Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 650
Объявления
[22.02.2019][Информация]
Вышел новый номер журнала за 2016-2017 гг. (0)
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Главная » Статьи » Рубрики » ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА

«В ожидании повышения цены» (кое-что об РПЦ и не только о ней)

Философские вопросы свободомыслия и атеизма

«В ожидании повышения цены»

(кое-что об РПЦ и не только о ней)

А.В. Легейда

Более полутора веков назад написаны слова: история повторяется дважды – первый раз как великая трагедия, второй раз – как жалкий фарс. Мудрость этих слов доказана не раз. Но порою фарс чреват новой трагедией. Похоже, именно так обстоит дело с хулиганской выходкой панк-группы «Pussi Riot» (в переводе с английского – «Мятеж кисок», плюс ернический парафраз слова «патриот») в помпезном новоделе, именуемом Храмом Христа Спасителя (далее – ХХС). Переключить общественное сознание с фарса на трагедию попытался не кто иной, как протоиерей В. Чаплин – глава синодального отдела Русской Православной Церкви (далее – РПЦ) по связям с общественностью.

Целью выступления В. Чаплина перед студентами факультета телевидения МГУ – «целью» во всех смыслах – стали отнюдь не те, кто перед телекамерами отплясывал у алтаря и призывал Богородицу прогнать Путина. Сам Чаплин не оставил на этот счет сомнений, заявив накануне о готовности посетить арестованных участниц панк-группы: «При всей жесткости дискуссии, которая идет, Церковь ведь хочет не уничтожить врага, а изменить к лучшему грешника. Если это получится хоть в какой-то мере, я готов хоть каждый день туда ходить». Прозвучало это не где-нибудь, а в эфире телешоу Ксении Собчак под многозначительным названием "Госдеп-2". Намек ясен: получателям американских грантов и тем, кто их выдает, нечего опасаться РПЦ, а ей – их. Поссорились – помирятся. У тех и других есть враги посерьезнее. И уж тут христианским смирением не пахнет.

Что это за враги, Чаплин сказал будущим труженикам телеящика с редкой откровенностью. «Я на самом деле считаю, что наши верующие в 1920-е годы, когда Ленин инициировал репрессии против них, должны были отвечать иначе, чем они отвечали. Они должны были отвечать всей силой оружия и силой народного сопротивления против большевиков... Вся православная традиция и Евангелие Христово в данном случае заповедует людям защищаться, в том числе силой оружия, против беззакония псевдовласти, которая была узурпаторской и никогда не была по большому счету законной».

Подобное мы за последние годы слышали и читали не раз. Но до сих пор – от священнослужителей, не занимавших в церковной иерархии высоких постов и выражавших – по крайней мере, так сами они утверждали – личную точку зрения. Скорее всего, они запускали пробные шары, помогая начальству зондировать общественное мнение. Еще в 2000 г. к администрации президента В.В. Путина «подкатывалась» компания, которую здравомыслящий единоверец М. Антонов назвал «православствующими-монархиствующими». Но на том дело раньше и кончалось. Формальных оснований приписывать РПЦ как целому погромный антикоммунизм «вольных стрелков» не было. Иное дело Чаплин – хотя и не Патриарх, но и не обычный священнослужитель. Как официальный уполномоченный РПЦ, он по должности обязан высказывать не личную, а официальную точку зрения. Получается, что она такова: «Нравственное дело, достойное поведения христианина, – уничтожить как можно больше большевиков, чтобы отстоять вещи, которые для христианина являются святыми, и свергнуть большевистскую власть».

Такое нечасто приходилось слышать даже от экстремистов, представлявших лишь самих себя. Перед нами – настоящая веха церковной, да и всей российской контрреволюции. Количество перешло в качество, в каком бы аспекте эти высказывания ни рассматривать.

С точки зрения религиозно-моральной, эскапады Чаплина и прочих чаплиных не имеют к вероучению легендарного Иисуса из Назарета никакого отношения. Для евангельского Христа святы не «вещи» (тут у Чаплина поистине проговорка по Фрейду!), а души людские: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Евангелие никоим образом не «заповедует» верующим от кого-либо «защищаться, в том числе силой оружия», и уж подавно – «уничтожить как можно больше» кого бы то ни было. Это в Ветхом Завете кровожадный бог-губитель, «Яхве воинств», требует от «избранного» им народа истреблять врагов без различия пола и возраста. Евангелие же, как известно по крайней мере атеистам, призывает совсем к иному – «любите врагов ваших», ибо Христос принес жертву за весь род человеческий и все перед ним равны. По букве Нового Завета скорее правы те сектанты, которые вообще отказывались брать в руки оружие. Конечно, война есть война, на ней приходится убивать; но для действительно верующего христианина это, самое большее, вынужденная необходимость, а не религиозный долг. Мягко выражаясь, не по-христиански произносить по этому поводу, да еще через 90 лет после самих событий, кровожадные речи, «достойные поведения» ацтекского жреца, кормящего бога Уицилопочтли сердцами пленников.

А уж избрать для этого дни Великого поста, когда верующим подобает духовное очищение и благочестивые мысли о жертве Христовой, – двойное кощунство, никак не меньшее, чем пляски у алтаря. Группа единоверцев с полным основанием просила Патриарха «дать пример христианской реакции на произошедшее событие, остановив тем самым ненависть и гнев, которые прихожане православной Церкви в дни Великого Поста обрушивают на головы четырех девушек» (выделено мною – А.Х.). Обращение не возымело результата и в том, что касается панк-группы, что уж говорить о действительных объектах «ненависти и гнева».

С точки зрения конституционно-правовой, «сожаление» официального представителя РПЦ о том, что единоверцы уничтожили слишком мало большевиков и не свергли Советскую власть, – ярко выраженный случай разжигания религиозной, национальной и социальной вражды и ненависти, запрещенного Конституцией РФ. Миллионы сограждан г-на Чаплина разделяют убеждения тех, о чьем недоистреблении он сожалеет. Для десятков миллионов это – их родные, их предки, и вечно терпеть издевательство над ними и над собой они не будут. Миллионы людей разных национальностей, даже не разделяя убеждений коммунистов, благодарны Советской власти за предоставление их народам права на самоопределение и, между прочим, религиозного равноправия. У всех этих граждан есть вполне законные основания поддержать инициативу товарищей из РКРП-РПК – подать на гражданина Чаплина в суд.

А то ведь налицо двойной стандарт. Никто из коммунистов, насколько мне известно, не высказывал публично сожалений о недостаточном числе уничтоженных врагов – а если бы высказал, непременно попал бы под соответствующую статью УК РФ. Как не вспомнить слова великого баснописца: «Какой бы шум вы все здесь подняли, друзья, когда бы это сделал я!»

И последнее – по счету, но не по значению – правовое соображение: Российская Федерация признана ООН правопреемницей СССР – государства, власть в котором, по Чаплину, «была узурпаторской и никогда не была по большому счету законной». Он даже именует ее «псевдовластью», то есть, по сути, и государством не признает. Такая позиция подрывает международно-правовой фундамент нынешней российской государственности. Абсолютному большинству руководителей РФ, сделавшему карьеру при «узурпаторской псевдовласти», стоило бы заранее принять меры, чтобы в один прекрасный день любители переигрывать исторические битвы не поступили с ними как с Мубараком или Каддафи.

Если бы даже все, в чем иерархи РПЦ и их подголоски обвиняют большевиков, оказалось правдой, растравлять давно зарубцевавшиеся раны было бы преступлением морально и юридически. Но и правды здесь, прямо скажем, кот наплакал.

Ведь как обстоит дело с точки зрения исторической? Ни Евангелие, ни «православная традиция» никогда не побуждали народ защищаться от действительных беззаконий власти. С римско-византийских времен до XX века эта традиция, как никакая другая, следовала библейским максимам «Несть власти, аще не от Бога» и «Рабы, повинуйтесь господам вашим». Отступали от них носители этой традиции только в тех случаях, когда под угрозой оказывались корпоративные интересы самой церкви.

Что же касается советской истории, Чаплин и ему подобные – имя им легион – тянут общество в такие дебри дезинформации и клеветы, что Геббельс на том свете вторично умер бы от зависти. Когда это «Ленин инициировал репрессии» и против каких именно верующих? Чему именно должны были они сопротивляться с оружием в руках? И почему этого сопротивления оказалось так немного, что г-ну Чаплину до сих пор жаль? Пока еще не все общество состоит из бывших и нынешних ЕГЭ-абитуриентов и прочих жертв промывания мозгов, необходимо напомнить факты, общеизвестные не впавшим в амнезию людям старших поколений.

Выступление г-на Чаплина пришлось – вряд ли случайно – на 90-летие кульминации событий по-настоящему трагических. Трагизм их не в том, что злые большевики, почти через пять лет после прихода к власти, ни с того ни с сего принялись репрессировать несчастных верующих. А в том, что страну, после трех лет империалистической войны плюс трех-четырех лет империалистической интервенции и разожженной ею гражданской войны, постигли небывалая засуха и страшный голод. Знаю об этом с детства по рассказам бабушки – поволжской крестьянки, которая подростком потеряла во время того голода почти всех родных и сама выжила чудом. Большевики, как могли, старались спасти миллионы людей от голодной смерти. Страна еще находилась в блокаде, не могла ни получать на капиталистическом Западе кредитов, ни торговать с ним на нормальных условиях. Вот и понадобилось продавать за границу музейные и церковные сокровища – на них покупатели всегда найдутся.

Перед иерархами встал вопрос: что для них более свято – вещи или люди? Драгоценная церковная утварь или миллионы жизней, в большинстве – их же единоверцев?

Если бы ими в самом деле руководил христианский долг, они должны были бы первыми, не дожидаясь решений власти, отдать золото и серебро на спасение голодающих. Накормил же Христос согласно Евангелию толпу голодных пятью хлебами и тремя рыбами. Золота и серебра ни он, ни его ученики вообще не имели и других учили раздавать богатства бедным, в случае же страшного голода первым делом потребовали бы отдать все сокровища на спасение страждущих. Потребовали бы от любого богача, а уж от служителей своей веры…

Но куда там!

Слишком многого иерархи РПЦ не могли простить Советской власти, большевикам, да и всему пошедшему за ними народу. Национализации и передачи крестьянам церковных земель. Отделения церкви от государства и школы от церкви, утраты положения государственной религии. Отмены субсидий, шедших РПЦ при Романовых и при Временном правительстве за счет налогов со всех подданных империи и граждан новорожденной республики, без различия вероисповедания. Заметьте: негодовали они против не социалистических, а вполне себе буржуазно-демократических мер, принимавшихся и во Франции, и в Мексике, и в других уважавших себя странах. Даже саму РПЦ Октябрьская революция «эмансипировала» от закрепощения самодержавием – восстановила выборное патриаршество вместо Святейшего синода, императорского министерства по церковным делам; не надо было больше доносить в полицию о том, что прихожане скажут на исповеди. Но для иерархов РПЦ свобода и достоинство народа и даже самих себя всегда значили куда меньше, чем «вещи, которые являются святыми».

Это на католическом Западе бытовала назидательная легенда о епископе Гаттоне, который отказал голодающим в хлебе из своих закромов и был за то заживо съеден мышами. И в католическом мире, и в православной Византии, и у мусульман, и у буддистов высшее духовенство было очень далеко от бессребреничества, но долгу перед единоверцами не чуждо, да и свой долгосрочный интерес понимало. Подражателей епископа Гаттона, насколько мне известно, не нашлось нигде. Кроме РПЦ.

1382 год. Прошло два года с Куликовской битвы. Еще не сочинены легенды о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на битву, о витязях-иноках Пересвете и Ослябе. Церковь занята другим: вместе с боярами плетет интриги против князя. На Москву идет хан Тохтамыш. Боярское войско покидает город, уезжает и князь (по доброй ли воле?). Москва восстает. Вече решает защищать город. А что делает глава церкви, митрополит Киприан? Духовно укрепляет народ? Нет, спешит вслед за боярами. Восставшие решают никого не выпускать, а имущество беглецов обращать на нужды обороны. Духовный пастырь упрашивает москвичей оставить ему богатства. Его отпускают, но с сокровищами приходится расстаться. Духовные потомки тогдашних иерархов доныне не могут простить народу посягательства на «самое святое» – изображают защитников Москвы, павших под ордынскими саблями, толпой бродяг, желавших, мол, только опохмелиться за счет чужих богатств.

Начало XVII века. Год за годом по всей Русской земле хлеба вымерзают, вымокают, истребляются саранчой. Опустели уже и царские закрома. Крестьяне и горожане массами гибнут от голода и мора. Лишь у церкви – десять с небольшим лет как автокефальной, уже можно сказать РПЦ, – патриаршьих и монастырских запасов на десятилетия. Ведь она давно, первой на Руси, начала закрепощать крестьян, светские землевладельцы только начинают следовать ее примеру. Не пора ли церкви вспомнить слово Христово и хоть в малой мере вернуть долг народу, да заодно и выручить царя Бориса Годунова, которому она обязана патриаршеством? Может, и не случилось бы на Руси Смутного времени…

И что же церковь? «Даже сам патриарх, глава духовенства, на которого смотрели в Москве, как на святого, имея большой запас хлеба, говорил, что он не хочет еще продавать его, в ожидании повышения цены (выделено мною – А.Х.). Так он был скуп, хотя у него не было ни жены, ни детей, ни родственников, которым он мог бы оставить свое состояние, хотя он дрожал от старости и ему оставалось жить очень недолго». Это не публикация Союза воинствующих безбожников. Это писал очевидец – голландский купец и дипломат Исаак Масса, никак не заинтересованный в дискредитации Московского государства, потенциального союзника Голландии. Человек с его биографией не мог быть слабонервным гуманистом. Где он только не побывал, каких подвигов «рыцарей первоначального накопления» не повидал! Просто не мог не привыкнуть ко многому. Но даже его, как теперь говорят, «достали» спекулянты от РПЦ. Где уж дать хлеб голодающим – продать и то не хотят!

Перевернем несколько страниц книги Истории. Начало XVIII века. Северная война, вначале неудачная, для народа едва ли легче Смутного времени. Под Нарвой вся артиллерия сдана предателями врагу. Царю Петру приходится переливать церковные колокола на пушки. Может быть, церковь поспешила включиться в дело спасения Отечества? Может, ее иерархи вспомнили, как в годину священной войны поступал с храмовой утварью ветхозаветный судья Гедеон?

Где там! В монастырях чудотворные иконы «заплакали» горючими слезами, тогдашние чаплины принялись с амвона призывать прихожан «уничтожить как можно больше» злодеев, посягнувших на «вещи, которые являются святыми».

Так относилась РПЦ к своему государству, с которым ее не разделял классовый антагонизм – наоборот, ему она была обязана всеми привилегиями, влиянием и богатствами, – стоило ему же по крайней необходимости коснуться малой толики этих богатств. Во власти она уважала одно – силу и готовность ее применить. Едва лишь Петр I вразумил одного настоятеля: «Отче, ежели и впредь иконы будут плакать лампадным маслом, то у монахов заплачут кровью ягодицы», – как с церковной фрондой было покончено. Обиженные екатерининской секуляризацией монастырских земель архимандриты и архиереи, по свидетельству изучавшего события А.С. Пушкина, подумывали, не встретить ли колокольным звоном «спасшегося Петра III», но самодержавное государство оказалось сильнее, и иерархи, проглотив обиду, послушно анафемствовали «вора Емельку Пугачева». Привычное дело! Точно так уже сто лет – и потом еще почти полтораста – возглашали анафему «вору Стеньке Разину», предав забвению его переписку с опальным Никоном, царскою волей сведенным с патриаршего престола и будто бы плывшим с атаманом по Волге на струге, обитом черным бархатом…

Откуда взялась у верхов РПЦ такая «традиция» боязни народа и раболепства перед его угнетателями? Откуда цинично-откровенное служение, вопреки Евангелию, двум господам – богу и маммоне? Видеть за этим некую демоническую силу, присущую РПЦ как таковой – значит самим опускаться на теологический уровень мышления. Все и проще, и сложнее. В стране, в основном лежащей в зоне рискованного земледелия, у большинства крестьянства до XX века сохранялся общинный уклад. Естественная надстройка над ним – язычество или сильные его пережитки. Поверхностно христианизированная деревня оставалась во многом полуязыческой (почитайте работы академика Б.А. Рыбакова). На Руси христианство не могло, как в некоторых других странах, опираться на социальный протест низов, на их объективную потребность в «сердце бессердечного мира» (К. Маркс). Единственной серьезной опорой РПЦ был господствующий класс, а единственным весомым «якорем» в бурном море истории – собственность, которая ее с этим классом связывала.

Заранее было ясно, чего мог ждать многонациональный народ России, поднявшийся в 1917-м против угнетателей, от такой церкви. Я говорю не о сельских батюшках, мало отличавшихся от своей паствы, – классовый характер, да и весь облик любой иерархической организации определяют не ее низы, а ее структура, идеология, история, руководящие кадры. Специфика РПЦ не в самом выступлении против революции – так всегда и везде вела себя любая религиозная организация, связанная с господствующими классами, – а в циничной откровенности этого выступления. Тут и стрельба по революционным рабочим прямо с колоколен, в том числе ХХС, тут и поповские полки у Колчака и Деникина, и многое другое.

Но самое характерное – все та же готовность рвать в клочья любого, кто попробует отдать монастырские запасы хлеба голодающим, то есть поступит, в сущности, по духу и букве Евангелия. Именно так в 1918 г. обошлась монашеская братия в Подмосковье с 20-летним комиссаром Макаровым, имевшим неосторожность прийти к ней без оружия.

Что же удивляться «ярости народной», о которой еще после 1905-го с ужасом писали тогдашние чаплины-миряне в сборнике «Вехи»? Что удивляться сожженным и взорванным храмам и монастырям? Или строчкам красноармейской песни:

Хоть с попом, хоть с кулаком

Вся беседа –

В брюхо толстое штыком

Мироеда!

Впрочем, по части экстремизма песня «Демьяна Бедного – мужика вредного» все же уступает словам кюре Жана Мелье, переложенным в пушкинский стих:

Мы добрых граждан позабавим

И у позорного столпа

Кишкой последнего попа

Последнего царя удавим.

Если храмы такой церкви вообще уцелели на русской земле, то лишь потому, что большевики не разжигали, а, как могли, сдерживали «ярость народную». Такие уж были они экстремисты – только и старались, чтобы уже разоренной стране досталось поменьше разрушений и жертв, а «цивилизованному миру» – предлогов для интервенции. Но всякому терпению есть предел.

Не стану в тысяча первый раз цитировать суровые строки секретной записки, которую В.И. Ленин будто бы написал в голодном 1922-м. Кто хочет – пусть найдет в Интернете. Я лично не уверен в адекватности документов, опубликованных в годы «перестройки» и «победы демократии». Жалею об одном – что в советские годы по истечении, скажем, 30-летнего срока секретности не публиковали все, снабдив исторически выверенными комментариями. Слишком дорожили коммунисты гражданским миром – чаплиных среди них не водилось. Иначе последним и возрождать было бы нечего.

Но даже будь записка Ильича адекватна – автора не в чем упрекнуть, если знать время, когда он писал. Весна 1922 года – это не только голод. Это первая годовщина нэпа, когда многие и многие переживали внутренний кризис, потерю идейных ориентиров. Это тлевшие, а то и полыхавшие ярким пламенем очаги гражданской войны – не только на национальных окраинах, но и на русском Дальнем Востоке. Это армия белых эмигрантов, ждавшая своего часа вблизи советских границ. Это многочисленные бандитские Вандеи в разных концах страны и даже невдалеке от центра. Это завершающий этап борьбы за территориальную целостность красной России, за государственное объединение всех советских республик. И решающий этап борьбы за дипломатическое признание Страны Советов, за полное снятие блокады. На конференции в Генуе предстояло добиться, чтобы с полумертвой страны не содрали семь шкур царских, «временных» и белогвардейских долгов, чтобы торговля с Западом не превратилась в грабеж, а помощь голодающим – в средство подрыва суверенитета страны и экспорта контрреволюции.

Вот в какой момент «верующим», по словам официального представителя нынешней РПЦ, следовало воевать с большевиками за «вещи, которые являются святыми». У г-на Чаплина был достойный предшественник – генерал Дитерихс, начальник штаба мятежного Чехословацкого корпуса, а с июня по октябрь 1922 г. – диктатор белого Приморья. Один из немногих даже среди белых убежденный монархист, он провозгласил административной единицей своего марионеточного «государства» церковный приход. А разбитую под Волочаевкой «белоповстанческую армию» переименовал в «земскую рать» и двинул «на Москву». Фарс? Маскарад? Скорее, расчет на тех «верующих», о чьей нерешительности сожалеет Чаплин. И на тогдашние «неправительственные организации», подвизавшиеся по части «помощи голодающим», вроде АРА, которой руководил будущий президент США Г. Гувер.

К чему могло в этих условиях привести сопротивление «верующих» изъятию церковных ценностей? Как минимум – к срыву признания Советской России, затяжке блокады еще на годы. Как максимум – к новому раунду гражданской войны и интервенции. И того и другого измученная страна могла не выдержать. И что тогда? В Италии к власти уже рвался Муссолини, в Германии безвестный австриец Адольф Шикльгрубер вырастал в фюрера Адольфа Гитлера. Без Советской власти, без железной партии большевиков России и всему миру предстояло одно – лечь под фашистский сапог. Так неужели г-н Чаплин всерьез полагает, что революционное большинство народа России стало бы, после всех одержанных побед и понесенных жертв, покорно дожидаться такого конца?

В случае восстания «верующих» Советской власти пришлось бы в самом деле объявить РПЦ войну. Так случилось несколько лет спустя с католической церковью в Мексике, где вспыхнул мятеж «кристерос», – священнослужители не имели там избирательных прав до 2000 г. Так случилось с тогдашними исламистами в кемалистской Турции – там за ношение фесок вешали. Но буржуазная республика в Мексике и Турции – не диктатура пролетариата, международно организованные католическая церковь и суннитский ислам – не автокефальная РПЦ. Так что не спешите воображать себе моря крови. Стоило Советской власти всего лишь по-настоящему признать обновленческую «Живую церковь», набиравшую в те годы силу, – и от вашей, г-да чаплины, РПЦ остались бы только неприятные воспоминания.

Судя по всему, адепты РПЦ и сами понимали ограниченность своих сил и те последствия, к которым привела бы попытка активного выступления против Советской власти. Вот им и пришлось разочаровать будущих чаплиных. Ведь и сам Иисус, согласно Евангелию, учитывал соотношение сил. На призыв выступить против римлян – против действительных угнетателей, а не против голодающего народа – он спросил: «А мечи есть у вас?» Услышав ответ: «Есть два меча» – произнес слова, оставшиеся в веках: «Поднявший меч от меча и погибнет».

Так что, г-да чаплины, возблагодарите всевышнего, что ваши тогдашние единоверцы в массе своей не пошли за провокаторами в рясах и без таковых. Оставили нескольким поколениям ваших предшественников возможность компромисса с «безбожной властью». Ведь тот же ХХС ко времени сноса не первый год был под контролем «Живой церкви» – спрашивается, кому в первую очередь было выгодно его разрушение? И сколько еще храмов «Живой церкви» разделили его участь? Это нам, атеистам, впору пожалеть, что ваши «братья во Христе» не навлекли на себя 90 лет назад карающий меч Революции. Но не станем жалеть: мы – не вы.

Этим можно было бы закончить, если бы не решающий аспект полемики – актуально-политический. О нем редко и глухо упоминают даже те, кто пытается дать чаплиным отповедь. А протоиерей продолжает гнуть свою линию. В преддверии ленинских дней он призывает проверить на предмет «экстремизма» произведения В.И. Ленина и те партии, которые обращаются к ним в идейной и политической борьбе. Новую «инициативу» сразу же поддержал «сам» Н. Сванидзе. Антикоммунисты всех мастей спешат обставить еще не вступившего в должность президента и еще не сформированное правительство флажками всех цветов, кроме красного. Нахально набиваются в идеологи режима, готовятся на манер сенатора Маккарти проверять на вшивость всех и вся. Пользуются тем, что крупнейшая партия парламентской оппозиции не дает этой, опасной и для нее, кампании принципиальной оценки, отделывается намеками на давно минувшие эпизоды истории христианства, предлагает даже Чаплину (!!!) некое патриотическое единение, тщательно избегая политической сути дела.

Сеанс публичного большевикоедства устроен в крайне опасный момент внутренней и международной обстановки. Российская оппозиция, парламентская и внепарламентская, оспаривает результаты выборов, площади шумят митингами, иные ораторы с белыми ленточками зовут «народ» чуть ли не идти на Кремль. И уже демонстративно устраивают свои акции под его стенами, провоцируя внимание к себе не только праздных зевак, но, желательно, силовых структур. Того же, кстати, незадолго до акции в ХХС пытались добиться «Пусси», взобравшись на Лобное место, дабы обнародовать оттуда образчик своего творчества; громкого скандала тогда не вышло, шкодливых «Кисок» просто препроводили за шкирку вон. А вот кто и зачем разрешил им устроить кошачий концерт 21 февраля – вопрос к г-ну Чаплину и его начальству. Ведь ХХС не проходной двор, там бабки – блюстительницы благолепия придираются даже к привычному бытовому "дресс-коду", а уж в маскарадных тряпках да со звуковой и видеоаппаратурой туда вряд ли без спросу войдешь.

Небезынтересно, что Совет православных общественных объединений выступил с заявлением «по поводу кощунственной акции в храме Христа Спасителя» 15 марта – в годовщину отречения Николая II от престола. Может быть, это совпадение, а может – и нет. Не готовится ли кое-кто в РПЦ и вокруг нее ознаменовать 400-летие дома Романовых–Гольштейн-Готторпов монархической реставрацией, как в Испании почти 40 лет назад? Не для этого ли, по замыслу устроителей провокации, Богородице надо было, под похабный панковский рефрен, «Путина прогнать» – свергнуть «прогнивший режим», включая и «недостаточно продвинутых» из иерархов РПЦ? И не потому ли в последующем «покаянии» Pussi откровенно пародируют слова пушкинского Юродивого, адресованные Борису Годунову: «Нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит»? Серьезные историки давно установили, что нити самозванческой интриги против царя Бориса тянулись к дому Романовых, которым верой и правдой служил юный Отрепьев…

История движется, как ей положено законами диалектики, – по спирали. В современном глобализированном мире призраки Смутного времени на глазах обретают плоть. Опыт многих стран, от Латинской Америки и Ближнего Востока до самых границ России, говорит: сегодня фарсы легко оборачиваются трагедиями – стрельбой и взрывами террористов, санкциями «мирового сообщества» и даже ракетно-бомбовыми ударами. Автору этих строк уже приходилось обращать внимание на опасный прецедент – интервенцию НАТО против Ливии под роялистским флагом, при активной поддержке испанской монархии, связанной политическими и родственными узами как с потомками ливийского короля Идриса, так и с претендентами на наследство «новомучеников российских». Не ясно ли, что в этих условиях публичная делегитимация исторических предпосылок отечественной государственности и легитимация вооруженного насилия означает не только экстремизм, но и оправдание интервенции против своей Родины? Оправдание вольное или невольное – утверждать не могу, но уж очень точно выбран момент: после президентских выборов, в 400-летнюю и 200-летнюю годовщину вторжений с Запада в Россию.

В самый канун чаплинской вылазки раздался еще один голос из прошлого. Небезызвестный Борис Березовский заявил в Лондоне о намерении создать «на основе христианских и демократических ценностей» новую партию «без регистрации в РФ». Можно подумать, в беглого экс-олигарха вселился дух давно почившего Дитерихса: он намеревается назвать свое детище Партией Воскресения или Христианско-демократической революционной партией России, а объявить о ее создании 15 апреля, в день православной Пасхи.

Невольно спрашиваешь себя: не имеем ли мы дело с приступом конкуренции «отцов русской демократии» за свободно конвертируемое содействие «неправительственных организаций», финансируемых из бюджетов стран НАТО? Не спохватился ли кое-кто в РПЦ: поторопились мы поддержать Путина – неизвестно, кто будет смеяться последним. Не обскакали бы справа «христианские демократы» с кучей протестантских сект: такие нынче обгладывают, как пираньи, даже могущественную католическую церковь, а РПЦ и вовсе съедят с потрохами, стоит ей утратить государственную поддержку. Скорей, пока не поздно, продемонстрировать всем, от Ксюши Собчак до Сванидзе, свою конкурентоспособность на рынке десталинизации и декоммунизации! Очень похоже, что вся эта братия действует в лучших традициях РПЦ – «в ожидании повышения цены». Даже в аббревиатуре ХХС разные СМИ то и дело допускают одну и ту же «опечатку». Получается ХСС – сокращенное название Христианско-социального союза, наиболее реакционной партии правящей коалиции Германии, связанной с военно-промышленными корпорациями колыбели нацизма – Баварии.

Еще одно совпадение (совпадение ли?): крестовый поход против большевистских могил развернут накануне – и продолжен после – встречи на высшем уровне стран группы БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки. В этих странах живет почти половина человечества. Огромные резервы экономик Китая, Индии, Бразилии последние три кризисных года удерживали мировой капитализм от тотального обвала. России, обескровленной контрреволюцией 90-х гг. и разрушением СССР, втягиваемой в ВТО, участие в БРИКС дает последний шанс выжить как суверенному государству. А еще не до конца разбазаренный ракетно-ядерный и научно-технический потенциал России открывает всей группе БРИКС возможность утвердиться в качестве крупной самостоятельной силы, способной отстоять себя от непрошеных экспортеров «демократии» по-вашингтонски.

Надо ли удивляться, что в зарубежных и доморощенных правобуржуазных кругах хватает желающих помешать политической консолидации стран БРИКС, разжечь между ними раздор и погреть на нем руки. К саммиту приурочили и планы размещения «транспортного пункта» НАТО под Ульяновском и новых баз США в Южной Корее и Аргентине, и маневры стран НАТО у берегов этих стран, и публикацию плана войны Индии против Китая, и очередные поиски в руководстве КНР потенциальных горбачевых и ельциных, и толки в российских СМИ о непрочности БРИКС и неуместности участия в нем.

И тут как нельзя кстати чаплинские старания приравнять ленинизм к экстремизму и поставить под запрет. Ведь все страны БРИКС, кроме богоспасаемой РФ, так или иначе признают марксизм-ленинизм. В самой населенной и сильной из них, Китайской Народной Республике, это официальная идейная доктрина правящей Коммунистической партии Китая; в Бразилии и ЮАР – идеология партий, входящих в правящие коалиции; в Индии – идеология парламентской оппозиции, возглавляющей правительства штатов размером с крупные европейские государства. Отказаться от этой идеологии, тем паче признать ее экстремистской, эти государства не могут, не отказываясь от своей исторической сути: наследия народной революции (КНР), победы над колониализмом и расизмом (Индия, ЮАР), классовой борьбы пролетариата и социальных реформ (Бразилия) – все это было бы невозможно без коммунистов, без Советского Союза. А в странах Юга и особенно Востока «потерять лицо» – значит потерять все.

Если бы государственная власть РФ вняла призывам чаплиных, она оторвала бы страну не только от советских корней и социалистической истории, но и от половины человечества, обязанной жизнью и свободой этим корням, этой истории. Растоптав наши общие святыни, РФ сама вытолкнула бы себя из БРИКС на «милость» натовских агрессоров, будь то в качестве жертвы или сателлита. Мир был бы обречен на катастрофическую конфронтацию, об угрозе которой не устает предостерегать Фидель Кастро. Трудно сказать, переживет ли эту катастрофу род человеческий, но РФ, попадающая между жерновами одной из первых, не переживет точно.

Уж не видят ли чаплины себя в роли всадников Апокалипсиса? Так ведь в Писании сказано: «Мне отмщение, и Аз воздам». Понятно, господа: не вам и не вы!

А искренне верующим мы, современные атеисты, скажем: Бог, в чье воздаяние вы веруете, для нас не просто иллюзорный продукт невежества и обмана, как для материалистов XVIII века, а своеобразное отражение объективной реальности – всеобщей взаимосвязи Вселенной и особенно ее высшего цвета, логики истории человечества. По-своему закономерно и то, что это отражение перевернуто, отчуждено от земной основы и перенесено на небеса. В классовом обществе, как писал еще молодой Маркс, сама земная основа «разорвана», внутренне противоречива, отчуждена от людей и во многом враждебна им. Даже апокалиптические видения конца света фантастически предвосхищают то, к чему действительно может прийти эксплуататорское общество, теперь уже в глобальном масштабе, – «общую гибель борющихся классов», как сказано в «Манифесте Коммунистической партии».

Вы, наши верующие сограждане, не виноваты в том, что живете в таком мире. Далеко не каждому по силам подняться над ним на крыльях разума. Марксизм утверждает: общественное бытие определяет общественное сознание. Поэтому именно из нашего мировоззрения органически вытекает свобода совести, отказ от любого насилия в делах веры. Мы не требуем от всех и каждого враз отказаться от форм сознания, сложившихся тысячелетиями и питаемых противоречиями сегодняшнего общества. Мы за то, чтобы люди «росли над собой», в том числе в мировоззренческом плане, не из-под палки, а по внутренней потребности, по мере изменения общества их коллективными усилиями. Но при одном непременном условии: если и наши оппоненты не прибегают к насилию. А то снова придется вспомнить евангельское: «Поднявший меч…»

И еще мы скажем: не запугивайте себя и других призраком воинствующего безбожия 20-х и 30-х годов прошлого века. Два с половиной тысячелетия назад Гераклит Эфесский учил: нельзя дважды войти в одни и те же воды. Сегодня мы живем в иной стране, в ином мире, чем сто лет назад. Изменилось и сознание масс, и место в нем религии, и роль ее в классовой борьбе. Нет уже тех мужиков-общинников, которые отнюдь не по призывам большевиков, а вопреки им, полуосознанно следуя традициям языческих предков знаменовать жертвенным «мировым пожаром» конец старого мира и начало нового, жгли и оскверняли церковь наравне с барской усадьбой. Нет их младших братьев и сестер, сыновей и дочерей, для которых всенародная стройка первых пятилеток была делом священным в полном смысле слова, а обращение храмов на нужды священного дела – не большим кощунством, чем для Гедеона и его современников. Нет и большевистских кадров, чаще всего вышедших из той же среды и в любом случае дышавших ее воздухом, живших ее жизнью, разделявших ее чувства и обязанных считаться с нею.

Сегодня и завтра все будет иначе.

Не забывайте только старинную мудрость: «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета – будущее выстрелит в тебя из пушки». У вашего Патриарха однажды повернулся язык назвать Великую Отечественную войну, поистине священную для наших предков и для нас, божьим наказанием русского народа за отречение от веры. А не следовало бы ему и его единоверцам считать воинствующее безбожие довоенных лет (между прочим, точный аналог «церкви воинствующей» – официального христианского термина) карой за деяния доморощенных епископов Гаттонов и белобандитов в рясах? Честные перед собой верующие назовут это божьим наказанием, мы, атеисты, – возмездием истории, а народ скажет: не буди лихо, пока оно тихо.

Символично, что нынешняя цепь провокаций началась в нелепом сооружении, упорно именуемом ХХС, хотя возведено оно было Ельциным и Лужковым точно во исполнение пророчества настоятельницы монастыря, основанного в этом месте в XIV веке и снесенного при Николае I: «Построенное здесь трижды разрушено будет». Подобие бронзовой чернильницы николаевского бюрократа, воткнутое в болотистую почву вместо подлинного памятника Отечественной войне 1812 г., спроектированного гениальным архитектором Витбергом для Воробьевых гор, закономерно разделило участь воплощаемого им режима. Созданный на его месте бассейн «Москва» стал одной из жертв контрреволюции. Два разрушения состоялись. На очереди третье?


Категория: ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА | Добавил: Редактор (01.05.2012) | Автор: А.В. Легейда
Просмотров: 2491 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 З.А.Тажуризина  
0
Я прочитала статью Легейды, она замечательная во всех смыслах! Ни одого упрека я не могла бы к ней предъявить, настолько она актуальна, информативна, глубоко продумана, ярко и доступно изложена. В общем, вождь! И правильно, что обращается к "пастве" как вождь, - с позиций человека, досконально знающего и историю, и современное состояние дел, и прозревающего будущее. Я получила большое удовольствие. Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [97]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [76]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [74]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [64]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [24]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [12]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [27]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [12]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [16]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
К 100-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ [2]
РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОД ВЛИЯНИЕМ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И КОМИНТЕРНА [30]
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА [5]
ПАМЯТИ ТОВАРИЩА [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.И. ЛЕНИНА [16]
К 200-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Ф. ЭНГЕЛЬСА [3]
ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА [13]

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2024Создать бесплатный сайт с uCoz