Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 461
Объявления
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Наш видеолекторий

 




 


Темы

Социальная философия

Революция и контрреволюция

Наша история

Вопросы экономики социализма.

Оппортунизм

Религия

Есть обновления

Главная » Статьи » Рубрики » СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

О боевом братстве советских и югославских летчиков в годы Второй мировой войны

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

О боевом братстве советских и югославских летчиков
в годы Второй мировой войны1

Радмила Тонкович

В г. Белграде (Сербия) в 2005 г. вышла из печати книга «Жизнь, созданная полетом», посвященная 65-летию воздухоплавания в Югославии. Автор книги – Радмила Тонкович, профессор филологии, журналист, писатель, единственная в истории Балкан женщина-летчик, награжденная «Золотым почетным знаком пилота воздухоплавания Сербской армии» и «Почетным парадным офицерским авиационным кинжалом». Уже полтора десятилетия она занимается историей воздухоплавания и постоянно следит и пишет обо всех современных и исторических событиях в гражданском, спортивном, транспортном и военном воздухоплавании в Югославии, Сербии и в мире.

Радмила Тонкович и герой ее книги авиатор Георгий Нинчич очень тепло и с большой благодарностью пишут о братской помощи военных летчиков Советского Союза в создании, обучении, организации военных авиационных формирований в Югославии в период Второй мировой войны. Огромную роль в этом сыграла Советская Львовская 236 истребительная авиационная дивизия под командованием выдающегося летчика полковника Кудряшова Василия Яковлевича. Предлагаем читателям фрагменты этой книги.


Советская 236 Львовская истребительная авиационная дивизия[1]

Советская 236 истребительная авиационная дивизия была сформирована в июле 1942 года в районе поселка Лазаревская, недалеко от города Сочи на Черном море, на побережье Кавказа. С первых дней формирования дивизии и до конца войны ею командовал полковник Василий Яковлевич Кудряшов, который совершил 92 боевых вылета. В состав дивизии в разные периоды войны входило 20 авиационных полков (из которых 16 – истребительных, 3 – штурмовых, 1 – легких бомбардировщиков и особая 149 разведывательная эскадрилья). Военный путь дивизии в Великой Отечественной войне пролегал от Северного Кавказа и Черноморского побережья через Донбасс, Украину, Молдавию, Румынию, Болгарию, Югославию, а завершился в Австрии. Полки в самом начале были оснащены истребителями И-16, И-15 Чайка, а уже в начале 1943 г. более мощными и современными самолетами ЯК-1, ЯК-3, ЯК-9, Р-39 Аэрокобра (американский), штурмовиками ИЛ-2, легкими ночными бомбардировщиками ПО-2 и разведчиками Р-10. Летчики этих полков сражались в очень сложных метеоусловиях в любое время года – в невыносимую летнюю жару, в любые зимние морозы днем и ночью, над морем, над равнинами, над горами и в результате своих атак и бомбардировок уничтожили и привели в негодность огромное количество вражеской техники и живой силы.

За весь период войны пилоты 236 истребительной дивизии совершили 34805 боевых вылетов, участвовали в 1344 сражениях в воздухе, в которых сбили и уничтожили 721 вражеский самолет, среди которых 479 истребителей, 219 бомбардировщиков и 23 транспортных самолета. После геройских сражений и освобождения города Львова, дивизии присвоено звание «Львовская» и она была награждена орденом Красного Знамени. В состав дивизии с 4 декабря 1942 г. по март 1943 г. входил и женский 763 (позже 588) авиационный полк ночных бомбардировщиков, которым командовала майор Евдокия Давидовна Бершанская. Полк базировался на аэродромах «Агой Туапсе» и «Марьина Роща» в районе Геленджика. Пилотами в полку были женщины и летали они, в основном, ночью, а днем – в исключительно сложных метеоусловиях. Большая часть их боевых маршрутов пролегала над морем, они совершали успешные, но очень рискованные полеты для связи и снабжения партизан во вражеском тылу. За особые заслуги и подвиги в Великой Отечественной войне этот полк получил почетное звание – 46 гвардейский, а по окончании войны полк назывался – 46 гвардейский Таманский женский ночной бомбардировочный полк, получивший название по полуострову Тамань, где он особенно прославился. С октября 1944 г. по май 1945 г. дивизия выполняет специальное задание по приказу Верховного Генерального штаба Советской Армии – оказывает помощь в формировании трех истребительных полков ВВС Народно-Освободительной Армии Югославии (НОАЮ), и в завершающей стадии войны пилоты этой советской дивизии, как и весь ее личный состав, честно и добросовестно исполнили свой интернациональный долг.

Особенно нужно остановиться на последнем этапе богатого боевого пути этой дивизии.

Для авиационной поддержки из воздуха боевых действий НОА Югославии и в целях подготовки для ВВС Югославии авиационных кадров, для окончательного освобождения страны, приказом Верховного Главнокомандующего Советской армии маршала Советского Союза Иосифа Виссарионовича Сталина и по просьбе верховного Главнокомандующего НОА Югославии маршала Йосипа Броз-Тито была сформирована авиационная группа под командованием генерала Витрука в составе двух дивизий – 10‑й гвардейской дивизии штурмовиков и 236 истребительной дивизии. С раннего утра 17 октября 1944 г. дивизия приступила к перебазированию с болгарских аэродромов в Югославию на аэродром «Біла Церква». С этого момента авиационная группа была подчинена Верховному командованию Югославской Армии. Перелет на югославскую территорию совершался по эскадрильям с одновременным выполнением боевых задач по прикрытию с воздуха советских и югославских частей на белградском направлении. Сложность и особенность поставленной задачи по переобучению и подготовке югославских пилотов состояла в том, что эта учеба не проводилась в специальных учебных полках, или в специальных училищах и школах в тылу, которые были обеспечены материальной базой и спланированной программой обучения пилотов и технического состава, а провести эту работу предстояло в обычной боевой авиационной дивизии, которая постоянно совершала боевые вылеты непосредственно на фронт.

Задача подготовки и обучения авиационных кадров усложнялась еще и тем, что большинство югославских пилотов и техников не знали русский язык, не были знакомы с русской авиацией и техникой, до того они летали на других иностранных самолетах, имели разный уровень летной подготовки, а большая часть пилотов никогда не летала на скоростных самолетах типа ЯК-1. Начали дело с того, что организовали центры по обучению – один для подготовки летного состава, а другой – для технического состава, которыми руководили советские офицеры. Центром по переподготовке летного состава руководил заместитель командира дивизии Аритов, а инструкторами-пилотами были: Амельченко, Коровкин, Мадяев, Черкашин, Савченко, Качалов и Корзун. Во главе центра по переподготовке техсостава стоял главный инженер 236 дивизии Р.Х. Толстой.

Уже в конце 1944 г. начали работу курсы мотористов, оружейников, стрелков, фотографов, метеорологов, минеров, связистов, а 10 декабря открылись два учебных центра по переподготовке пилотов-истребителей в Руме и штурмовиков в Земуне. Советские инструкторы были необыкновенные наставники и педагоги, всегда готовые прийти на помощь, а в пилотаже были настоящими мастерами. Особенно выделялись своей квалификацией представители предвоенных ВВС Югославии. Они быстро усваивали материал и интенсивно включались в учебный процесс. Было запланировано боевое обучение – овладение техникой пилотирования, а затем обучение каждого боевым действиям в воздухе, а также поражению целей на земле. Югославские пилоты-истребители сначала летали на самолетах ПО-2, потом на УТ-2 и, наконец, на ЯК-1 и ЯК-9. Обучение продолжалось 35 дней, а затем курсанты распределялись в боевые единицы сначала как сопровождающие советских летчиков, а затем они получали и выполняли боевые задания прямо на фронте.

За очень короткий период, всего за 4 месяца, авиагруппа Витрука обучила 140 югославских пилотов-истребителей и 145 штурмовиков на самолетах ПО-2 и ИЛ-2, из них 30 человек были подготовлены как наставники пилотажа, затем подготовлено 400 человек инженерно-технического состава и 2100 человек различных специальностей по обслуживанию авиации.

Такое эффективное обучение и быстрый успех просто всех восхищал. Этот результат был достигнут благодаря беспрекословной дисциплине и порядку, которые были характерны для советских боевых единиц, где приказ старшего по званию – закон, который никто не смеет оспорить. На такой основе и были оформлены первые авиадивизии – истребительная и штурмовиков ВВС НОА Югославии. После того, как югославские пилоты за очень короткое время достаточно хорошо овладели техникой пилотирования и основами боевого применения самолетов ЯК-1 и ЯК-9, начались совместные полеты на боевые задания.

Вначале, в состав советской группы включался один югославский пилот, потом два, три… их число постоянно увеличивалось. И уже довольно скоро на боевые задания вылетали самостоятельно целые группы только югославских пилотов. Таким методом прямо на фронте совершалось непрерывное обучение пилотов военной авиации Югославии для выполнения боевых задач и для прорыва самого тяжелого фронта – Сремского, который превратился в гробницу югославской молодежи, положившей огромное количество жизней за свободу Родины. В интернациональном содружестве совершалась подготовка и проводились совместные боевые вылеты для уничтожения общего врага – гитлеровских захватчиков. В течение зимы и весны 1945 г. в Югославии сложилась тяжелая военная ситуация и обстоятельства, но был освобожден главный город – Белград. Противник, который отступал западнее Белграда, перешел в наступление, чтобы помешать русским частям прорваться к Будапешту.

После освобождения Белграда нужно было мобилизовать в авиацию очень много людей, обучить их и подготовить, чтобы в условиях войны они взяли на себя обслуживание техники советских авиационных частей, которые уже находились в нашей стране. Народно-освободительная югославская армия оказалась в очень тяжелом положении и была вынуждена в некоторых местах частично отступать, так что ей была необходима срочная помощь только что сформированной советской авиагруппы. За очень короткое время русские штурмовики совершили свыше 200 боевых вылетов по уничтожению противника и созданию помех по его прорыву. А истребители 236 дивизии не только поддерживали и обеспечивали действия штурмовиков, но и сами огнем своих пушек и пулеметов уничтожали врага на земле. Вместе с советскими формировались и югославские авиационные части и постепенно включались в боевые действия с февраля 1945 г. На командных местах и при подготовке авиаторов советское командование применяло систему дублирования, как и при обслуживании и ремонте авиационной техники, поэтому в декабре 1944 г. сформированы две югославских авиадивизии – 11-я истребительная с тремя полками истребителей (111, 112, 113) и 42-я штурмовая с тремя полками штурмовиков (421, 422 и 423), которые обслуживала 9-я авиационная база.

Львовская 236-я истребительная авиадивизия четко и добросовестно выполнила специальное задание советского командования по подготовке, обучению и формированию 11 авиационной истребительной дивизии – первой истребительной дивизии ВВС НОА Югославии, командиром которой был майор Арсений Болевич. В ее состав входили 111, 112 и 113 истребительные авиаполки. 112 истребительный полк действовал с аэродрома «Велики Радинци» вблизи Сремской Митровицы, со старого земунского аэродрома, с аэродрома «Надаль» вблизи Србобрана, с аэродрома «Кленак» вблизи Шабца и с аэродрома «Магьярмечке» вблизи Печуя в Венгрии. Для оказания поддержки сухопутным силам Штаб югославской авиации приказал 112-му истребительному полку (где летал молодой пилот Георгий Нинчич – один из главных героев книги Р. Тонкович- примеч. пер.) и 422-му полку штурмовиков в начале мая перебазироваться на аэродром «Magyarmecske», с которого они и действовали до конца войны. С января до мая 1945 г. советские и югославские дивизии действовали совместно и согласованно, опытные советские пилоты совершили очень много боевых вылетов и не имели потерь. Югославские потери были незначительны, если учесть огромное число боевых заданий, выполненных ими – погибло 6 пилотов и 4 воздушных стрелка, разбились 12 самолетов при 1038 боевых вылетах и 1270 часах налета.

Приказы, директивы, требования, пожелания приходили из Генерального штаба наших армий и 17-ой советской воздушной армии, а главной фигурой при решении этих вопросов – был генерал Витрук до апреля 1945 г., когда эту функцию передали Югославскому Командованию группы авиадивизий. Решением Президиума антифашистского веча, как верховного органа Югославии, большая группа людей из состава советской дивизии была награждена орденами и медалями Югославии за проявленную храбрость, геройство, самоотверженность. Завершающим актом задачи переобучения летного и технического состава была бесплатная передача материальных средств, больше всего самолетов, югославским авиачастям по решению Советского Верховного Главнокомандования. Были переданы все самолеты, целый парк по обслуживанию техники, специальные и транспортные машины, радиостанции, заправщики топлива и вся другая аэродромная техника.

Югославы тепло, по-братски с глубокой благодарностью за помощь прощались с личным составом 236 истребительной авиадивизии. Этот торжественный акт совпал с великим историческим событием – победой СССР в Великой Отечественной войне над фашистской Германией, которая продолжалась целых четыре года.

Из всего изложенного видна только некоторая часть боевых действий 236 истребительной авиадивизии и помощь ее пилотов, техсостава и остальных воинов геройской обороне югославов от немецких захватчиков. Подвиги и героизм замечательных пилотов, офицеров, старшин, солдат советской авиации достойны восхищения и благодарности, так как они сыграли решающую роль в обороне Югославии и в значительной мере внесли свой вклад в ее победу над фашизмом. Югославские пилоты вышли из войны с определенным боевым опытом и с солидной основой для дальнейшего развития подразделений ВВС. Наше Отечество никогда не забудет храбрых, самоотверженных русских пилотов и бойцов, их бескорыстную помощь нашему братскому народу.

Наша 11-я истребительная дивизия

Один из слушателей курсов из Панчево вспоминает возвращение к полетам в конце далекого 1944 года: «Теоретическую подготовку мы начали 26 декабря 1944 г. и она проходила на самом аэродроме. Начали мы с изучения самолета ЯК-1, а для изучения самолета ИЛ-2 были выделены «горбатые», как мы называли пилотов-штурмовиков, так как их самолет ИЛ-2 был похож на верблюда. Изучением характеристик самолета ЯК-1 руководил, в основном, Георгий (Джока) Нинчич, студент технического учебного заведения из Белграда, хотя он и сам был слушателем курсов. Своей сообразительностью и ловкостью он быстро завоевал доверие советских инструкторов, которые ему поручили преподавать теорию, и эти занятия проходили целый день. Экзамен по теории мы сдавали 2 января. Из 23-х слушателей группы истребителей 14 человек сдали экзамен на «отлично», а 9 человек на «очень хорошо». Экзамен принимала у нас комиссия, в которой были только советские наставники, а вопросы задавал один советский офицер».

Американцы «освобождали» Белград и Сербию своими бомбардировками, объясняя это тем, что они якобы изгоняли немцев. Это фактически приказал делать Тито, что известно из достоверных источников, а в этих бомбардировках погибло больше мирного населения, чем немцев! (как это было в Дрездене, где американцы и англичане разбомбили сотни тысяч беженцев: женщин, детей, стариков, культурные памятники – а больше ничего и никого в этот момент в конце войны в Дрездене не было – примеч. пер.).

…Георгий Нинчич свои воспоминания сопровождает интересными деталями:

«…Саву Полянца война застала в звании капитана 1 класса в должности командира 162 эскадрильи 51 авиагруппы 6 истребительного полка, Саво за время боев с врагом в Апрельской войне (апрель 1941 года) сбил 1 немецкий самолет, а на Сремском фронте он стал одним из редких пилотов с наибольшим количеством выполненных боевых заданий. Затем нас перебросили в Руму, где было организовано практическое обучение полетам, инструкторами были советские офицеры, а я здесь совершал «пируэты» на ЯК-1. Условия жизни, питание и все остальное было безупречно. Советские наставники без устали летали целый день, чтобы как можно больше и быстрее подготовить наших пилотов для фронта. В декабре 1944 г. я закончил полетную подготовку и был направлен в 112–й авиационный истребительный полк, где вначале нас было 15 пилотов, а командиром полка был назначен Саво Полянац. С Полянцем, как его ведомый, я сделал пять пробных боевых вылетов, которые мне позже на фронте сослужили добрую службу. С нами в полку летал и мой наставник моторных полетов из Смедеревской Паланки – Йосип Крижай, который вскоре стал командиром 3 эскадрильи в нашем полку. Был он замечательный человек, смелый и первоклассный летчик. Его мастерством и смелостью восхищались республиканцы – товарищи по борьбе во время гражданской войны в Испании. И здесь, перед советскими инструкторами он выглядел блестяще. Они были потрясены, когда у него на задании в зоне заглох мотор на высоте в 3000 метров, а он с заглохшим мотором сумел спланировать и посадить машину точно на посадочный знак «Т»! Крижай был одним из наших пилотов, который на Сремском фронте выполнил больше всех боевых заданий. Постепенно прибывали и новые пилоты с аэродрома «Господжинци», где было организовано обучение полетам. Наш полк имел 3 эскадрильи – две в Белграде и одну на аэродроме «Велики Радинци» близ Сремской Митровицы, которая позже тоже перебазировалась в Белград. Из Белграда мы перелетели на аэродром «Надаль», откуда отправлялись на боевые задания на Сремский фронт, и где нас русские обучали практике прямо на фронте – мы летали четверками! Тут мне повезло, и мне была оказана честь летать с выдающимися русскими пилотами – старшими лейтенантами Гусевым и Глазковым, с инструктором Качаловым. Командиром полка был подполковник Калинин, начальником штаба подполковник Шурлыгин, инженером полка – старший лейтенант Вася Кателевуев, а начальником связи – капитан Баровой. С нами еще летали: лейтенант Каповский, капитан Шешеня, Самойлов, Капьев (командир эскадрильи), Каноников (штурман), майор Черкашин и подполковники Коробкин и Безбожный.

Штурмовики располагались на аэродроме «Бачки Брестовац», а мы с аэродрома «Надаль» (вблизи Србобрана) летали в качестве их сопровождения на самолетах ЯК на задания через реку Драву. После четырех недель мы перелетели на аэродром «Кленак», откуда наш полк был форсированно использован для боевых задач на Сремском фронте. И наш командир Саво Полянац был одним из опытнейших авиаторов-командиров. Он и сам выполнил множество боевых заданий и весь наш полк до самого прорыва Сремского фронта летал на боевые задания.

Из «Кленка» мы летали на задания в Боснию – в Жепче, Маглай, Добой, Дервенту, а затем в Андриевце и Микановце. Обстреливали из пулеметов цели на земле, там не было воздушных боев. Боснию под под своим присмотром, влиянием и оккупацией держала фашистская Хорватия Н.Д.Х., так что немцы из Добоя отправляли поезда в Сараево, когда они бежали из Африки через Грецию в Сараево, а затем в Дервенту. Тут мы из пулеметов расстреляли депо в Добое, уничтожили два локомотива, а на железнодорожной станции в Дервенте один целый поезд с локомотивом и погнали немцев через Чазму, Славонию и дальше… из страны.

В одном из тех заданий я был ведомым Арсения – Арсе Болевича, а вылетели мы с аэродрома «Кленак». Арсения Болевича война застала в звании майора на должности командира 34-ой авиагруппы 4-го истребительного полка Авиации Королевства Югославии. Арсений был очень доброжелательный человек, но и строгий командир. Болевич и Полянац после Апрельской войны попали в плен и как военнопленные были отправлены в лагерь в Германию. Из лагеря они совершили побег и пешком по ночам шагали через Карпаты до Словакии, где их схватили квислингские жандармы, но они в тюрьме нашли связь со словацким движением сопротивления и с его помощью бежали в Югославию. Арсо Болевич стал командиром истребительной дивизии, а Саво Полянац командиром истребительного полка. Полковник Кудряшов, пилот-истребитель и командир советской дивизии был восхищен своим «дублером» Болевичем (каждая часть имела одно советское и одно наше соединение – дублера). Кудряшов говорил, что Арса отважный человек и прекрасный стрелок – пример всем пилотам, а как человек – не меньший пример по своим необычным качествам – скромный, открытый, сердечный, общительный. Он очень быстро завоевал искренние симпатии и огромное уважение советских авиаторов. Самой большой заботой Арсо – были пилоты, он их берег и лелеял ежедневно, так как понимал их ценность и их особую роль в войне. С каждым из нас, 138-ми пилотов, познакомился и всегда был сердечным и предупредительным в беседах. Конечно, для тех задач, которые стояли перед нами, мы были слишком молоды и неопытны (от 20 до 24 лет), без особого военного и жизненного опыта, но полны энтузиазма и воли в борьбе с врагом. Арса Болевич все это очень хорошо понимал.

Русский командир Василий Яковлевич Кудряшов на нас произвел глубокое впечатление как очень способный командир, строгий и справедливый начальник, храбрый пилот-истребитель, опытный боец и авиатор-специалист, при этом необыкновенный друг и товарищ. В его дивизии царствовал безупречный порядок, дисциплина, дружеские взаимоотношения, высокий боевой дух и сознательность. Кудряшов особое внимание уделял командному, летному и техническому составу, но и предъявлял им высокие требования. Он требовал от техников исправность самолета, от пилотов высокую степень боеготовности, а от командования – человеческого и воинского отношения к подчиненным. Своим личным примером и авторитетом он обязывал и других не отступать от этих правил, никому не прощал поверхностного и безответственного отношения к делу. Кудряшов был исключительно образованный человек, и что замечательно, прекрасно пел арии из опер. Мы были просто счастливы, что под командой таких людей приобретали новые знания, умения и закалялись для предстоящих тяжелых боев. Обучение для нас представляло большую проблему, потому что от его качества зависела динамика наполнения кадрами наших частей, за что отвечали помощник командира нашей 11-ой истребительной авиадивизии – Коста Лекич и советский подполковник Арилов. Косту Лекича Апрельская война застала в звании капитана 1 класса в должности командира 101-ой эскадрильи 31-ой авиагруппы 2-го истребительного полка, а после войны с 1949 г. он уже становится командиром Aвиационного опытного центра наших новых ВВС. Учебный курс пилотов-истребителей продолжался от 8 до 80 дней, это зависело от того, насколько большим был перерыв в полетах, от прежнего налета в часах и т. д. Группы состояли из разного количества пилотов: от 25 до 90 человек, на теоретическую подготовку потрачено 1037 часов, на обучение полетам 2037 часов, а практически налет каждого пилота составлял в среднем 15–20 часов. Я сам прямо на фронте выполнил 17 боевых заданий и 6 с русскими в 168-ом гвардейском полку, значит в сумме – 23, что для нас, молодых, только что обученных пилотов таких мощных самолетов, как ЯК, было большим достижением.

Наши истребительные полки до половины марта 1945 г. базировались на аэродромах «Нови Сад», «Велики Радинцы» и «Рума», когда в связи с изменением ситуации на фронте мы перебазировались на «Сомбор», «Надаль» и «Бачки Брестовац». Позже мой 112-ый полк перебазирован на аэродром «Кленак», а затем на «Магьярмечке», где нас и застал конец войны. Это венгерский аэродром южнее Печуя, под селом, с длинной поляной в качестве взлетной полосы, в которой самолеты выруливали через мощные мостики из бревен прямо в фруктовые сады села Магьярмечке, маскировка была отличная. Русские уже были в Печуе, это была освобожденная территория – наш тыл. Был пробит Сремский фронт, немцы отступали через Славонию к Загребу, а так как в Славонии не было подходящих территорий для военных аэродром из-за превратившейся в кашу земли, мы летали с венгерского аэродрома «Магьярмечке» и гнали немцев через неприятельскую территорию…».

Соратники по борьбе за свободу снова вместе

Георгия Нинчича и ветеранов-пилотов не забывают их соратники в России, с которыми они плечом к плечу 60 лет назад как львы боролись за свободу против фашистских завоевателей и как пилоты участвовали в освобождении нашего Отечества. Русские ветераны-пилоты десятилетиями ежегодно собираются 9 мая в день Победы над фашизмом и отмечают свой вклад в победу над врагом, который тогда грозился покорить весь мир. Эти ветераны, оставшиеся в живых бойцы советской 236-й Львовской истребительной авиадивизии, которая прошла славный боевой путь, а ее пилоты достигли многих выдающихся побед в воздухе, пережили много потерь и гибель товарищей, без чего не бывает ни одной войны. От горных склонов Кавказа до берегов Дуная на былых полях сражений осталось много памятников, под которыми лежат герои воздушных битв.

Один из таких памятников, у которого каждый год собираются ветераны этой дивизии, чтобы отдать дань памяти незабываемым погибшим товарищам, находится вблизи г. Сочи недалеко от поселка Лазаревская, на берегу Черного моря, где постоянно проходят аэромитинги и посещаются могилы погибших пилотов. Содружество началось, когда в 1985 г. русские ветераны 236-й истребительной авиадивизии первый раз после окончания 2-й мировой войны прилетели в Югославию, в нашу столицу – Белград. В гости к югославским ветеранам приехали 80 русских ветеранов 236 авиадивизии, а среди них и генерал-полковник Мадьяев, тогда заместитель командующего ВВС СССР, полковник Тормахов – Герой России и полковник Кудряшов, во время войны командир 236 авиадивизии, а также техники и механики из военных дней, среди которых было много храбрых русских женщин-авиаторов, ветеранов. Делегацию русских ветеранов войны тогда принимали в Союзе ветеранов – борцов Югославии, в Командовании ВВС и ПВО Югославии в Земуне и в музее ВВС в Сурчине.

Русские и югославские ветераны посетили Руму – откуда во время войны летали на Сремский фронт, где положили цветы к памятнику двум нашим пилотам, погибшим на По-2 во время войны, потом возложили венки к памятнику погибшим в авиакатастрофе советским пилотам на Авале. В рамках этого многодневного визита посетили и кладбище Освободителей Белграда в 1944 г., на котором похороненa тысяча русских бойцов Красной Армии, погибших при освобождении Белграда. Командир 236 авиадивизии Кудряшов в Руме нашел дом, в котором он жил во время военных операций, а хозяева дома его радостно встретили, и они вместе вспоминали, дни войны. Большое количество русских ветеранов тогда гостило у наших ветеранов. Из этого 15-дневного визита братья по оружию увезли на свою Родину прекрасные и теплые воспоминания. Наши ветераны русским коллегам-соратникам по борьбе нанесли ответный визит в 1989 г. Тогда они посетили г. Львов, где разыгралась последняя на территории СССР битва в воздухе во 2-й мировой войне при обороне Советского Союза от фашистских захватчиков. На эти торжества и встречи во Львов отправились четыре наших ветерана и они вместе с русскими ветеранами положили цветы и венки на могилы семи пилотов Украины из 236 истребительной авиадивизии.

С тех пор наши ветераны войны ежегодно приглашались и ездили в гости к русским ветеранам-соратникам, а представляли их пилоты, которые под руководством русских пилотов участвовали в прорыве Сремского фронта и в окончательном освобождении нашей Родины от фашистов. Это были: Драгомир Лазаревич, пилот 112-го истребительного авиаполка, Георгий Нинчич, пилот 112-го истребительного авиаполка и Милосав Илич, пилот 113-го истребительного авиаполка, которые воевали в составе нашей 11-й истребительной дивизии. Эти полки базировались на аэродромах «Велики Радинци» вблизи Сремской Митровицы, на старом Земунском аэродроме, на аэродроме «Кленак» вблизи Шабца и на аэродроме «Магьярмечке» вблизи Печуя в Венгрии. Встречи ветеранов авиации проходят каждый год в Сочи в районе Лазаревской у подножия Кавказских гор, где формировалась 236 истребительная авиадивизия. Там и сейчас есть военные аэродромы, на которых базировались эскадрильи этой дивизии. На центральной городской площади установлена мемориальная доска, как раз на том месте, где в городе работал военный штаб этой дивизии, и тут же вблизи работала и школа военных пилотов. В тех завершающих операциях немцы заняли Краснодар и Ростов и жестокими атаками двинулись на Сталинград, как последний советский опорный пункт, откуда они намеревались пробиться через Лазаревскую, Сочи – к Черному морю. Русская 236 авиадивизия их непрерывно атаковала с воздуха, так что прорыв немцев был провален, при этом погибла целая русская эскадрилья на самолетах И-16, чьи пилоты похоронены на огромном кладбище в Лазаревской. При великих русских жертвах, тут и немцам досталось, они были побиты, потерпели поражение и не смогли пробиться к Черному морю. Ветераны и сейчас очень четко вспоминают те немецкие бомбардировки Хенкелями, но и вспоминают военные истории, когда их фрицы по ошибке угостили обедом в 100 кг рыбы, бомбардируя море вместо военных аэродромов в отрогах Кавказа.

Наших югославских ветеранов в России традиционно сердечно и по-братски принимают русские хозяева – их военные соратники и жители г. Сочи, где наши ветераны гостят в лучших отелях на берегу Черного моря. Оттуда они вместе идут вначале на Первомайский парад, а затем в Лазаревской участвуют в празднике Победы над фашизмом. Торжество всегда начинается подъемом знамени дивизии, продолжается торжественным маршем по улице Дмитрия Каралаша (погибшего пилота 236-й авиадивизии), а после того, как отдана честь погибшим пилотам, кладутся цветы и венки. В день Победы ветеранов принимает мэр г. Сочи. Жители этого города глубоко уважают храбрость и отвагу этих людей и их готовность жертвовать жизни за свободу братских народов, и всего человечества, всегда это отмечают при встрече ветеранов и отдают им высокие почести.

Наши пилоты-ветераны Георгий Нинчич, Драгомир Лазаревич и Милосав Илич в день Победы над фашизмом 9 мая 2000 года в Сочи были награждены русским «Орденом Отечественной войны 1941–45 гг.» и по этому случаю их имена были вписаны в Аллее выдающихся людей. Они получили дипломы и почетные звания «Садоводы дружбы» за прививку новой лимонной ветви на «Дерево дружбы», символа развития дружбы и любви между двумя братскими народами – русским и сербским, как и почетное место рядом с лимоном Гагарина в одноименной аллее. Через два года их лимоны расцвели и уже дают плоды. Рядом со стволами этих лимонов находятся стволы лимонов с именами славных русских пилотов-ветеранов Кудряшова, Тормахова, Мадьяева. При своем последнем посещении России наш пилот-ветеран, академический художник Лазаревич, подарил свою картину местному музею.

В последнем военном обращении командира 236-й истребительной Львовской авиадивизии полковника В.Я. Кудряшова были следующие слова: «Советским и югославским пилотам, которые с крайним упорством помогают действиям наших дивизий, шлем наш дружеский и братский привет и выражаем сердечную благодарность наших бойцов и офицеров. Наши бойцы с восхищением следят за каждым полетом ваших самолетов и шлют горячие пожелания, чтобы после успешного выполнения задания все благополучно вернулись на свои базы… Вы останетесь в памяти борцов навечно как герои. Когда вернутся в свои дома борцы НОАЮ они своим матерям и отцам, своим детям будут рассказывать о великих начинаниях и делах русских пилотов, о людях, презиравших смерть и препятствовавших врагам-захватчикам, мстивших им за все их преступления и злодеяния, и прокладывавших путь к полному освобождению наших двух прекрасных стран». Это высечено и на памятнике в Сочи, около которого русских и югославских пилотов регулярно собирал председатель Совета ветеранов этой дивизии полковник Д.Д. Тормахов.

Наш пилот Лазаревич из-за болезни в 2002 году не смог поехать с Нинчичем и Иличем в Россию. В день Победы его посетили в его квартире в Белграде ученики Средней школы при посольстве России в СЦГ (Сербия – Черногория) со своими преподавателями истории и музыки. В конце этого приятного визита русский детский хор для ветерана Лазаревича исполнил «Гимн пилотов» – «Потому что мы пилоты». Детей к Лазаревичу привели преподаватели Ольга Геннадиевна Трушина, Ольга Николаевна Истомина и Александр Сергеевич Истомин.

Потому, потому что мы пилоты,

Небо наш, небо наш родимый дом,

Первым делом, первым делом – самолеты,

Ну а девушки? – А девушки – потом!

Эта песня за время борьбы с фашизмом в течение Второй мировой войны сделалась неофициальным гимном пилотов, появилась в смешанной русско-французской эскадрильи «Нормандия-Неман» после советского фильма «Небесный «тихоход»«, а пели ее пилоты на всех освободительных фронтах, так как она выражала их безграничную любовь и преданность полетам и своей профессии.

После возвращения Нинчича и Илича из России ветераны посетили Русскую школу, чтобы поблагодарить ее за внимание, которое этот прекрасный коллектив уделил их другу – пилоту Лазаревичу. Так началось замечательное сотрудничество между этой авторитетной в нашей стране школой и нашими ветеранами, которое продолжается до сих пор. Вскоре к этому содружеству присоединилась и профессор Радмила Тонкович из ВВС Сербии и Черногории, которая от имени ветеранов поддерживает постоянную связь со школой через ее директора Вячеслава Михайловича Архипова и секретаря Марию Ивановну Ивкову. Директор Архипов в этой престижной русской школе создал творческий микроклимат и обеспечил школе высокий рейтинг современного и высокопрофессионального учебного центра. Это содружество обогащалось и ширилось, так что оно продолжилось и с новым директором Александром Петровичем Портнихиным и с целым коллективом. Руководство школы много внимания уделяет этому содружеству и нашими ветеранами, а профессора Радмилу Тонкович всегда приглашает на все свои торжества, праздники, юбилеи Ветераны постоянно выступают в школе, проводя уроки истории и рассказывают об общей борьбе русских и сербских пилотов с немецким фашизмом.

Это содружество распространилось и на другие российские организации – на Русский дом и на посольство России в Белграде. Директор Русского дома Глеб Борисович Вышинский всегда приглашает ветеранов народноосвободительной борьбы Югославии принять участие в культурных и научных событиях и праздновании юбилеев, которые в Белграде организует это культурное учреждение с долгой 70-летней традицией. Наши ветераны обязательно посещают все мероприятия, связанные с авиационными событиями, одно из них особенно нам всем дорого – это встреча с первым космонавтом мира, который вышел в открытый космос – с Алексеем Архиповичем Леоновым, когда он посетил Русский дом в Белграде. Очень интересную и увлекательную беседу о пилотаже и космосе с космонавтом Леоновым провел Георгий Нинчич. Он заострил внимание на подвиге Юрия Гагарина, первого человека в мире, который полетел в космос и которому был посвящен 2004 г., провозглашенный годом Гагарина в честь 70-летия со дня рождения первого космонавта мира.

Гостями Русского дома бывают известные русские ученые, писатели, артисты. 20 апреля 2007 года в Русском Доме с большим успехом прошла презентация книги «От сохи до сверхзвуковых и космических полетов» Миличевича Предрага – серба, проработавшего более полувека в авиационной и космической промышленности Советского Союза и России. К сожалению, автор несколько недель не дожил до презентации своей книги на родине. С большим энтузазмом и блистательно провела презентацию провела Радмила Тонкович – автор книги, фрагменты которой мы и представили вниманию читателей сайта. Книга Р. Тонкович переведена на русский язык и при условии преодоления финансовых трудностей будет издана в России. 

Перевод с сербского, предисловие и послесловие Юлии и Екатерины Миличевич


[1] Фрагменты книги «Жизнь – высокий полет. К 65-летию воздухоплавания Югославии» проф. Радмилы Тонкович. («Живот стваран летењем. (65 година ваздухопловства) – Београд, 2005 г.)

Категория: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ | Добавил: Редактор (11.08.2008) | Автор: Радмила Тонкович
Просмотров: 1490
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [50]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [64]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [35]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [59]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [17]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [9]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [1]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [0]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [0]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Интернет-магазин

Прайслист


Номера журналов "МиС", труды классиков МЛ, философия, история.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz