Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 453
Объявления
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Наш видеолекторий

 




 


Темы

Социальная философия

Революция и контрреволюция

Наша история

Вопросы экономики социализма.

Оппортунизм

Религия

Есть обновления

Главная » Статьи » Рубрики » ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА

Современные дарвинисты против религии (1)

ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ
  И АТЕИЗМА 

Современные дарвинисты против религии  (1)

Е.К. Дулуман 1

1. Современные ученые и религия[1]

Несколько лет тому назад среди наиболее крупных ученых США, среди всех членов Национальной Американской Академии наук (NASA), провели исследования о их, ученых, отношении к религии. Только 7% из них заявили, что они верят в Бога. Научные знания не совместимы с религиозными верованиями, поэтому среди ученых всегда было, есть и будет меньше всего верующих в бога людей.

Правда, не все неверующие в Бога ученые публично выступают против религии. Некоторые из них терпимо относятся к верованиям окружающих людей, некоторые придерживаются религии как традиции или привычки, а значительной части ученым просто не до этого. Но большой процент ученых считали и сейчас считают своим долгом выступить против религиозных заблуждений. Раньше за такие выступления ученый расплачивался жизнью или подвергался преследованиям. Сейчас время коренным образом изменилось.

2. Публичное обсуждение вопросов мировоззрения – признак цивилизации

В цивилизованном мире считается престижным публично обсуждать самые сложные вопросы науки, техники, политики... А кто, как не ученый, может наиболее авторитетно ответить на наиболее сложные вопросы, среди которых не последнее место занимают вопросы мировоззрения. А поскольку еще есть достаточное количество людей с религиозным мировоззрением; поскольку существуют целые касты неприкасаемых проповедников религии, неплохо живущих за счет недопонимания верующих; поскольку сами верующие в простоте сердечной, в глубине души не желают пребывать в состоянии безбожно обманутых своими пастырями духовными, – публичные обсуждения вопросов веры в Бога всегда находят достаточное количество читателей, слушателей и созерцателей. И в современном цивилизованном мире верующие и неверующие обо всем этом публично говорят, все это публично обсуждают.

Как ни странно может показаться нашему затурканному обывателю, массмедиа цивилизованных стран в настоящее время заполонена не рекламой памперсов, жвачной резины, многопрофильными сексуальным упражнениями, не смакованием криминалитета да зубодробительства, а, в самом деле, животрепещущими проблемы духовной и материальной жизни нормального человека. Среди этих вопросов находится место для рассмотрения проблем атеизма и веры в Бога. Количественно и качественно ведущее место в таких обсуждениях отводится ученым: ученым, верующим в существования Бога, и ученым, отрицающим его существование. Объективности ради следует сказать, что здесь свет побеждает тьму, достоверные знания берут верх над слепой верой, наука теснит религию.

3. На ниве духовной много «лютых волков в овечьей шкуре»

Всем известно, что в современном цивилизованном мире существует множество религий. В США, например, на сегодняшний день местными властями зарегистрировано свыше 300 совершенно самостоятельных деноминаций – религиозных организаций со своим неповторимым религиозным вероучением. А в целом мире сегодня существует, по подсчетам самих богословов, около 2 000 отдельных видов христианской религии, среди которых – католики, православные, баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники, старообрядцы, методисты, квакеры, Армия Спасения... Да еще названные христианские деноминации внутри самих себя разделяются на множество враждебных друг другу течений. Так, есть свыше десятка видов баптистов и течений пятидесятников, много враждебных друг другу организаций старообрядцев, адвентистов, иеговистов... В одной Украине на сегодняшний день существует четыре зарегистрированных Православных церкви, одна, претендующая на звание исконной Православной церкви (униаты), и две не зарегистрированные, тоже истинные Православные церкви (Богородичного центра да Монархического толка). И в каждой из этих церквей, деноминаций, расколов и сект обязательно есть пастыри, которые безбедно живут исключительно за счет стрижки да поедания живьем послушных им стадных овец. Достаточных и предостаточных, тихой сапой выколоченных средств хватает церковниками и богословам не только для их райской жизни на земле, но и для организации усовершенствования пропаганды и защиты религиозной веры. Сейчас только на территории бывшего Советского Союза существует несколько сот «духовных», с позволения сказать, учебных заведений, которые после 3–8 летнего обучения ежегодно напускают охотиться на верующих по 15-20 тысяч, как говорил евангельский Иисус Христос да предвидел апостол Павел, «лютых волков в овечьей шкуре» [2]. В последние десятилетия на эти же, удушьем извлеченные средства создан общерелигиозный, то есть на потребу пастырям всех религий, Институт Науки о Творении (Science of Creation), в котором от имени ученых пишутся в доходчивой для верующих форме книги в пользу существования Бога, творения Им Вселенной, существования Ада и Рая, Чудес... Словом, пишут все то, что авторитетом науки якобы на все 100% подтверждает вероучение всех религий вообще и отдельно, в меру спроса и потребы – оправдывает вероучение каждой отдельной религии, церкви, раскола или секты.

4. Борьба с религиозным мракобесием – требование времени и долг ученого

Конечно, как и следовало ожидать, в цивилизованном мире не одни хищники да трупоядные рыскают по нивам духовной культуры. Там никогда не было, и сейчас нет недостатка в ученых, для которых не только правда – превыше всего; которые считают, что клятвенный долг ученого заключается не только в том, чтобы говорит «правду, всю правду и ничего, кроме правды». Долг ученого заключается и в том, чтобы мужественно противостоять невежеству, заблуждению, лжи. Светлые Монументы Истины воздвигаются только в меру свержения Идолов Тьмы.

В цивилизованном мире сейчас существуют и активно действуют десятки международных и тысячи региональных (в масштабах страны, штата, отдельного города) организаций, которые активно противодействуют религиозно-мистическому мракобесию, религиозному тоталитаризму и фундаментализму. Среди этих организаций наиболее успешно и активно действуют: «Союз Свободомыслящих», «Общество Бертрана Рассела», «Гуманисты», «Свобода от религиозного фундаментализма», «Атеисты Америки», «Объединенные атеисты», «Союз агностиков Великобритании», «Союз воинствующих атеистов и свободомыслящих» и множество других. Для научной и публичной проверки всех церковных чудес, свидетельств об инопланетных летающих объектах и всякого рода необычных антинаучных явлений ведущие ученые мира создали организацию КСИКОП, которая взяла на себя функции с научной добросовестностью и безо всяких предубеждений проверять все факты проявления сверхъестественных сил, проводить публичные встречи с магами, чародеями, ведьмами, «целителями» и давать свои авторитетные заключения. Эти организации имеют свои газеты и журналы, ведут серию сайтов в Интернете, дают адреса электронной почты своих штабов и членов своих организаций и открыты для общения всем. Во всех этих организациях и начинаниях ученые работают бесплатно, как у нас раньше говорили – на общественных началах. Такие ученый твердо уверены, что:

Наука – это «свет миру» (Матфея, 5:14-16)

«Свет (науки) во тьме светит, и тьма его не объят» (Иоанна, 1:5).

Но проповедники религии:

«возлюбили более тьму, нежели свет» (Иоанна, 3:19).

«Свет, который в тебе, не является ли тьмой?» (Лука 11:13), -

постоянно вопрошает своих «просветителей» Иисус Христос.

5. Ричард Довкинс – современный Лев атеизма и Пит-Булль дарвинизма

Одним из наиболее известных, активных и последовательных пропагандистов науки и борцов против различного рода религиозно-мистических заблуждения является сейчас Ричард Довкинс (Richard Dawkins) – профессор зоологии Оксфордского университета и по совместительству заведующий кафедрой пропаганды научных знаний среди населения. Он родился в Найроби в 1941 году в семье военнослужащего. В 1949 году его родители переезжают в Лондон. Ричард Довкинс в 1962 году окончил Оксфордский университет и остался в нем работать сначала ассистентом, а потом профессором (1970) кафедры зоологии. В 1976 году он опубликовал свою первую книгу «Самостоятельный Ген» (The Selfish Gene). Книга вызвала сенсацию в научных кругах и у читающей публики. Своей книгой Довкинс сразу заявил себя как ведущий биолог мира, внес значительный вклад в развитие эволюционного учения. Ему принадлежит честь дать точное научное описания «Парадигмы дарвинизма». Он вводит в науку понятие «мемо» (от латинского слова «Memory – память; memo – помню) – своеобразного духовного гена, «вируса духовной жизни» отдельного человека и общества в целом. На основе идей оксфордского ученого в Западных странах сформировалась огромная отрасль научного исследования проблемы менталитета. А читатели раскупили весь тираж книги за считанные дни. В 1987 году Довкинс публикует книгу «Слепой часовщик» (The Blind Wachtaker), телевизионная версия которой выходит в том же году. За последние годы Довкинс написал более десятка фундаментальных книг, среди которых следует упомянуть: «Расширяющийся фенотип» (The Extended Phenоtype), «Река, вышедшая из Рая» (River out of Eden»), «Запрыгивание на неприступную гору» (Climbing Mount Inprobable) и «Расплетенная Радуга» (Unweaving the Reinbow»). Каждая их этих книг была новым этапом в развитии эволюционного учения. Исследователи отмечают, что сочинения Довкинса в настоящее время цитируются больше, чем сочинения всех остальных биологов вместе взятых.

Публикации Довкинса вызывают огромный интерес у читателей. Так, в цивилизованных странах ежегодно и ежемесячно публикуются списки наиболее покупаемых (и читаемых) книг. Список таких книг (Top Books) составляются по порядку убывающего количества продажи. Так вот, за последние 10 лет в числе первой десятки таких бестселлеров (хорошо продающихся книг) неизменно находится не меньше трех книг Ричарда Довкинса.

Кроме книг профессор зоологии Оксфордского университета постоянно и в большом количестве публикует статьи, выступает с лекциями, дает интервью корреспондентам газет, журналов, телерепортерам, выступает в дискуссиях по проблемам науки, религии, атеизма. Особенным успехом пользуются его публичные, транслируемые по радио и телевидению, расписываемые в газетах и журналах дискуссии с видными церковниками и богословами. Так, в дни пасхальных праздников 1992 года в Эдинбурге в диспуте на тему: «Есть ли Бог?» оппонентом Довкинса выступил архиепископ Йоркский (второе лицо в иерархии Государственной Церкви Англии) Джон Хабгуд (John Habgood). Корреспондент общеанглийской газеты «Обсервер» в заключение своего пространного репортажа о ходе диспута написал:

Диспут закончился со счетом:

Лев – 10

Христианин – 0

Прозвище «Лев» Довкинсу дали репортеры, а под именем «Христианина» имеется в виду архиепископ Джон Хабгуд.

Кстати о прозвищах. Ричард Довкинс очень популярен среди различных слоев населения. По разным поводам ему с уважением к его заслугам и любовью присвоены прозвища: «Понтифик, Папа церкви современной Науки», «Пит-Булль дарвинизма» (в XIX столетии рьяного и наиболее талантливого защитника дарвинизма Томаса Гексли называли Бульдогом дарвинизма. «Пит-Булль» – наиболее воинственная порода собак «с мертвой хваткой») и тому подобное. В 1996 году Довкинс возглавил в Оксфордском университете кафедру пропаганды научных знаний. В 1997 году его избрали членом Королевского литературного общества. За свою научную и пропагандистскую деятельность он награжден серебряной медалью Лондонского зоологического общества, медалью общества имени Фарадея, отмечен премией за гуманитарную пропаганду. Международной организацией гуманистов он признан Великим гуманистом 1997 года. За литературный блеск своих публикаций он награжден международной Пулитцеровской премией. И так каждый год. В 2005 году Ричарду Довкинсу за литературное мастерство в пропаганде научный знаний присуждена Шекспировская премия.

Во второй половине 2006 года Ричард Довкинс опубликовал книгу «Развенчанная иллюзия Бога» (The God Delusion). К концу года книга была переведена на десяток ведущих языков мира, издана невиданным доселе для научно-популярной литературы тиражом в 100 тысяч экземпляров и заняла первое место в рейтинге бестселлеров – наиболее продаваемых книг в мире. Книга выдвинута на присуждение ей международной премии. Интернет-издание EA [3] Экуменического Совета Церквей отозвалось об этой книге словами: «Ее автор, сторонник теории эволюции, с апостольским энтузиазмом нападает на религиозные догмы во всех известных проявлениях».

В самом деле, Ричард Довкинс дал всесторонний анализ представлений о Боге, показал несостоятельность всех этих представлений, абсурдность доказательств существования Бога и рядом научных положений подтвердил незыблемость атеистического мировоззрения.

К сожалению, книга осталась пока недоступной для читателей стран бывшего СССР. На английском языке в Интернете опубликованы только отдельные фрагменты бестселлера. Я заказал издательству «Amason» два экземпляра «The God Delusion». Жду. Если найдутся спонсорские и литературные доброжелатели, – наши читатели смогут увидеть и прочитать на русском языке самый свежий научно-популярный бестселлер мира.

Особое место в деятельности Ричарда Довкинса занимают его интервью. Он постоянно дает их корреспондентам газет и журналов, радио- и телекомментаторам. Каждое его интервью раскрывает в чем-то новый аспект его выступлений, но в то же время продолжает содержание прежних выступлений. У Довкинса есть постоянные читатели, радиослушатели и телезрители его интервью. Трудно отобрать для ознакомления посетителей русского сайта такое интервью, которое бы всесторонне представило им сущность научных и атеистических взглядов Довкинса. Следует сказать, что на интервью с ним отправляются не только единомышленники или объективные информаторы, но и подготовленные недоброжелатели. Довкинс никому не отказывает.

Из числа имеющихся у нас под руками интервью Довкинса мы отобрали то, которое он дает одному из наиболее умных и ловких богословствующих репортеров. Надо учитывать также, что отобранное нами интервью взято по инициативе и по просьбе больных раком людей. Обратите внимание на деликатность Льва атеизма и Пит-булля дарвинизма.

Поскольку не все читатели нашего журнала знакомы с полной системой взглядов Довкинса, а также с другими его многочисленными интервью, то автор перевода посчитал необходимым – для адекватного понимания и логического завершения мысли Довкинса – дописать в скобках мысли ученого, изложенные им в других выступлениях. К тому же, у переводчика есть обоснованное подозрение, что репортер несколько подсократил высказывания Великого Человека.

И, наконец, необходимо сказать о качестве самого перевода. Довкинс – блестящий оратор, превосходный знаток литературного языка, которым пользуется в высшей степени виртуозно. Не даром он член Королевского Литературного общества, обладатель всемирной Пулитцеровской премии в области художественного слова. Адекватно передать все изгибы его английского литературного совершенства не возможно на любом языке. Мы старались в высшей степени адекватно передать содержание высказываний Давкинса. Пытались как-то передать и литературное обаяние его речи, что нам, конечно, в большинстве случаев это не удалось. Довкинса надо читать в оригинале. Здесь можно вслед за Маяковским сказать: «Я английский бы выучил только за то, чтобы в оригинале читать Ричарда Довкинса».

Вступительное слово радиокомментатора [4]

А. Ричард ДОВКИНС об эволюции и о БогеPRIVATE

Гость: Ричард Довкинс. Айэрдэйт. 8 ноября 1996 года.

Ваттенберг: Алло! Я Бен Ваттенберг. Много образованных американцев верят, что Чарльз Дарвин, в принципе, был прав, утверждая, что человеческие существа развились, пройдя через множество поколений, из так называемого первичного бульона. Но большинство американцев, будучи верующими, считают, что это Бог создал тот первичный бульон.

Мы используем эти и близкие к ним идеи в интервью с выдающимся ученым и одним из ведущих популяризаторов современных научных знаний. Тема нашего репортажа этой недели: «Ричард Довкинс об эволюции и о Боге».

Ричард ДОВКИНС является профессором зоологии Оксфордского университета и одновременно с этим возглавляет кафедру имени Чарльза Симона, которая занимается пропагандой научных знаний среди широких слоев населения. Профессор Довкинс написал много книг по теме дарвинизма, эволюции, генетики и зоологии. Среди его наиболее известных книг следует назвать: «Самостоятельный ген» («The Selfish Gene), «Река, текущая из рая» (River Out of Eden), «Слепой часовщик» (The Blind Watchmaker) и «Запрыгивание на неприступную гору» (Climbing Mount Improbable).

Идеалом ученого для Довкинса является только один человек – Чарльз Дарвин. В 1831 году Дарвин на бригантине «Бигль» отправился в пятилетнее кругосветное путешествие. Во время этого путешествия он посетил Галапагоские острова возле Эквадора, где обратил внимание на многообразие растительной и животной жизни. Дарвин увидел в таком разнообразии ключ к решению вопроса о происхождении и развитии жизни на Земле. Современная наука насчитывает свыше 30 миллионов видов животных. Согласно теории Дарвина, все живые организмы, великие и малые, являются конечным результатом естественного отбора, длившегося миллионы лет.

Появление теории Дарвина вызвало взрыв восторга и возмущения. Атеисты аплодировали, а церковники и богословы с возмущением обвиняли Дарвина в том, что он созданного Богом библейского Адама заменил обезьяной. Вениамин Дизраэли, бывший в то время премьер-министром Англии, как бы подытоживая развернувшиеся дебаты вокруг теории Дарвина сказал: «Вопрос стоит так: человек – это обезьяна или ангел? Многие превращают этот вопрос в шутку. Сейчас я на стороне тех, кто считает человека ангелом».

На сегодняшний день разномыслие вокруг теории Дарвина не преодолено. В целом, в интеллигентной середе эволюционное учение Дарвина безоговорочно принято. Церковники и богословы упорствует. Возникает вопрос: существует ли и в настоящее время конфликт между верой в бога и теорией эволюции?

Б. Как взобраться на неприступную гору?

Ваттенберг: Мы приглашаем Вас, профессор Довкинс. Возможно, мы начнем разговор на тему об эволюции с названия вашей последней книги: «Запрыгивание на неприступную гору» (Climbing Mount Improbable). Что Вы скажите об этом?

Профессор Довкинс: Живые организмы в высшей мере невероятны. На первый взгляд кто-то создал их уж очень и очень целесообразными. Все живые организмы гармоничны. Они вполне успешно выполняют то, к чему как бы «предназначены»: прекрасно ходят, летают, плавают или ползают. У них ничего не получается спонтанно. В любом положении они делают то, что наиболее полезно им в настоящий момент. Таким образом, приспособление и образ жизни живых организмом требует своего объяснения; требуется объяснить невероятное...

«Неприступная скала» (Mount Improbable) в названии моей книги имеет метафорическое значение. Вершина этой горы предстоит перед нами неприступной. А теперь вообразите себе, что на вершине этой горы на шесте размещён самый совершенный орган, к примеру – человеческий глаз. Обращенная к Вам сторона горы представляет собой вертикальный и до блеска отшлифованный обрыв. Вы стоите у подножья этого обрыва и видите вершину горы, а на ней шест с находящимся на нем в высшей степени сложным и совершенным органом – видите человеческий глаз. Вы непременно скажите, что все увиденное Вами не появилось на вершине горы само по себе, случайно, потому что это невозможно. Этому препятствует вертикальный отвес горы. Вы никак не можете допустить, что все увиденное Вами само собой запрыгнуло с подножья горы, у которой Вы стоите, на самую его вершину. Вот что означает в названии моей книги выражение «Неприступная гора». Вы не в состоянии понять того, каким это образом Вы сами смогли бы прыгнуть от подножия горы на ее вершину. У Вас для этого нет ни малейшего шанса.

Но если Вы пойдете вдоль горы и достигнете ее противоположной стороны, то Вы увидите, что там нет никакого обрыва. Пред Вами откроется пологий склон, который самым незаметным подъемом тянется от подошвы горы к самой ее вершине. И с этой новой, открывшейся вашему взору стороны, Вы можете легко, шаг за шагом, незаметно подымаясь, взобраться на поразившую ваше воображение вершину горы с органом глаза на шесте.

Ваттенберг: Предположим. Но для этого Вам понадобится идти миллионы лет.

Довкинс: Да, для такого продвижения понадобилось длительное время. Это соответствует теории Дарвина о естественном отборе. В эволюционном учении есть место случайностям, но сам процесс восхождения от простого к сложному не является сплошь случайным явлением. В нем можно увидеть целую серию закономерного сцепления случайных ступеней продвижения. Но подобное накопление случайностей нельзя назвать в целом случайным. Каждый глаз в цепи этой последовательности в конечном итоге оказывался для того или иного живого существа лучше, совершенней того глаза, который был прежде. И в итоге естественного отбора (селекции) накопление среди множества случайных и совершенно незаметных изменений в результате оказывается вовсе не сочетанием всевозможных случайностей, а вполне закономерным явлением развития организма и его органов.

В. Ген творит нас для воспроизводства самого себя

Ваттенберг: Одна из Ваших ранних и сейчас всемирно известных книг называется: «Самостоятельный ген» (The Selfish Gene; в данном случае «Selfish» – «самостный», самодостаточный, самостоятельный, независимый, самоутверждающийся – Е.Д.). Что означает это название? В этой книге Вы называете человеческие существа «машинами, которые изготовлены самостными генами». Является ли это...

Довкинс: Да. Мое выражение используется для объяснения того, что индивидуальный организм живого существа не является сам по себе самодостаточным. Я самодостаточность организма усматриваю в самодостаточности генов этого организма. Эти гены, которые прошли через множество поколений, работают в узких интересах своего собственного выживания. Мир полон этих самодостаточных генов, которые преследуют свои собственные «эгоистические» интересы, – интересы выживания и в конечном итоге воспроизводства самих себя.

Ваттенберг: И что? Единственной перспективой (aspect) процесса деятельности этих самостных генов является только воспроизводство самих себя?

Довкинс: Да!

Ваттенберг: И вот это таким образом возникают все живые организмы, включая и человеческие существа? И все это только для того, чтобы в очередной раз создать ту же генетическую самость?

Довкинс: Именно таким образом, именно для этого.

Ваттенберг: Я хочу еще раз повторить свой вопрос. Этому пути следуют все организмы, включая организм человека? И все это для того, чтобы воспроизводить гены каждого вида живых организмов?

Довкинс: Да, это так. Но это общеизвестное положение дарвинизма.

Ваттенберг: Ладно. Понял. (Трансформируя ставшие общеизвестными утверждения Довкинса о решающей роли гена в процессе эволюции, остряки предлагают такую органическую связку Вопроса-Ответа: «Что такое курица? – Это фокус гена для воспроизводства яиц» – Е.Д.).

Довкинс: Мы, живые существа любого вида, являемся организмами, содержащими в себе гены, которые через непрерывную цепь наследования достались нам от наших предков. Много приобретенных каким-нибудь из предков вредных для выживания организма особенностей не наследуются последующими поколениями. Эти индивидуальные особенности умерли вместе с предками. Но, учтите, это только в том случае, если такой (с отклонениями от гена его вида) организм погиб в молодости, или ни один из таких «неудачных» представителей вида на протяжении своей жизни не смог оплодотворить кого-то из своих сородичей, или оплодотвориться от такого сородича, и таким образом не успел произвести хотя бы одного наследника.

Ваттенберг: Совершенно не произвел потомства.

Довкинс: Не участвовал в произведении ни одного организма своего потомка. И это очень важно и очень интересно, потому что таким образом живой организм наследует те гены, которые присущи подавляющему большинству генерации вида и которые в своем подавляющем большинстве способствовали созданию организмов для лучшего выживания всего вида.

Г. Биологические гены обеспечили только человеку социальную и духовную жизнь

Ваттенберг: А чем мотивируется поведение великих музыкантов, крупных политических лидеров, великих ученых? Я имею в виду то, что Вы, как человек, делаете в то или иное время. Ведь и Вы, по-видимому, чувствуете наслаждение, укор или моральную ответственность за то, что пишите, что думает, что делаете? Эта поглощает всю Вашу жизнь. Неужели и Ваши гены будут воспроизводить сами себя в организмах ваших поколений?

Довкинс: В определенной мере это так. Но поскольку мы люди, то наше поведение и выбор определяется также общечеловеческими, так называемыми гуманитарными, факторами. Но кроме нас есть еще 30 миллионов других видов животных и растений, в отношении которых мы не можем ставить подобных вопросов.

Ваттенберг: Йой! Но нас интересуют в первую очередь люди, человеческие организмы. Скажите, как эти ни от чего не зависимые «самостные» гены работают в нас? Их поведение в человеческом организме отличается от поведения в организмах других живых организмах?

Довкинс: Люди, как и любой другой вид животных, запрограммированы их генами, которые сформировались в результате эволюции. И мы от своих генов имеем тело, сосуды, нервы и головной мозг (brain), которые обеспечивают нам возможность знать, совершать поступки, чувствовать (переживать). Это с одной стороны. Это – ответ на Ваш вопрос о том, откуда у нас переживания. Гены изначально обеспечили нас способностью к глубоким положительным и отрицательным чувствам и эмоциям.

[1] Е.К. Дулуман – Проф., доктор философских наук.

[2] Матфея, 7:15; Иоанна, 10:12; Деяния, 20:29.

[3] http://www.ekumenizm.pl/content/frticle

[4] Перевод Е.К. Дулумана. Выделение разделов интервью и их названия – переводчика.

 

Категория: ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА | Добавил: Редактор (08.12.2006) | Автор: Е.К. Дулуман
Просмотров: 728
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [50]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [64]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [35]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [59]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [17]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [9]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [1]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [0]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [0]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Интернет-магазин

Прайслист


Номера журналов "МиС", труды классиков МЛ, философия, история.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz