Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 652
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Коммунистический Интернационал и перманентная мировая революция (1)

Коммунистический Интернационал и перманентная мировая революция  (1)

К 85-летию образования Коммунистического Интернационала

В.В. Цветков, Э.Д. Суханов

Часть 1. Часть 2.

Проблема возрождения социализма как мировой общественной системы является в настоящее время важнейшей, глобальной проблемой коммунистического и рабочего движения. Успех в решении этой проблемы определяется главным образом внутренними силами коммунистических партий, их приверженностью революционному марксизму, единством во всесторонней борьбе против современного капитализма. Однако, судя по состоянию внутрипартийной жизни многих партий, разрушенному единству международного коммунистического и рабочего движения, не преодоленной атмосфере холодного отчуждения между коммунистическими партиями, происходит утрата идеологического иммунитета, что всегда таит огромную опасность для судеб всего коммунистического движения. С одной стороны, шаткость идейных позиций есть результат общеполитической реакции, с другой – мы учимся нерегулярно и случайным вещам. Коммунистическая теория и история партии забываются. Забывается и огромный, уникальный опыт Коммунистического Интернационала по объединению и руководству мировым коммунистическим и рабочим движением.

В начала марта 2004 г. исполнилось 85 лет со дня образования Коммунистического Интернационала, организованного В.И. Лениным и РКП(б), программным положением которой была обязанность «всеми силами и средствами бороться за осуществление великих задач III Интернационала», «оказывать самую мощную и всестороннюю поддержку его организации и деятельности» 12. Пребывание в Коминтерне – это четверть исторического срока нашей партии, когда идеологически она была наиболее сильной. Коминтерн – это проверка идей большевизма опытом всего международного развития.

Историческими предшественниками Коминтерна были Союз коммунистов, I и II Интернационалы. Они создавались для практической организации рабочего класса всех стран и руководства его революционным движением как единым процессом, говоря словами Энгельса, в течение полувека господствовали «над той стороной европейской истории, в которой заложено будущее», но не оправдали всех возлагавшихся на них надежд.

Создание Коминтерна было большевистским ответом на моральный и политический кризис международной социал-демократии, когда ее разъеденные ржавчиной оппортунизма верхи перешли в лагерь империализма и благословили мировую войну с позиций защиты «своего» отечества. Классовая борьба превратилась для них в борьбу национальную. Ни одна партия на словах не осуждала интернационализм, он был просто положен в долгий ящик. В каждой стране были замечены или изобретены национальные особенности, которые якобы отменяют необходимость пролетарского единства». «Они очень скоро, – писал Г. Холл, – пришли к выводу, что Маркс был не прав, что нет никаких всеобщих законов капитализма, нет всемирных концепций классовой борьбы» 1. Международные связи партий стали формальными, а позже и они стали вызывать отторжение. И только русский большевизм – ленинизм – выстоял против этого кризиса, против гигантской волны разочарования, безверия и отчаяния.

24 января 1919 года в Москве собрались представители восьми марксистских партий (российской, польской, венгерской, немецкой, австрийской, латышской, финской и Балканской революционной федерации) и обратились к 39 левым партиям, союзам и рабочим организациям с призывом созвать Всемирный конгресс для создания III Интернационала – Коммунистического Интернационала (Коминтерна). Их объединяла идея мировой социалистической революции. Учредительный конгресс Коммунистического Интернационала проходил в Москве с 2 по 6 марта 1919 года. Многие делегаты не смогли присутствовать на конгрессе, так как были арестованы по пути в Советскую Россию, но на нем были представлены 19 партий и групп.

В 1939 г. Коминтерн уже объединял 69 компартий мира (4,2 млн. коммунистов). Его Программа гласила, что она, «будучи высшим критическим обобщением всего исторического опыта международного революционного движения пролетариата, является программой борьбы за мировую пролетарскую диктатуру, программой борьбы за мировой коммунизм»: Коминтерн «открыто выступает организатором международной революции пролетариата» 6. Его Устав определял, что «Коммунистический Интернационал – Международное товарищество рабочих – представляет собой объединение коммунистических партий отдельных стран, единую мировую коммунистическую партию. Являясь вождем и организатором мирового революционного движения пролетариата, носителем принципов и целей коммунизма, Коммунистический Интернационал борется за завоевание большинства рабочего класса и широких слоев неимущего крестьянства, за установление мировой диктатуры пролетариата, за создание Всемирного Союза Социалистических Советских Республик, за полное уничтожение классов и осуществление социализма...» 8.

Можно и нужно сказать, что Коминтерн был неотъемлемой частью политической системы СССР. Это был не случайно полученный результат, а изначальная целевая установка. Именно поэтому РКП(б) была его секцией, а внутренняя и внешняя политика СССР выстраивалась с учетом единства и непрерывности мирового революционного процесса. Это был методологический принцип, положенный в основу всех партийно-государственных решений. Например, первостепенно важную проблему союза с крестьянством летом 1921 г. Ленин не мыслил вне контекста мировой революции. «...С точки зрения всемирной пролетарской революции, как единого процесса, значение переживаемой Россией эпохи состоит в том, чтобы практически испытать и проверить политику пролетариата, держащего государственную власть в своих руках, по отношению к мелкобуржуазной массе» 20. С той же позиции оценивалась и новая экономическая политика страны. Резолюция Исполкома Коминтерна в марте 1922 г. четко указывала: «Новая экономическая политика является выражением разрешения задачи включения пролетарского государства в цепь международных экономических отношений. ...Победа революции в одной стране вовсе не означает немедленное преодоление существующего международного разделения труда»; опасность подчинения Советской России иностранному капиталу существует, но ослабляется усиливающейся взаимной борьбой империалистов, с одной стороны, и «может быть в значительной степени парализована организованной борьбой международного пролетариата, с другой», но «окончательно устранена только посредством дальнейшего развития международной социалистической революции» 10.

Во внешней политике Программа Коминтерна, подтверждавшаяся решениями всех съездов РКП(б) той поры, фиксировала, что «СССР неизбежно становится базой мирового движения всех угнетенных классов, очагом международной революции», что систематические попытки империализма к политическому окружению СССР и угроза войны «не помешают СССР выполнять свои интернациональные обязанности» 7. Одновременно мировой пролетариат в ту пору рассматривался как естественный и единственный союзник нашей страны, и потому партии Коминтерна в случае нападения на СССР обязаны были «ответить самыми смелыми решительными выступлениями и борьбой за свержение империалистских правительств» 7. В отличие от лидеров II Интернационала коммунисты 20-40-х годов сделали максимум возможного для укрепления СССР в мирное время и помощи ему в годы войны. К середине 30-х годов мировое коммунистическое движение стало столь реальной силой в борьбе против империализма, что правители Германии, Италии, Японии и ряда других стран заключили формальный межгосударственный союз для противодействия ей – Антикоминтерновский пакт 1936 года.

В актив Коминтерна необходимо записать создание мирового коммунистического движения, распространение в рабочем движении мира идей марксизма-ленинизма, разработку важнейших теоретических вопросов борьбы с капиталом в период империализма, стратегии и тактики коммунистических партий в разных социально-экономических условиях, проблем национально-освободительного движения.

Коминтерну принадлежит заслуга идейной победы над оппортунизмом и троцкизмом в компартиях мира, идейная победа над фашизмом в 20-30-е годы, участие в организации движения Сопротивления в годы второй мировой войны, обучение национальных кадров, теоретическое обоснование и участие в организации народных фронтов в ряде стран, военная и материальная помощь Испанской республике в 1936-39 гг. В его активе идейная, материальная и кадровая помощь китайским революционерам в 20-40-е годы, приведшая к их победе в 1949 г., восстания в странах Прибалтики летом 1940 г., повлекшие их вступление в СССР и др.

И эти успехи были достигнуты в тяжелейших условиях. На VII Конгрессе Коминтерна Вильгельм Пик докладывал: «Лишь 22 из 67 секций Коммунистического Интернационала в капиталистических странах и лишь 11 в Европе могут работать легально или полулегально. 45 секций, из них 15 в Европе, вынуждены работать в условиях строжайшей конспирации и ужасного террора» 35.

Нельзя забывать о роли Коминтерна в создании СССР. С одной стороны, это десятки и десятки тысяч бойцов-интернационалистов, воевавших в рядах Красной Армии. С другой – именно коммунисты России, Украины, Белоруссии и Закавказья пронесли через огонь гражданской войны пролетарскую идею единого советского государства и подняли свои народы на борьбу за это единство.

Тот, кто объявляет коммунистическое, «красное» движение безродно-интернациональным, готовым пожертвовать Россией ради «химеры мировой революции», забывает при этом, кто призвал в страну японцев, американцев, англичан, французов и пр., а кто организовывал в рамках Коминтерна движение «Руки прочь от Советской России» с десятками миллионов участников, что резко сократило сроки иностранной интервенции.

Формально независимо, а по существу в рамках Коминтерна, действовали Красный Интернационал профсоюзов, Коммунистический Интернационал молодежи. Крестьянский Интернационал, МОПР, задачей которого было оказание денежной, юридической и иной помощи революционерам повсюду в мире, спасение их от физической расправы.

Одним из великих достижений Коминтерна было воспитание теоретиков-марксистов, интернациональных бойцов – революционеров.

Само перечисление фактов заставляет отметить объем проведенной теоретической, аналитической и практической работы по развитию форм национальной и международной борьбы рабочего класса и его союзников, а также высокую динамичность мысли, быстроту принятия решений и проведения их в жизнь, эффективные и быстродействующие обратные связи с социальной практикой, системное видение проблем.

Реакционные эпохи, вроде нашей, не только ослабляют и разлагают массы, но и снижают общий идеологический уровень его авангарда, отбрасывая его политическую мысль далеко назад, порой к средневековью. Задача коммунистов в таких условиях – не дать увлечь себя откатной волной, стоять насмерть на идеологических позициях, ибо в них выражен оплаченный большой кровью опыт прошлого. Теория перманентной мировой революции – одна из главных. Недаром в последние годы антикоммунисты-либералы, антимарксисты и пр. используют жупел перманентной революции как дубинку для крушения остатков коммунистического движения в России и мире.

Набор аргументов невелик, и у всех он совпадает. Так, М. Капустин обвиняет ленинскую партию в том, что она хотела стать «вольною царицей», владычицей над всем миром. «Мировой СССР» – это было «взбесившееся историческое желание коммунистической старухи ...» 32. Для Г. Попова возникшая после Октября 1917 года дилемма – «сохранение Советской власти в России или более реальная мировая революция» – была решена тем, что «ни в подполье, ни в эмиграцию ленинцы уходить не хотели». Отсюда появился очередной «столп» ленинизма – «мировая социалистическая революция начинается конкретно в России» 31. И даже такой вдумчивый исследователь советской цивилизации, как С.Г. Кара-Мурза, тоже не удержался, чтобы не пнуть теорию. Для него «большевизм изначально содержал в себе два проекта: один глобалистский, в наиболее чистом виде представленный Троцким («мировая революция»), другой державный, российский, представленный И.В. Сталиным («строительство социализма в одной стране»). В.И. Ленин, балансируя, соединял обе силы, пока они были союзниками в гражданской войне. После окончания войны и смерти Ленина союз был разорван» 5.

С Капустиным и Поповым ясно – это враги, брызжущие пеной ярости. Их ненависть неконструктивна. Однако, как говорит индийская мудрость, «чтобы ни сделал враг врагу, или ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще хуже». То, что происходит в левом стане с понятием «мировая революция», яркое тому подтверждение. Ложно почти все: и отрицание факта создания теории классиками марксизма, и извращение роли Ленина в ее разработке, и приписывание Сталину отказа от мировой революции ради «социализма в одной стране». А главная беда – это снижение культуры теоретического спора, нежелание разобраться по существу. Все аргументы для отрицания – пресловутая «куча хвороста» да некий отказ от утопии. И это в то время, когда марксистская теория есть единственная альтернатива империалистическому глобализму.

Прискорбно видеть в этой компании лидера КПРФ. «В первые годы советской власти, – пишет он, – в среде партийных и государственных руководителей распространилась троцкистская геополитическая доктрина, основанная на авантюристической теории «перманентной революции». Россия рассматривалась как «куча хвороста» для разжигания мирового пожара, а о ее долговременных интересах не могло быть и речи». Положение, считает он, было спасено тем, что «по мере преодоления воинствующего мировоззрения радикал-революционеров... сформировалась геополитическая доктрина, которую правомерно назвать сталинской» 4. И если в одном случае лидер КПРФ говорит в превосходных степенях о III Интернационале и возрождении мирового социализма, а в другом числит перманентную революцию в числе их главных врагов, то возникает необходимость докопаться до первоначальных смыслов понятий.

Марксизм всегда исходил из единства и непрерывности (перманентности) мирового революционного процесса как во времени, так и в пространстве. Восстановим исходные идеи: «...Социализм есть объявление непрерывной революции, классовая диктатура пролетариата как необходимая переходная ступень к уничтожению классовых различий вообще, к уничтожению всех производственных отношений, на которых покоятся эти различия, к уничтожению всех общественных отношений, соответствующих этим производственным отношениям, к перевороту во всех идеях, вытекающих из этих общественных отношений» 26. И еще: «... Наши интересы и наши задачи заключаются в том, чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти, пока ассоциация пролетариев не только в одной стране, но и во всех господствующих странах мира не разовьется настолько, что конкуренция между пролетариями в этих странах прекратится и что, по крайней мере, решающие производительные силы будут сконцентрированы в руках пролетариата» 27.

Посмотрим, как ту же проблему времени и пространства революции видел Ленин. Возьмем статью «О лозунге Соединенных Штатов Европы», поскольку именно на нее любят ссылаться все сторонники «социализма в одной стране». Для него социалистическая революция не один акт, а целая эпоха, но с точки зрения цели «Соединенные штаты мира (а не Европы) являются той государственной формой объединения и свободы наций, которую мы связываем с социализмом, – пока полная победа коммунизма не приведет к окончательному исчезновению всякого, в том числе и демократического государства» 14.

Другими словами, различий в позициях Маркса, Энгельса и Ленина нет ни по вопросу целей революции, ни по вопросу «одной страны», ни по вопросу о ее всемирном характере. В «воинственности» мировоззрения они тоже не уступают друг другу.

По логике классиков марксизма, революция непрерывна во времени: сначала это борьба за власть пролетариата, затем за превращение государства в негосударство, то есть это борьба со всеми условиями, которые порождают отчуждение. Сначала слои отчуждения создаются капитализмом и частной собственностью на средства производства, затем другие слои отчуждения создаются социализмом. Поэтому для Маркса коммунизм не состояние и не идеал, а «движение, которое уничтожает теперешнее состояние» 23. А для Ленина социализм «есть абстракция, которая воплотиться в жизнь не может иначе, как через ряд разнообразных, несовершенных попыток создать то или иное социалистическое государство» 15. Государство необходимо для того, чтобы провести общество по ступеням «от абсолютизма к демократии буржуазной, от буржуазной демократии к пролетарской; от пролетарской к никакой» 16, поскольку демократия исключает свободу, ибо она есть тоже государство.

Следовательно, по этой логике, социализм есть непрерывно решаемая проблема, суть которой в практическом осуществлении потенциальной, скрытой в обществе и в каждом из нас человечности, растрачиваемой впустую при неблагоприятных общественных условиях. Но поскольку сами эти условия создаются людьми, то социалистический выбор должен быть осознан и претворен в политике в каждый данный момент с точки зрения коренных интересов трудящихся. Победа над отчуждением всегда только частична и относительна, а стремление к политической и экономической свободам может быть реализовано бессмысленным и недостойным человека образом. Это случилось в истории нашей страны и, представляется, потому также, что понятие о перманентности революции ушло из сознания и практики партии.

Столь же едины были классики относительно момента революции в одной стране. Официальная советская партийная наука отвергала это единство взглядов. Считалось, что вывод Маркса: «коммунизм эмпирически возможен только как действие господствующих народов, произведенное «сразу», одновременно» 23, был верен для эпохи домонополистического капитализма, а Ленин, исходя из открытого им закона неравномерности экономического и политического развития капитализма в эпоху империализма, пришел к выводу о возможности победы социалистической революции первоначально в одной стране. По существу это мало похоже на истину. Это принижает Маркса и Энгельса и не добавляет величия Ленину. Принижает не только потому, что слово «сразу» закавычено Марксом, что означает отнюдь не дань одновременности, и в цитированном выше «Обращении ЦК к Союзу коммунистов» уже говорится об «одной стране», а потому, что это не вяжется ни с какими фактами революций, проходивших у них на глазах. Главное в другом. Вся история человечества есть история неравномерного развития его частей. Капитализм начинает с этого исходного уровня. Буржуазия нивелирует мир только в одном смысле: «под страхом гибели она заставляет все нации принять буржуазный способ производства» 25, но она не может сделать их равными в экономике, политике и т.д. Невозможно представить себе авторов «Манифеста Коммунистической партии» не видящими очевидного. Поэтому, когда Ленин пишет, что «неравномерность экономического и политического развития есть безусловный закон капитализма», он не открывает закон, а фиксирует факт, но другой эпохи, когда не только неравномерность значительно возросла, но многократно возросла взаимозависимость стран. Логика тут проста: как личность не может жить в обществе и быть свободной от него, так и страна не может строить социализм, будучи свободной от мира. В эпоху империализма рвать хозяйственные связи и преодолевать силовое сопротивление значительно труднее, чем в предшествующую, в которой автономия стран друг от друга была много больше. Здесь возрастает «цена» революции. Отсюда буквально следующая мысль В.И. Ленина в статье «О лозунге Соединенных штатов Европы»: мысль не только об организации в стране победившего пролетариата социалистического производства, но и о мировой революции и ее экспансии. Если учесть, что к моменту написания статьи РСДРП уже начала подготовительную работу по созданию III Интернационала 11, то надо предположить, что Ленин озабочен прежде всего поиском союзников для победы в предстоящей революции. Этими союзниками объективно могут быть только межимпериалистические противоречия, с одной стороны, и взаимодействие национальных революций – с другой. Оправдались ли эти расчеты? Да, безусловно. Но только наполовину. Брестский мир, ряд революций в Европе и помощь Коминтерна сыграли заметную роль в обеспечении нашей победы. Поэтому трактовать вывод Ленина в этой статье как целевую установку на революцию и построение социализма в одной стране, совершенно некорректно. А это вольно или невольно делается, когда говорят о сталинской «геополитический доктрине», как якобы порвавшей с «химерой мировой революции».

Ленин говорил: «Нам было ясно, что без поддержки международной мировой революции победа пролетарской революции невозможна. Еще до революции, а также и после нее, мы думали: сейчас же или, по крайней мере, очень быстро наступит революция в остальных странах, в капиталистически более развитых, или в противном случае мы должны погибнуть. Несмотря на это сознание, мы делали все, чтобы при всех обстоятельствах и во что бы то ни стало сохранить советскую систему, так как знали, что мы работаем не только для себя, но и для международной революции» 21.

Список литературы

1. Вехи боевой истории. – М.: Политиздат, 1983. – С. 289.
2. Грамши А. Избранные произведения. – М., 1980. – С. 119.
3. Грамши А. Тюремные тетради. В 3 ч. – Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 166.
4. Зюганов Г.А. География победы. – М., 1997. – С. 125-127.
5. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. – М., 2001 – Т. 1. – С. 420.
6. Коммунистический Интернационал в документах… – М., 1933. – С. 3-4.
7. Там же. – С. 34-35.
8. Там же. – С. 45.
9. Там же. – С. 104-105.
10. Там же. – С. 272-273.
11. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. – М.: Политиздат, 1954 – Т. 1. – С. 414.
12. Там же. – Т. 2 – С. 59-60.
13. Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 8. – С. 400.
14. Там же. Т. 26. – С. 352-354.
15. Там же – Т. 30. – С. 110.
16. Там же. – Т. 33. – С. 171.
17. Там же. – Т. 37. – С. 304.
18. Там же. – Т. 41. – С. 52-53.
19. Там же. – Т. 43. – С. 42.
20. Там же. – Т. 44. – С. 6.
21. Там же. – Т. 44. – С. 36.
22. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. – Т. 2. – С. 238.
23. Там же. – Т. 3. – С. 34.
24. Там же. – Т. 3. – С. 54.
25. Там же. – Т. 4. – С. 428.
26. Там же. – Т. 7. – С. 91.
27. Там же. – Т. 7. – С. 261.
28. Там же. – Т. 19. – С. 238.
29. Там же. – Т. 22. – С. 279.
30. Там же. – Т. 35. – С. 312.
31. «Московский комсомолец», 21 июня 2002 г.
32. «Независимая газета» N 64 (1880), приложение «Кулиса» N 7. – С. 12.
33. «Правда», 15 октября 1952 г.
34. Стенографический отчет VI конгресса Коминтерна. – М. 1929, вып. 5. – С. 48.
35. Wilhelm Pieck, Freedom, Peace and Bread. New York, 1935. – Р. 67.
Категория: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | Добавил: Редактор (03.04.2004) | Автор: В.В. Цветков, Э.Д. Суханов
Просмотров: 2453 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz