранившим свою юридическую силу". Цель реанимации Договора 1922 года состояла в том, чтобы поставить под сомнение сами основы конституционного и общественного строя Союза ССР, признать их ошибочными, отказаться от названий "советский" и "социалистический", закрепить в "новом" Союзном Договоре путем конституционных изменений

Союз "суверенных государств" и тем самым развалить Союз ССР.

IV съезд народных депутатов СССР 24 декабря 1990 года принимает постановление "О положении страны и первоочередных мерах по преодолению сложившейся кризисной социально-экономической и политической ситуации". В нем, в частности, говорилось: "Руководству республик незамедлительно принять меры по урегулированию межнациональных конфликтов. Президенту СССР в случае необходимости использовать в этих целях все предоставленные ему полномочия".

М. Горбачев приступает к решительному использованию своих полномочий. В своем обращении к Верховному Совету Литовской ССР (10 января 1991 г.) он отмечает: "Истинные причины создавшегося положения коренятся в грубых нарушениях Конституции СССР и Конституции Литовской ССР, в стремлении под лозунгами демократии провести в жизнь политику, направленную на восстановление буржуазного строя и порядков, противоречащих интересам народа. Ответственность за это ложится на Верховный Совет республики, на тех, кто встал на путь игнорирования конституционных законов, решений съездов народных депутатов СССР, Верховного Совета, Указов и обращений Президента СССР. Требуется принятие незамедлительных мер". Люди требуют президентского правления, — подогревает себя Михаил Сергеевич. И что же дальше? Как уже догадывается читатель — пустое сотрясание воздуха. "Предлагаю Верховному Совету республики незамедлительно восстановить в полном объеме действие Конституции СССР и Конституции Литовской ССР, отменить ранее принятые антиконституционные акты" — витийствует Президент СССР. В послании Президиума Верховного Совета СССР Верховному Совету Литовской ССР от 13 апреля 1990 г. было громко заявлено: "Искусственно и противоправно созданная руководством Литовской ССР проблема положения республики в союзном государстве все более затягивается в тугой узел, приобретает характер политического тупика. Руководство республики принимает все новые законы, акты и решения, которые противопоставляют Литовскую ССР другим республикам и Советскому Союзу в целом. Эти действия не могут быть далее терпимы".

И что же предпринимает Михаил Сергеевич? Снова ничего. Он использует новый прием: "подставляет" Рыжкова Н.И., который, как председатель Совета Министров СССР, предупреждает: если в течение двух дней Верховный Совет Литовской ССР не отменит антиконституционные решения, то будут даны указания о прекращении поставок в Литовскую ССР из других союзных республик тех видов продукции, которые реализуются на внешнем рынке за свободно конвертируемую валюту. Естественно, и эти меры оказались невыполненными. Падает престиж не только представительной, но и исполнительной власти. И не случайно в течение 1991 года развитие грозных событий в стране принимает обвальный характер.

По результатам встречи Президента СССР с руководителями девяти союзных республик, состоявшейся 23 апреля 1991 года, было опубликовано Совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса ("Правда", 24 апреля 1991 года). В нем говорилось, что новый договор суверенных государств должен быть заключен "с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума". На юридическом языке это означало, что для подписавших Заявление "итоги" референдума никакой юридической силы не имели.

После чего следует типичный для М.С. Горбачева ход — участники встречи считают необходимым подписание союзного договора, а затем уже, на его основе, принять Конституцию СССР. Иными словами, сначала дележ всего и вся — армии, ядерного оружия, имущества, а затем уже — принятие новой Конституции СССР. Компромиссы закончились, началось отступление, а в результате — принципиальные уступки перед амбициями и нахрапистостью доморощенных "демократов".

Действия руководителей союзных республик становятся неуправляемыми. 20 августа 1991 года Верховный Совет Эстонской республики своим постановлением "О государственной независимости Эстонии" — даже не законом, а именно постановлением (унижать так унижать) — подтвердил государственную независимость Эстонской республики на том основании, что "состоявшийся в Союзе ССР государственный переворот" сделал "невозможным восстановление государственной независимости Эстонской ССР путем двусторонних переговоров с Союзом ССР". Нет необходимости комментировать этот скороспелый шедевр дипломатического цинизма. Характерно другое. В этот же день, 20 августа 1991 года, Министерство иностранных дел Российской Федерации признало независимость Эстонии, а Министр иностранных дел Андрей Козырев призвал все западные страны признать независимость республик Прибалтики.

5 сентября 1991 года V съезд народных депутатов СССР в своем постановлении "О мерах, вытекающих из совместного Заявления Президента СССР и высших руководителей Союзных Республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР" заявил: "Уважая декларации о суверенитете и акты о независимости, принятые республиками, съезд подчеркивает, что обретение независимости республиками, решившими отказаться от вхождения в новый Союз, требует проведения их переговоров с СССР для решения всего комплекса вопросов, связанных с отделением".

Государственный Совет в своем постановлении от 6 сентября 1991 года "О признании независимости Литовской Республики", подписанным М.С.Горбачевым, принимает новое решение: "Учитывая конкретную историческую и политическую обстановку, предшествовавшую вхождению Литовской Республики в СССР признать:

1.       Независимость Литовской Республики;

2.       Провести переговоры с Литовской Республикой для решения всего комплекса вопросов, связанных с обеспечением прав граждан и интересов СССР".

Грубая подтасовка решений представительных органов власти, "тонкое" изменение текста этих решений — это тоже из арсенала соглашательских "приемов" М.С.Горбачева.

25 сентября 1991 года Горбачев издает указ "О руководителях Государственных делегаций СССР для переговоров с Латвией, Литвой, Эстонией". И снова самолично, в обход постановления V съезда народных депутатов СССР, определяет цель этих переговоров — решение комплексов вопросов, связанных с признанием их независимости. Во главе соответствующих делегаций назначаются Яковлев, Шеварднадзе, Собчак. Проблем с признанием независимости прибалтийских государств при таких руководителях, конечно, не возникло.

Уступки продолжались до самого конца пребывания Горбачева у власти. На Государственном Совете 25 ноября 1991 года в проект Договора о Союзе Суверенных Государств были внесены новые принципиальные поправки. Так, Договор объявлялся конституционной основой Союза, что означало в случае его подписания отмену Конституции СССР.

В письме к участникам встречи в Алма-Ате, направленном им 18 декабря 1991 года, М.С.Горбачев пишет: "На смену ...процессу формирования единой страны приходит процесс ее разъединения, расчленения". Общество "еще не осознало, что это — поворот колоссального масштаба". С самого "начала перестройки, — продолжает Михаил Сергеевич, — мы шаг за шагом шли к тому, чтобы все республики обрели подлинную независимость" (газета "Труд", 20 декабря 1991 года). И тут же с удивительной "логикой" он добавляет — "нельзя допустить распада страны", надо сохранить "целостность исторического Союза". И наиболее подходящим названием для него он считает "Содружество Европейских и Азиатских государств (СЕАГ)". Как говорится, легкость мысли необыкновенная.

За всеми этими обращениями, просьбами, угрозами нетрудно разглядеть судорожные попытки М.С.Горбачева уйти от ответственности за неконституционные решения. Свое двурушничество М.С.Горбачев прикрывал разглагольствованиями об обновлении Союза, о процессах демократизации и пр., и пр. Он обещал все, что угодно: "новую федерацию, конфедерацию, ассоциированное членство", лишь бы удержаться у власти.

Преступное политиканство бывшего президента СССР привело к тому, что повсеместно верх взяли сепаратистские тенденции, центральное реформистское руководство не предприняло ничего для защиты конституционного строя Союза ССР. Логическим завершением горбачевской линии на поиски "компромиссных вариантов" во взаимоотношениях "центра" и "мест" стали Декларации союзных республик 1990-1991 годов о выходе из СССР, процесс его спровоцированного развала принял обвальный характер.

В июне 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Вслед за Россией Декларации о независимости были приняты всеми бывшими союзными республиками.

Вслед за провалом Союзного центра неизбежно стала разваливаться и Российская Федерация.

Рассыпались в прах иллюзии, насаждавшиеся главным перестройщиком, будто бы истинная демократия состоит в том, чтобы перевернуть пирамиду власти и строить ее снизу вверх. Тысячелетний горький опыт развития государственных институтов во многих странах подтверждает абсурдность подобных попыток.

Во всем мире система государственной власти и управления, в том числе и демократическая политическая система, формировалась в процессе длительного перераспределения власти сверху вниз, и никогда — наоборот.

Утопичные попытки свежеиспеченных реформаторов создать институты государственной власти и управления с чистого листа, снизу, да еще на договорной основе, привели к полной дезорганизации этих институтов, к разрушению стержневых вертикальных связей, вытекающих из самой сути и природы государства. М.С. Горбачев так и не понял (а скорее всего, лукавил, представляясь непонимающим), что демократия — это не только свободы и права человека, свободные выборы, политический плюрализм и т.д., но и система приоритетов, государственная субординация различных интересов, разделение полномочий по вертикали, "государственное" принуждение со стороны властных структур в случае нарушения закона. Национал-демократы, ученые лакеи буржуазии всех мастей утверждают, что разрушение СССР было исторически неизбежно, что оно вызвано крушением и переоценкой "высших ценностей", которые лежали в основе единой Союзной Державы.

Но не может быть исторически неизбежным то, что не только не решило ни единой проблемы, а, напротив, создало сотни новых острейших, трудноразрешимых проблем как в нашей стране, так и во всем мире.

Среди многих причин и факторов, вызвавших разрушение Союза, геростратовская политика М.С.Горбачева занимает одно из первых мест. Вывод следует однозначный: сознательное нарушение Конституции СССР и других законов со стороны М.С.Горбачева, повлекшие за собой тяжелейшие последствия для Союза ССР, носят преступный характер и подпадают под действие статьи 64 Уголовного Кодекса РСФСР.

Пусть послужит предостережением сегодняшним последователям горбачевщины полное интеллектуальное и политическое банкротство их идейного отца, ненависть и презрение к нему трудящихся, всех честных людей мира.

Политический труп смердит, продолжая отравлять общественную атмосферу. Поэтому тему Горбачева рано предавать забвению. "De mortuis Veritas" (о мертвых — правду).

 

Категория: № 2 1995 | Добавил: Редактор (13.01.2003) | Автор: В. Г. Вишняков
Просмотров: 684
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Категории раздела
№ 1 (1995) [18]
№ 2 1995 [15]
№ 3 1995 [4]
№ 4 1995 [0]
№ 1-2 2001 (18-19) [0]
№ 3-4 2001 (20-21) [0]
№ 1-2 2002 (22-23) [0]
№ 1-2 2003 (24-25) [9]
№ 1 2004 (26-27) [0]
№ 2 2004 (28) [7]
№ 3-4 2004 (29-30) [9]
№ 1-2 2005 (31-32) [12]
№ 3-4 2005 (33-34) [0]
№ 1-2 2006 (35-36) [28]
№3 2006 (37) [6]
№4 2006 (38) [6]
№ 1-2 2007 (39-40) [32]
№ 3-4 2007 (41-42) [26]
№ 1-2 2008 (43-44) [66]
№ 1 2009 (45) [76]
№ 1 2010 (46) [80]
№ 1-2 2011 (47-48) [76]
№1-2 2012 (49-50) [80]
В разработке
№1-2 2013 (51-52) [58]
№ 1-2 2014-2015 (53-54) [49]
Интернет-магазин

Прайслист


Номера журналов "МиС", труды классиков МЛ, философия, история.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz