Представитель Рабочей Партии Бельгии (PTB)
Фундаментальные
права под огнем в эпоху кризиса
Идеологи
системы капитализма пытаются представить государство, законы и юстицию как
нечто нейтральное и представляющее коллективные интересы. Но невозможно иметь
настоящего равенства, равноправного подхода, если общество базируется на
частной собственности на средства производства, которая, по сущности своей,
ограничена узкой группой людей.
Также,
все социальные и демократические права приобретены при капитализме по двум
аспектам: это результат борьбы трудящихся и уступки правящего класса,
стремящегося избежать наихудшего исхода. Демократические права, приобретенные
рабочим классом при капитализме никогда не были дарованы просто так, без
борьбы. Право на организацию, право на забастовку, право голосования, оплачиваемого
отпуска, восьмичасового рабочего дня и сорокадневной недели, социальная
защита..., все это было обретено в течение длительного периода времени и в тяжелом
конфликте масс. "Наиболее радикальные, социальные и политические перемены
были произведены под общественным давлением, выраженным силой, а не следствием
выборов или парламента", пишет историк Джита Денекере.
"Установление общественного порядка никогда не могло быть произведено
исключительно грохотом орудия, так же как и уступки были сделаны для того,
чтобы, в конце концов, преодолеть насущные проблемы и установить мир".
Также
в Бельгии, 28 ноября 1944 был подписан Социальный Пакт. Он установил Систему
социального обеспечения. Со слов Роберта Вандепута, в прошлом члена
Национального Банка Бельгии: "В 1944 году руководители предприятий
опасались тогдашних революционеров. Коммунизм пользовался невероятным успехом.
Они опасались установления справедливости, экспроприации и национализации".
При капитализме ни одно из достижений не было ни "надежным", ни
"дефинитивным". Они оставались всегда под давлением капитала.
Но
буржуазия, как и повсюду в Европе, сделала все для того, чтобы в очередной раз
ограничить права, сделала все для того чтобы ущемить трудящихся и усилить
государственный аппарат, в том числе, свою репрессивную сущность. В силу
экономических (выгодных), а также политических причин.
Прежде
всего, начиная с 80-х годов, как следствие кризиса, начавшегося в 1973 году,
была запущена наступательная машина против социальных и демократических прав в
Бельгии, через планы жесткой экономии. Правительство обнародовало особые
полномочия оставив в не игры парламент: право на работу и пособие по
безработице, права, касающиеся здравоохранения, заработной платы, подверглись
мощной атаке. Параллельно, под маркой безопасности, так или иначе связанной
демагогически с иммиграцией, была использована борьба против преступности как
оправдание мер по усилению репрессивного аппарата и наступлению на
демократические права.
После
распада стран социалистического блока в Восточной Европе в 1989 году для
буржуазии появилась новая возможность продолжать свою политику притеснения.
Национализм и расизм расцвел опять с появлением такой партии, как Влаамс Беланг
(переводится как "Фламандский интерес"), которая забрала до четверти
выборных голосов на севере страны. Но также и с серией крайне суровых мер по
отношению к работающим нелегалам (создание лагерей заключения, депортации со
смертельным исходом...).
В
2001 году теракт 11 сентября позволил задействовать целую серию антитеррористических
законов, долгие годы находившихся в запасе. Первой целью было взяться за
"внешних врагов" и его "сторонников" в Бельгии, другими
словами, гарантировать защиту империализма. На сегодняшний день также запрещены
или с трудом допускаются многие движения за освобождение стран Третьего Мира.
Второй целью было сформулировать законы, настолько расширенные в рамках их
применения, чтобы они могли служить отслеживанию вышеназванных организаций. В
этом контексте по ходу был быстро принят закон, приговаривающий за косвенно
содействие терроризму в Бельгии. Борьба против "внешних врагов"
путается, таким образом, с борьбой с "внутренними врагами", внешние
войны служат тому, чтобы атаковать демократические права внутри страны.
В
результате, с наступлением кризиса 2008 года, многообразие наступательных мер
было задействовано против рабочего класса, профсоюзов и коммунистических
партий. Это наступление подразумевается в изменениях законодательства, в
практических действиях государства и его идеологии.
Наступление
на социальные права, право на забастовку и профсоюзы
Экономические
и социальные права приобретаются ценой высокой борьбы, как право на социальное
обеспечение (право на пособие по безработице, неограниченное во времени, право
на досрочную пенсию...) и на более достойные условия труда (защита в случае
увольнения, статус в общественной сфере, ограничение количества временных
контрактов, свободное отговаривание заработной платы и автоматическая связь заработной
платы с индексацией цен...), которые были ущемлены нынешним правительством,
возглавляемым премьер-министром социалистом Ди Рупо. Существует еще одно
намерение упразднить Коллективные трудовые договора (ССТ), выходящие за рамки
предприятия. Под угрозой находятся основные права. Правовая помощь для самых
неимущих тоже под угрозой исчезновения. Также, в самый крайний момент удалось
остановить планы городской администрации Анверса по запрещению оказания медицинской
помощи беременным женщинам, просящим политического убежища и нелегалам с
серопозитивом.
Выявляются
все более и более мощные атаки на право бастовать и на коллективное мероприятие.
Как введение проекта закона по минимуму услуг в общественной сфере. Как
наказание – сильно обложенные штрафы для трудящихся забастовщиков, произносимые
трибуналами с целью снять пикеты забастовки (как на Форде). Как проекты,
предусматривающие сделать нелегальными попытки блокады индустриальных зон и
портов в случае забастовки. Как отягощение полицейских репрессий во время
манифестаций рабочих (как было видно, против металлургов Арселон-Митал в
Страсбурге и в Намюре).
Параллельно
нарастает широкий натиск против самих профсоюзов. На севере страны, более агрессивная
часть буржуазии, политически представленная правыми националистами Н-ФА (Новый
Фламандский Альянс), предусматривает распад, а затем и упразднение профсоюзов с
целью создания Фландрии "корпоратистов". В своем проекте националисты
планируют регионализацию социальной защиты, права на работу и коллективный
трудовой договор именно для того, чтобы ослабить ударную силу профсоюза. Еще
ими была раздута кампания против забастовок, а также против финансов
профсоюзного движения с целью подготовить почву для становления профсоюзов как
юридического лица, что позволит подвергать их нападкам юстиции.
Вовлечена
также демократическая законность организаций рабочего класса. Все больше и
больше используется формальная бюрократия (результат выборов) против
демократии, созидаемой действиями профсоюзов и ассоциативных организаций:
мероприятия профсоюзов притесняются от имени парламентских выборов. Победить на
выборах означает навязать одну единственную демократическую законность.
Следовательно, единственное реальное противостояние при капитализме, которое
может создать рынок труда – это создание баланса сил благодаря борьбе,
организованности профсоюзов и других массовых организаций.
Это
то, что также объясняет распространение антикоммунистических идей во время
кризиса. Финансовая элита знает, что коммунистические партии могут значительно
возрасти в период кризиса, как было видно в 30е годы. В нашей стране атаки
такого рода начинают проявляться. Как это можно было видеть во время последних
местных выборов 2012 года, где РПБ имела значительный успех в крупных городах,
как Анверс, Льеж и Брюссель. Власти опасаются появления мощной марксистской
партии. Также Н-ФА, победившая на местных выборах в Анверсе, поставила под
сомнение демократический характер РПБ, видя её коммунистическую сущность. Она
хотела установить, в сотрудничестве с другими правыми партиями, санитарный
заслон – запрет сотрудничать с примкнувшими к РПБ партиями. Эта попытка
провалилась с созданием коалиции с участием РПБ в управлении анверским округом
Боргерхоут. Правящие на юге страны социал-демократы тоже пытались криминализировать
РПБ, обрисовав её как "антидемократическую".
Есть
еще более широкое волеизъявление со стороны государства
"дисциплинировать" население во время кризиса. Трудящиеся
дисциплинируются через меры, направленные на активацию безработных и других социальных
бенефициариев, обязывая акцептовать низкооплачиваемую работу, как стажировка,
оплачиваемая за полтора евро в час. В случае отказа – наказание в виде снятия с
социального пособия. Цель – давление на заработную плату и принуждение
трудящихся соглашаться на какую угодно работу. В проекте – законы, содействующие
увольнению, сокращающие сроки предварительного предупреждения. Для
дисциплинирования населения применяются такие доводы, как якобы антисоциальное
поведение, "невежливость", в отношении молодежи, в частности,
наложение административных взысканий, вплоть до запрета появляться в общественных
местах. Другие мелкие преступления наказываются более сурово и тюрьмы
переполнены, несмотря на строительство новых – феномен, набирающий размах во
время кризиса. Насилие полицейских в отношении населения стало банальным. Эти
проекты сопровождаются оскорбительной идеологией, которая ставит точку над
жертвами кризиса, обвиняет их в недостаточной ответственности за свою ситуацию,
поощряет индивидуализм и замкнутость в себе.
Европейский
союз, ледокол против демократических прав
В
Европе буржуазия добровольно отвела часть своих полномочий Европейскому союзу,
который направляет ледокол против демократических прав. Здесь шесть элементов.
Право
на забастовку. Европейский союз хочет навязать четыре "основных
права" (право на предпринимательство, обращение капитала, товары и частные
лица) как преобладающие над социальными правами. Также, он недавно пытался
путем распоряжения Монти II подчинить право на забастовку свободе
предпринимательства. Это – следствие ареста компаний Лавал и Викинг, провозглашенного
Европейским Судом в 2007 году.
Право
на организацию. Европейский союз разработал европейское уголовное право в
отношении политики репрессий посредством рамочного решения. Оно определяет
"террористические намерения" как желание навязать другую модель
общества. Рамочное решение от 2002 года говорит о борьбе против насилия в
урбанизме. Эти положения интерпретированы на национальном уровне и завтра они
могут быть использованы против профсоюзных движений и прогрессивных партий. Черные
списки организаций подготовлены, их финансовая деятельность может быть
заблокирована, финансовые операции контролироваться. В Европейском союзе есть
тенденция, которая может сделать нелегальными коммунизм и коммунистические партии.
Право
на общественную сферу обслуживания. Европейский союз позволил капиталу
действовать более и более беспрепятственно и вторгаться во все сферы общества.
Приватизация и дерегулирование обговаривались на закрытых административных совещаниях
и в отношении сфер, считающихся всегда сферами общественного пользования и
жизненно необходимыми: связь (почта, телекоммуникации), транспорт (железная
дорога, общественный транспорт), производство и подача энергии и воды, пенсии
(пенсионные накопления), а более всего, здравоохранение (личные страховки) и школы.
Рост
авторитарности над исполнительной властью и социальными правами. Европейский
союз ускорил процесс передачи законодательной власти исполнительной: власть
парламента, уже ограниченная, еще более ущемлена. Также Европейские бюджетные
процессы (TSCG) позволяют Европейской комиссии контролировать бюджеты
Государств – участников и социальную политику этих государств, что дает ей
полномочие решать ориентировочную политику государств.
Правительства и неизбранные технократы, руководимые персонажами, исходящими
непосредственно из крупных банков, поставлены во главе некоторых правительств
(если посмотреть Грецию и Италию). Да даже в более низких эшелонах, более близких
к народу, избранные депутаты имеют не более, чем минимум полномочий. Местная
автономия истощена европейскими и национальными узами. Местные администрации в
реальности тоже находятся под опекой.
Европейская
структура репрессивных сил. Меры по "контролю над иммиграцией" служат
тестированию законодательства, которое могло бы быть применено в отношении
населения в целом. Агенство Фронтекс – это вооруженная рука Европейского союза
в контроле за внешними границами. Оно обеспечено военным оснащением и проводит
морские, наземные и воздушные операции на Средиземноморье. Отряды европейской
полиции задействованы сегодня для того чтобы служить подавлению народных
восстаний на Юге Европы. Еврогендфор (Европейские Жандармские силы), европейские
жандармские силы готовы тронуться с места в Греции.
Обобщающий
контроль над населением. Европейский союз развил законодательные инструменты,
которые расширяют контроль и репрессию за пределами границы, чтобы в итоге
противостоять сегодняшнему сопротивлению со стороны населения. Обобщающий
контроль населения является основным элементом. Благодаря технической революции
и цифровой технологии, возможно взять каждого жителя на постоянный контроль.
Секретные службы и ознакомители получают исчерпывающую информацию для надзора
над населением, которые касаются предмета обсуждения (терроризм,
радикализм...), так и методов (методы расследования). Личная свобода – личная
жизнь и персональные данные – больше не респектуются. Следовательно, упомянутая
личная свобода очень важна в практике других прав и политических свобод:
свобода слова, организации, прессы, забастовки.
Ответные
стратегии и реакции
Кризис
капиталистической системы расширяется. Чем больше эта система показывает свой
антисоциальный характер, тем больше она показывает свой антидемократический
характер. Как марксисты, мы боремся против экономизма, который не видит за
социоэкономической борьбой реальную антикапиталистическую борьбу. Рабочий народ
должен поставить во главу все формы борьбы против эксплуатации и гнета капитализма.
Коммунисты ставят также в первый ранг завоевание и защиту демократических прав.
Работа
масс, внедрение на предприятиях и в кварталах, рост партийных рядов также
являются главными условиями для взятия борьбы в свои руки и противостояния
репрессиям властей по отношению к профсоюзным организациям и коммунистам. Со
времени нашего 8го Конгресса (2008) мы смогли укрепить ряды нашей партии,
насчитывая 6811 её членов. И открыть новые местные секции и предприятия.
Мобилизация масс необходима: когда лидер националистов Н-ФА Барт де Вевер,
сегодняшний мэр Анверса, разрешил манифестацию неонацистов 1го мая 2013 против
РПБ, широкая мобилизация жителей квартала, ассоциации, профсоюзы и РПБ
провалила их проект и вместо этого на площади прошел большой народный праздник.
Как
партия, мы – в прорыве за демократические права. Также, на основной оси
внимания партии эти последние годы была та же упомянутая защита демократических
и социальных прав трудящихся масс – в частности, в борьбе против плана жесткой
экономии. Но также для защиты прав профсоюзов и права на забастовку. В
частности, через акции синдикалистов, адвокатов и коммунистов на железной
дороге (SNCB), в широкой дистрибуции (магазинах Carrefour), в автомобильном
производстве (Форд), в национальном аэропорту Завентем...
Другая
ось движима нашим молодежным движением КОМАК, нашими местными секциями
кварталов и нашими адвокатами, против административных штрафов, предъявляемых
местной администрацией, и за равные права для работающих иностранцев-иммигрантов.
Ведущей
осью для следующего года будет также борьба против притеснения националистов
Н-ФА, которые хотят выиграть национальные выборы 2014 года, для того, чтобы
навязать разделение страны, как ледокол для разрушения серии демократических и
социальных прав.
В итоге, мы продвигаемся
в утверждении демократических прав в более широкой перспективе борьбы за
социализм, единственный путь, ведущий к подлинной демократии, полной и
целостной для трудящихся. В конце 2014 года мы проведем Конгресс, который включит
в наш проект по развитию общества социализм. Тема социалистической демократии
будет ведущей.
Gita Deneckere. Sire, het volk mort. Sociaal protest in Belgie
(1831-1918) (Джита Денекере. "Сир, народ ропчет. Социальный протест в Бельгии."). Anvers/Gand, Hadewijch/ Amsab, 1997, p.26.
Trends (Тенденции), 14
octobre 1993, p.172 (14 октября 1933, стр. 172.)
На европейском
уровне, полномочия европейского парламента еще более ограничены, чем у национального
парламента. Они не могут быть практически преложены законом: внушительные процедуры
с целью минимального участия весьма тяжелы.
|