Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 451
Объявления
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Наш видеолекторий

 




 


Темы

Социальная философия

Революция и контрреволюция

Наша история

Вопросы экономики социализма.

Оппортунизм

Религия

Есть обновления

Главная » Статьи » Рубрики » ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

Памяти Людо Мартенса (1946-2011)

Памяти Людо Мартенса (1946-2011) [1] 


Утром  в воскресенье 5 июня 2011 г. после продолжительной болезни скончался наш товарищ Людо Мартенс. Людо был одним из создателей Партии Труда Бельгии, председателем которой он также был долгие годы. Он был известен как целеустремленный и очень строгий человек. "Никакой посредственности. Человек должен стремиться к совершенству, учиться и работать серьезно и целеустремленно", – таким было его взгляд на жизнь. Часто он бывал упрям, но никогда не стеснялся признавать собственные ошибки. И всегда сохранял готовность учиться на основе опыта со всего мира. Людо Мартенс прожил 65 лет. У него остались 2 детей: Амада и Жокоба.

Людо Мартенс, старший сын столяра, вырос в маленькой деревне Вингене в Западной Фландрии. В школе он очень любил языки и стал главным редактором издания по Стандартному Нидерландскому Языку. Эта любовь к языку осталась у него на всю жизнь и нашла выражение в стиле, который он постепенно выработал. В созданных им набросках обязательств, людей и условий их жизни, в сопротивлении, даже самом небольшом, в поражениях, стойкости и в победах.

Позднее этот его талант найдет отражение в книге "Або, женщина из Конго" – о сопротивлении безжалостной диктатуре Мобуту. Людо умеет увлечь за собой читателя в своей симпатии к женщине из народа, которая выходит на передний план политической сцены благодаря борьбе Пьера Мулеле против диктатуры. Позднее на основе этой книги был поставлен театральный спектакль. Быть писателем – значит не оставаться равнодушным. В 1994 году он вместе с чернокожим американским поэтом Амири Барака (Лероем Джонсом) организовал серию лекций об "искусстве в мире, который правеет". Эти лекции были переработаны в "Манифест за интернационалистическую поэзию", с мечтой "соединить неравнодушных поэтов со всего мира в течение в противоположном направлении".

Людо как создатель Студенческого Профсоюзного Движения (СПД)

В 1965 году молодой студент Людо Мартенс переезжает в город Левен для изучения медицины. В этом он видит свой общественный долг. Он талантлив, и однокурсники и профессора видят в нем прекрасного будущего доктора. Но жизнь складывается иначе – не такой Людо человек, чтобы стремиться к спокойной университетской карьере. Он становится активистом крупнейшей студенческой организации того времени, Католического Фламандского Союза Студентов Высшей Школы. В то время этот союз был мотором движения за "Фламандский Левен". Вместе с такими активистами, как Вальтер Де Бок и Пол Госсенс (оба они стали позднее журналистами газеты "Де Морген") и Гервиг Леруж он немедленно повернул студенческое движение в другое русло. Выступая против консервативных и реакционных идей, Людо знает, как задать студенческому движению прогрессивное, открытое и интернационалистическое направление. Растущее прогрессивное течение перерастает в Студенческое Профсоюзное Движение (СПД). На смену полному ненависти "долой Валлонию!" приходит "долой буржуазию!" Под прицел попадают не только франкоязычное католическое государство, но и фламандская буржуазия и элитарный характер фламандского университета, в котором почти невозможно найти детей рабочих.

Это не нравится руководству университета, академическим кругам и правым националистам. Используются все возможные приемы для того, чтобы собравшаяся вокруг Людо группа прекратила свое существование внутри студенческого движения и в руководимой им газете членов этого движения "Наша жизнь". В конце концов эта цель достигнута, после выхода в свет номера "Нашей жизни", разоблачающего педофилию в церкви. В то время эта тема была таким табу, что руководству университета удается использовать статьи из "Нашей жизни" в качестве предлога для исключения Людо из университета.

Против всего, что нас разделяет: нет национализму, нет расизму!

Борьба с националистической ограниченностью в нашей стране проходит красной нитью через всю жизнь и работу Людо Мартенса. Он многократно повторял, что за сепаратизмом скрывается опасная антиобщественная и антипрофсоюзная программа действий. И в то время, как политические партии в Бельгии одна за другой раскалываются по языковому признаку, ПТБ под его руководством остается единственной единой национальной партией, члены которой изо всех регионов работают вместе на благо нашего общего освобождения. Не только национализм возмущал молодого Людо Мартенса, но и разделяющий людей расизм. Находясь в университете, он наладил сотрудничество студенческого движения с движением за освобождение чернокожего населения Соединенных Штатов. И позднее, после первого черного воскресенья – победы на выборах Фламандского Блока в 1991 году – он становится одним из инициаторов движения за равные права. Акцией под названием "Цель 479.917" он пытается собрать 479.917 подписей за право мигрантов, проживших в Бельгии по меньшей мере 5 лет, на бельгийское гражданство. Это такое же число, как число голосов. отданных на выборах крайне правым. В то время, как пессимисты говорят, что это невозможная задача, тысячи активистов со всех концов страны, всех возрастов выходят на улицы. Они собирают более миллиона подписей. Вместе с 10 девушками-мигрантками Людо пишет книгу "Десять цветных девушек" – как оружие в борьбе с расизмом.

Рабочие и студенты – единый фронт

Встречи периода студенческого движения мая 1968 года решающим образом повлияли на идеи и действия Людо.

В Берлине он повстречался с немецкими студентами-марксистами, которые познакомили его с произведениями Маркса и Ленина. После этого Людо вдохновляет студенческое движение в нашей стране, и ему удается расширить мировоззрение учащейся молодежи контактами с миром рабочего класса: "Рабочие и студенты – единый фронт!

Людо доказал, что подлинная свобода интеллектуалов состоит в том, чтобы понять, как устроено общество, откуда берется несправедливость, каковы законы истории и перемен и как стремиться к их реализации на практике. Когда рабочие фабрики ABR в Левене начали забастовку, молодые студенты СПД заявили о своей солидарности с ними. Это было огромным событием в жизни правого и консервативного университета. Ибо менее чем за 10 лет до этого, в 1960 году, члены студенческого движения еще задействовались как боевики против пикетов стачечников 1960-61 годов. СПД удалось повернуть течение вспять, и за этим последовали многочисленные движения солидарности, в том числе с рабочими завода "Форд" в Генке.

После исключения из университета в Левене Людо Мартенс переходит в государственный университет Гента (ГУГ), где продолжает участие в студенческом движении. Он становится одним из руководителей борьбы против цензуры в университетах. Гентское Студенческое Движение (ГСД), в котором среди прочих принимали участие Ренаат Виллокс и Боб Рук, быстро вписывается в мировое движение за демократизацию университетов и развивает активную солидарность с рабочим населением.

Создание партии рабочих

Людо осознает, что в особенности в конце обучения студентам предстоит сделать выбор, который во многом определит их жизнь. Какой выбор делаем мы в жизни? Как мы сохраняем свое участие в происходящем в обществе? В дебатах левых студентов на эти темы влияние Людо Мартенса было решающим. Вместе они изучали, среди прочего, работу Ленина "Что делать?" И многие молодые люди решили пойти работать на завод. Но когда они оказались на заводе, возник новый вопрос – "что мы будем там делать?"

В январе 1970 года 25.000 шахтеров начали продлившуюся 6 недель неофициальную забастовку. С целью противодействия националистическому влиянию Народного Союза на шахтах была создана организация Власть Шахтеров, стачечный комитет шахтерской молодежи, небезразличных к происходящему в обществе студентов и членов Студенческого Профсоюза.

На фоне трудной и долгой забастовки разгорается другой спор. Нужно ли повсюду создавать новые стачечные комитеты для того, чтобы перейти к боевым профсоюзам? Или же нужно стремиться к слиянию рабочего и студенческого движения в единую рабочую партию? После многочисленных дискуссий и под решающим влиянием Людо Мартенса принимается решение о создании новой партии. Партии рабочего класса, а не профсоюза. Со своей общенациональной газетой, нынешней "Солидер", а не с бюллетенем, который всего лишь координирует действия во время забастовок.

"Вся Власть Рабочим" (AMADA) становится фактом и после 10 лет подготовительной работы в 1979 году наконец превращается в полнокровную партию трудящихся, Партию Труда Бельгии. Партию на службе народа – такова ее цель.

Из этой концепции в 1971 году создается и Здравоохранение для народа, с Крисом Мерксом, который организует в рабочих кварталах Хобокена медицинскую практику, где бесплатно оказывают первичную медицинскую помощь. На сегодня Здравоохранение для Народа насчитывает 11 медицинских центров, в которых 60 медицинских работников обслуживают более 25.000 пациентов. ПТБ на сегодняшний день насчитывает более 4500 членов, активна в 30 городах и на 120 предприятиях и фирмах, как во Фландрии, так и в Брюсселе и Валлонии. В своей книге "Партия революции" Людо Мартенс оставил нам наследие 30 лет своего опыта борьбы за создание коммунистической рабочей партии.

Людо – целенаправленный и очень строгий в работе

В молодой партии Людо требует целеустремленности, конкретного изучения фактов. Он ведет борьбу против пустых догматических речей, которые иногда раздаются. Необходимо подходить к вещам непредвзято, и надо учиться везде, где можно извлечь уроки. Так в 1988 году он писал в книге "Десять лет революции в Конго. Борьба Патриса Лумумбы и Пьера Мулеле", посвященной жизни конголезского революционера Пьера Мулеле. Он проконсультировался с целым рядом экспертов, в том числе и тех, чье мнение он абсолютно не разделял. В том же стиле написана и его позднейшая работа о Кабиле. Он выслушал не менее 1500 свидетелей событий и все аккуратно за ними записал, характерным для него мелким почерком. Людо был целеустремленным и очень строгим. Никакой посредственности, каждый человек должен стремиться превзойти самого себя. Необходимо держать стандарты на высоком уровне, работать и учиться целеустремленно и серьезно. Таким было его видение кадровой политики.

Людо был суров, часто упрям, но не боялся признавать собственные ошибки. Когда забастовка шахтеров в 1971 году не была признана профсоюзами, это привело к курсу молодой формирующейся партии на столкновение с профсоюзами. Но забастовка кораблестроителей Бул Темсе доказала, что бывает и по-другому. Боевая и демократическая профсоюзная делегация, выступающая единым фронтом при поддержке всех рабочих. Этот опыт убедил Людо в необходимости дискуссии. Никакого антисиндикализма, но борьба за усиление прогрессивных сил внутри профсоюза и постоянная защита профсоюзов от нападок правых и государства. Учиться на практическом опыте и исправлять свои ошибки.

Бархатная контрреволюция

С 60-х годов молодые создатели ПТБ наблюдают за тем, как в Советском Союзе шаг за шагом ослабевают марксистские принципы, как отдаляется руководство страны от народа, как оно начинает пользоваться все большим числом привилегий, как пустыми словами становится постепенно "международная солидарность", превращаясь в политику примирения с империализмом. Ревизионизм Коммунистической партии Советского Союза подвергается суровой критике, что приводит к серьезным конфликтам с Коммунистической партией Бельгии. Под влиянием Китая делаются даже заявления о том, что СССР безвозвратно идет по неверному пути и ведет себя как империалистическая держава. Когда в середине 80-х годов в Москве начинаются политические дискуссии, Людо без колебаний заново критически изучает позиции партии. Критика "склероза системы" и размывания принципов остаются, но действительность более сложна, чем такой упрощенный анализ. Если капитализм действительно проникнет в Советский Союз, это будет катастрофой не только для миллионов людей в Восточной Европе, но и для рабочего движения в нашей стране. Это становится исходной позицией его книги "Бархатная контрреволюция", подробно анализирующей "бархатное" проникновение капитализма в Восточную Европу. В других книгах и статьях Людо пламенно защищает несомненные, согласно ему, достижения различных социалистических стран, но в то же время ищет и причины разложения социализма. Его анализ вдохновил коммунистов всего мира на подведение итогов первого опыта строительства социализма в новейшей истории. Эта ориентация легла в основу и ежегодного Международного Коммунистического семинара, который вносит свой вклад в обмен опытом и укрепление международного коммунистического движения в период глобализации.

Конго – вернуть историю ее творцам

За иногда весьма суровой внешностью Людо скрывался человек, всегда готовый к изучению революционного опыта со всего мира. Из дискуссий с латиноамериканскими студентами в Левене Людо и его поколение в левом движении узнали о борьбе Че Гевары и опыте Мао Цзе-дуна в борьбе с колониализмом и империализмом. Эта безусловная международная солидарность, выразившаяся и в солидарности с вьетнамским народом, отличала Людо. Студенческий лидер 60-х годов, который с его деловыми и интеллектуальными качествами вполне мог бы построить себе буржуазную карьеру – многие из "бунтарей" его поколения так и сделали – сознательно выбирает весьма умеренную в материальном отношении жизнь. Его не соблазняют высокие зарплаты и внешний блеск. Таким он остался и в Конго, где он начиная с 1999 года провел последнее активное десятилетие своей жизни.

Уже в 1968 году молодой Людо был убежден, что наш долг как революционеров и антиколониалистов – поддерживать освобождение конголезского народа. Бельгийский колониализм был крайне жестоким, он не давал конголезцам ни малейшего шанса учиться. Это стало одной из причин катастрофической ситуации в этой богатой африканской стране. Отсутствие образованных кадров позволило Мобуту в период его правления создать прослойку коррумпированных политиков, которые были всегда готовы заложить богатства своей страны западным корпорациям. Людо активно помогал процессу освобождения. Он собрал вокруг себя конголезцев, стремящихся к тому, чтобы вытянуть свою страну из трясины и возродить славное революционное прошлое Конго. Вернуть историю ее творцам. Такой была цель его книг о Пьере Мулеле, Або и о Лоране-Дезире Кабиле, капитальность которых признают эксперты, а эффективность признают противники. К сожалению, болезнь не позволила ему закончить свою работу.

Сегодня нам, к великому сожалению, приходится вернуть историю самому Людо. Но его книги, организации, которые он помогал создавать и тысячи боевых активистов, которых он вдохновил во всем мире, представляют собой солидный фундамент для продолжения борьбы за освобождение.



[1] http://www.pvda.be/nieuws/artikel/ter-nagedachtenis-van-ludo-martens-1946-2011.html, (перевод с нидерландского с небольшими сокращениями)

Категория: ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ | Добавил: Редактор (30.04.2012)
Просмотров: 940
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [50]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [64]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [35]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [59]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [17]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [9]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [1]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [0]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [0]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Интернет-магазин

Прайслист


Номера журналов "МиС", труды классиков МЛ, философия, история.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz