Логика
внешнеполитической деятельности Советского Союза военного и послевоенного
периода опиралась на естественные основания, кстати, безусловно признаваемые
его оппонентами. Если непосредственно перед войной советское руководство
осторожно, но настойчиво заявляло о необходимости изменения «старого равновесия
в Европе, которое действовало против СССР» , то
после нападения германского фашизма и первых тяжелейших месяцев страшной войны Сталин
уже впрямую акцентирует внимание на вопросе безопасности советских границ в
послевоенный период. Нельзя забывать, что усилия СССР в 1939-1940 годах,
направленные на занятие максимально выгодных позиций перед неизбежной схваткой
с фашизмом, молчаливо и не только (вспомним исключение нас из Лиги наций,
угрозу союзного десанта в Финляндии и бомбардировок Баку весной 1940-го )
ставились странами «западных демократий» на одну доску с действиями
гитлеровской Германии. Именно поэтому среди первых шагов Сталина в ходе
установления новых союзнических отношений с Великобританией и США было
требование признания ими настоящих границ СССР .
Перелом в ходе войны,
ознаменованный исторической победой под Сталинградом и результатами Орловско-Курской
операции, сделал актуальной проблему обеспечения безопасности западных границ и
налаживания послевоенных взаимоотношений с соседями. Хотя прикидки и расчеты в
этом направлении велись и ранее , лишь
теперь потенциал и авторитет СССР позволял перевести их из плоскости планирования
в сферу практической политики. В декабре 1943 года удалось подписать Договор о
дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве между СССР и
Чехословацкой Республикой. История доверительных отношений с руководством
Чехословакии началась еще до войны. Осенью 1943-го части полковника Свободы уже
вели активные боевые действия на Восточном фронте в составе Красной Армии. Для
западных контрагентов Кремля, с тревогой гадавших о том, как окрепший СССР
собирается в ближайшем будущем повести себя по отношению к странам Восточной Европы,
подписание такого договора имело огромное значение. Оно позволяло заключить,
что Москва предпочитает открытой советизации региона продвижение так называемой
идеи «славянской солидарности». При этом речь шла не о наднациональном
объединении, а о системе коллективной безопасности с опором на славянские
народы во главе с СССР .
Посол США в Москве А. Гарриман предположил, что «чешская модель» может
стать решением и польской проблемы , к
тому моменту уже ставшей перед союзниками во весь рост. И всерьез просчитался.
Но прежде – о «славянской солидарности».
Выбор правильной
(приемлемой) базы для долгосрочного сотрудничества со странами, освобождаемыми
Красной Армией от фашистской оккупации, имел стратегическое значение. Разработки
советских дипломатов, относящиеся к 1941-1944 годам (в так называемых комиссиях
Литвинова и Майского), определяли, прежде всего, регионы, которые СССР было
необходимо отнести к зоне своего влияния. Между тем решающее значение имел
здесь поиск способа решения этой задачи, взаимоприемлемого политического подхода,
особенно в случае Восточной Европы.
Наиболее полно и ясно
мнение Сталина по этому вопросу раскрывается в двух его небольших выступлениях
на обеде в честь президента Чехословакии Э. Бенеша, который в марте 1945
года проезжал из Лондона через Москву в освобожденную Красной Армией Словакию.
Одно из них посвящено тому, что Сталин обозначил как «новое славянофильство». «Были
старые славянофилы, – разъяснил он, – … Они выступали во времена царизма, и эти
славянофилы были реакционерами. Они выступали за объединение всех славян в
одном государстве под эгидой русского царя. Мы, новые славянофилы, стоим за
союз независимых славянских государств». В качестве естественной угрозы, перед
лицом которой такой союз необходим, Сталин прямо обозначил Германию. «…Немцы
попытаются взять реванш, – подчеркнул он, – … просчитаются те, которые думают,
что немцы этого не смогут сделать. Некоторые англичане опять говорят о
равновесии сил. Если англичане будут полудрузьями Германии, то они просчитаются
и проиграют на этом. Мы сейчас бьем немцев, побьем их и тогда, если и когда они
вздумают поднять и развязать новую войну. Но чтобы немцам не дать подняться и
затеять новую войну, нужен союз славянских народов».
Второй момент в выступлении
Сталина, очевидно, не менее весомый для Бенеша, касался вопроса о ставшей
возможной советизации освобождаемых Красной Армией стран. «Мы, новые
славянофилы, являемся коммунистами, если хотите – большевиками, – продолжил
Сталин. – Про нас думают, что мы хотим установить повсюду советский строй. Это
не так. Когда Красная Армия пришла в Болгарию, то кое-кто пытался устанавливать
там Советы, но мы сказали, что этого не следует делать. Мы хотим, чтобы каждый
народ имел тот строй, которого он достоин. Мы не собираемся вводить в
Чехословакии советский строй» .
В качестве базы для
стратегического сотрудничества советский лидер выбрал сильный, непосредственно
не связанный с марксистской идеологией момент. Эта база, с одной стороны,
позволяла антифашистским силам, приходящим к власти в освобожденных странах,
развиваться курсом не советских (народных) демократий, а с другой – в известной
мере страховала СССР от возникновения там режимов антисоветских.
Ситуация вокруг
Польши, ставшая в последний военный год без преувеличения центральной в межсоюзнических
отношениях, с «чешским вариантом» имела мало общего. Главным определявшим ее
фактором было наличие лондонского антисоветского правительства Миколайчика. В
системе допущений, которой руководствовался Сталин, мы могли согласиться с
какой угодно новой Польшей, кроме враждебной СССР. Между тем, вопреки расхожим
стереотипам, советизировать Польшу Сталин также не собирался. Постановление ГКО
31 июля 1944 года в отношении Польши жестко указывает: «советских порядков не вводить…
костелов не трогать» .
Энергия и последовательность, с какой Сталин отвергал любые варианты
воссоздания антисоветского режима в Варшаве, как известно, в итоге принесли
свои плоды.
Рассматривая усилия
советского руководства, направленные на обеспечение безопасности СССР, рост его
политического и экономического влияния в послевоенном мире, нельзя забывать о
сверхзадаче всемирного формационного прорыва, которая никогда не снималась с
повестки дня. Бытуют мнения, что Сталин в своем плане советского строительства
отказался от всякого намека на мировую революцию. Что, опираясь на ленинскую
концепцию построения социализма в одной стране, он якобы ревизовал и выхолостил
марксизм, окрасив модель советского типа в национал-патриотические тона,
окончательно похоронив «утопическую идею мировой революции». В этом ключе трактуются
и отношения с церковью, и роспуск Коминтерна, и обращение к памяти великих предков,
и введение в армии погон… Любопытно, что подобные рассуждения встречаются даже
у таких серьезных и осведомленных историков, как Ю.Н. Жуков, кроме шуток
считающих «настоящим коммунистом»… Троцкого . Так
же мыслили в 40-х годах американцы, не исключая и самого Рузвельта. Но это
позволяет утверждать только то, что в результате сталинских действий возникло именно
такое субъективное восприятие СССР и его курса извне. Что же реально делалось в
данное время?
Именно в это время
закладывались основы мировой социалистической системы. Первым и фундаментальным
ее элементом должен был стать «единый, могучий Советский Союз». Вынесши на
своих плечах небывалую войну, он возрождался, подобно Фениксу.
Военно-экономический потенциал СССР уже к 1945 году, по мнению американских
экспертов, обеспечивал его гегемонию в Евразии, которую невозможно было
ликвидировать силовым путем. Правда, чудовищные раны, нанесенные нам в период
войны, требовали скорейшего заживления. И об этом была проявлена своевременная
забота. Не случайно значительную часть ленд-лизовских поставок
1943-1944 гг. Сталиным планировалось
использовать уже не для нужд фронта, а для возрождения мирной
промышленности .
Военно-политический
потенциал Победы и завоеванный страшной ценой статус сверхдержавы мыслился в
первую очередь как залог качественного экономического рывка и резкого повышения
уровня жизни советских граждан. В условиях мирного развития (что после 1945-го
гарантировалось лишь обладанием атомным оружием) это вело бы к неоспоримому
росту привлекательности социалистического строя во всем мире. «Дополнительные
лишения народа при создании этого дьявольского оружия окупятся сторицей, – говорил
Сталин Б.Н. Чиркову, которому в январе 1945 года поручалось строительство
в Таджикистане первенца советской ядерной промышленности, – думаю, лет на 30-40
мы будем ограждены от войн, За это время мы так разовьем свои экономику,
культуру и сознание, что сумеем создать такие жизненные условия советскому
труженику, которыми не обладает ни один народ развитых стран. И тогда уже мы
будем иметь решающее влияние на освобождение народов мира от унижения капитала» .
Реализм этих планов
подтверждался западной аналитикой. В январе 1946 года в прогнозе, подготовленном
сотрудниками посольства США в Москве, прямо говорилось, что Советский Союз «в
ближайшие двадцать лет способен развиваться быстрее всех остальных стран и
превратиться в сравнимую с Соединенными Штатами экономическую державу» .
Вторым важнейшим
элементом, позволявшим рассчитывать на расширение мировой системы социализма,
было наличие дружественных государств по всему периметру советских границ. Об
усилиях СССР, направленных на достижение этой цели в Чехословакии и Польше,
говорилось выше. Не менее осторожно и продуманно строились отношения с
Болгарией, Венгрией, Румынией, Финляндией. В центре внимания Сталина постоянно
находился баланс между интересами западных союзников и геостратегическими
интересами Советского Союза. В известном смысле эту работу можно сравнить с
тем, что приходилось ему проделывать перед самой войной. То, что упомянутый
баланс рано или поздно неизбежно нарушится, было ясно. «Дядя Джо» выигрывал
время, стараясь «застолбить» наиболее прочные позиции СССР и его окружения на
континенте и мировой арене.
Решение этой задачи
однозначно требовало исключить дальнейшее участие страны в любых вооруженных
конфликтах, особенно чреватых столкновением с бывшими союзниками. Этим
объясняются и сдержанная позиция СССР в отношении греческого восстания, и
неоднократные настойчивые просьбы к руководству братских партий в Восточной
Европе и Азии трезво соразмерять свои слова и поступки в свете возможных международных
конфликтов . В этом контексте ясно и
нежелание до самого конца одобрять военные планы Ким Ир Сена, а тем более
участвовать каким бы то ни было образом в Корейской войне .
Особого
внимания заслуживает озабоченность Сталина стабильным и естественным
социально-экономическим развитием соседей. Пройдя жестокие схватки с оппозицией
в 20-30-х годах, он хорошо представлял, сколь зыбким может оказаться контроль
над социально-экономической ситуацией в стране, если у руля оказываются
идеалисты, пусть и поддерживаемые на определенном этапе народом, но не умеющие
или не желающие сообразовать свои проекты с реальностью.
На Востоке в центре
внимания Сталина, очевидно, была ситуация в Китае. Надо отдать ему должное: избегая
даже малейших поводов для обвинений в нелояльности к чанкайшистскому
режиму , СССР сумел на протяжении
ряда лет оказывать моральную (и не только) поддержку китайским коммунистам. При
этом наше вмешательство во внутрикитайские дела было ограничено до минимума. В
ноябре 1945 года Сталин демонстративно приказывает отозвать «наших людей» из
Янаня, «поддерживать хорошие отношения» с гоминдановцами в Маньчжурии и «отгонять»
(!) «так называемые коммунистические отряды» от городов региона, «имея в виду,
что эти отряды хотят втянуть нас в конфликт с США, чего нельзя допускать» .
Даже в МИД СССР не было известно о многолетнем присутствии в окружении Мао
Цзэдуна двух доверенных советских сотрудников, обеспечивавших переписку лидеров
между собою. Отсюда понятно, почему
столь желанный для Мао Цзэдуна визит в СССР оказался возможен только после
окончательной победы над чанкайшистами и официального признания коммунистического
Китая Москвой.
В ходе переписки
руководство КПК неоднократно советовалось с Кремлем по вопросам внутренней политики,
обращалось с просьбами дать оценку тем или иным инициативам. В русле этого
общения лежит характерная телеграмма, направленная Мао Цзэдуну в апреле 1948
года. Комментируя позицию ЦК КПК относительно взаимодействия коммунистов с
прочими политическими силами Китая («В период окончательной победы Китайской
революции, – считали китайские товарищи, – по примеру СССР и Югославии, все политические
партии, кроме КПК, должны будут уйти с политической арены, что значительно
укрепит Китайскую революцию»), Сталин возражает: «…Надо иметь в виду, что
Китайское правительство после победы Народно-освободительной армии Китая будет
по своей политике, по крайней мере в период после победы, длительность которого
сейчас трудно определить, национальным революционно-демократическим правительством,
а не коммунистическим.
Это значит, что не
будут пока что осуществлены национализация всей земли и отмена частной собственности
на землю, конфискация имущества всей торговой и промышленной буржуазии от
мелкой до крупной, конфискация имущества не только крупных землевладельцев, но
и средних и мелких, живущих наемным трудом. С этими реформами придется
подождать на известный период.
…К Вашему сведению, в
Югославии кроме Коммунистической партии существуют другие партии, входящие в
состав народного фронта» .
Осознавая
всю сложность ситуации в Китае, знакомый с 20-х годов с ее эволюцией не
понаслышке, Сталин предостерегает китайских коммунистов от левацкой
поспешности, призывает на первых порах сохранять максимально широкую социальную
базу новой власти.
Не менее осторожную
политику вел Сталин и на Западе. К примеру, в мае 1946 года на встрече с польскими
лидерами В. Гомулкой и Б. Берутом он уговаривает последних терпеть
Миколайчика, несмотря на то, что тот – «британский агент», и не отталкивать от
себя католическую церковь . Но
наиболее показательной была линия Москвы в отношении восточногерманских земель.
Стремительный
односторонний отказ бывших западных союзников от Потсдамских соглашений, умышленное
затягивание ими решения германского вопроса (подписания мирного договора и
воссоединения оккупационных зон в рамках нового единого демократического
государства), ремилитаризация Западной Германии, ставшая фактом уже к 1950
году, подтверждали самые худшие опасения Сталина. Эти шаги империалистического
Запада объективно толкали социал-демократические и коммунистические
правительства стран Восточной Европы на путь форсированной вопреки желанию СССР
советизации и перехода к строительству социализма . Между тем, Сталин был сторонником,
в первую очередь, укрепления дружественных политических и экономических связей
между славянскими странами, которое рассматривалось им в качестве основного
залога отдаленной социалистической перспективы в этих странах.
«После югославского кризиса, – пишет историк
Н.Н. Платошкин, – руководители СЕПГ заговорили о необходимости принятия в
качестве основной идеологии «марксизма-ленинизма» и переходе советской оккупационной
зоны в стадию «народной демократии» и строительства социализма. Критерием
идеологической чистоты члена партии провозглашались преданность СССР и дружба
со странами «народной демократии». В сентябре 1948 года Центральный
секретариат СЕПГ принял решение о необходимости изучения всеми партийцами краткого
курса истории ВКП(б).
Однако на
встрече с руководителями СЕПГ в Москве 18 декабря 1948 года Сталин подверг
новый курс немецких товарищей жесткой критике, назвав их «тевтонами» за
неуклюжесть и грубые методы в повседневной работе. К удивлению Пика и
Ульбрихта, Сталин призвал их проводить «оппортунистическую» политику и идти к
социализму «зигзагами». Советский лидер жестко заявил, что в Восточной Германии
нет никакой «народной демократии» и, тем более, рано двигаться к социализму.
Причина сталинской логики была для руководства СЕПГ вполне ясной: советский
лидер не хотел создавать в Восточной Германии никаких общественных структур,
которые мешали бы будущему объединению Германии. По этой причине, в частности,
СЕПГ было отказано в приеме в созданное в 1947 году объединение европейских
коммунистических партий (Коминформ)» .
Как и предчувствовало
советское руководство, период союзничества с западниками оказался чрезвычайно
короток. С завершением войны в Европе американцы, никак не уведомив о своем
решении Москву, прекращают поставки по «ленд-лизу» (потом были извинения,
кратковременное возобновление поставок, но механизм «давления на Советы» был
уже запущен). С капитуляцией Японии политика «ограничения влияния Москвы», «воспрепятствования
красной экспансии» уже недвусмысленно возобладала. На Лондонской конференции
министров иностранных дел союзных держав в декабре 1945 года точки над «і» были поставлены окончательно.
Затем были
программная речь Черчилля в Фултоне, план Маршалла и т.д. В результате
откровенного нагнетания напряженности и прямых попыток Запада вмешаться в
восточноевропейские дела с целью переломить там ситуацию в свою пользу
демократические режимы в Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Польше стали все
больше обретать черты чисто коммунистических. Продолжать дистанцироваться от
происходящих процессов Москва, конечно, уже не могла. К концу 40-х годов окончательно
оформились два противостоящих друг другу лагеря. Создание ФРГ и ответное
создание ГДР стали символами завершения поры пусть вынужденных, но все же
реальных взаимопонимания и учета интересов друг друга между вчерашними
союзниками.
СССР
не по своей воле вступил в «холодную войну» .
На этот раз мирная передышка длилась менее пяти лет. На смену фронтовым
операциям Великой Отечественной пришли глобальные геополитические сражения,
разворачивающиеся в континентальных масштабах. И вновь с нашей стороны – при
самых малых ресурсах, при тяжелейших и не заживших до конца ранах, с не очень
умелыми, а подчас и не всегда искренними союзниками, рассчитывающими в своих,
порой до наивности детских (и оттого чрезвычайно опасных), комбинациях на
безмерную мощь «большого брата».
Тито грозил Италии
оккупацией Триеста и склонял Ходжу двинуть югославские дивизии к греческой границе.
Димитров рассуждал вслух о Балканской федерации, нимало не заботясь о том, чей «след»
станут искать за этой инициативой и чем для «подозреваемого» это может
обернуться. Ким Ир Сен готовился решительным военным ударом «объединить» Корею;
когда же высадился первый американский десант, не оказалось ни военачальников,
не специалистов, ни техники. В Москву полетели телеграммы…
Сталин все время
требовал от своих коммунистических союзников сугубой ответственности в
проводимой в своих странах политике. Настойчиво напоминал, что каждой из них
предстоит свой, трудный путь к социализму. Разумеется, «свой» не в плане
базовых теоретических положений: речь не о глупости вроде «югославского» или «немецкого»
пути, когда социализм собирались растить на основе сохранения частной собственности.
Речь шла о серьезных гео- и социополитических особенностях, игнорирование
которых способно погубить молодые формационные ростки, которые не спасет
никакая «рука Москвы». «Китайская делегация заявляет, что Коммунистическая
партия Китая будет подчиняться решениям Коммунистической партии Советского
Союза, – сетует Сталин на встрече с делегацией ЦК КПК в июле 1949 года. – Это
кажется нам странным. Партия одного государства подчиняется партии другого
государства. Такого никогда не было, и это непозволительно. Обе партии должны
нести ответственность перед своими народами, взаимно совещаться по некоторым
вопросам, взаимно помогать друг другу, а при возникающих трудностях тесно
сплачивать обе партии – это верно.
…Вы
должны понять … важность занимаемого вами положения и то, что возложенная на
вас миссия имеет историческое, невиданное ранее, значение. И это отнюдь не
комплимент. Это говорит лишь о том, насколько велика ваша ответственность и
историческая миссия» .
Вот это-то
историческое измерение конкретной политики с трудом давалось нашим
коммунистическим союзникам. Лишены этого понимания оказались и сталинские
наследники, позабывшие о том, что потенциал Победы не бесконечен, что
рассчитанные вождем 30-40 лет неизбежно истекут, а остановка в развитии в
условиях жесткой борьбы с империализмом приведет к неминуемому откату. «Не
любите учиться, – укорял Сталин соратников перед самой войной, – самодовольно
живете себе. Растрачиваете наследство Ленина» . С
уходом Сталина как будто сама собой исчезла и необходимость ежедневно думать о
будущем, подвергать беспощадному анализу всевозможные внутренние и внешние
факторы, оказывающие влияние на сохранение и развитие мирового социализма.
Иначе невозможно объяснить безынициативное поведение и крупнейшие провалы и на
внутри-, и на внешнеполитическом фронте,
непосредственно предшествовавшие экономическому и политическому застою 70-х. А
ведь еще в конце войны американцы, анализируя и высоко оценивая факторы
стабильности послевоенного положения в нашей стране, усматривали зачатки и
новой, опасной для нас тенденции – «считать основания советской системы
гарантированными раз и навсегда» .
Стратегический
просчет послесталинского руководства заключался не только в том, что дело было
пущено на самотек и личная самоуспокоенность заглушила инстинкт социального
самосохранения. Игнорировались мощные социальные явления, укорененные в
буржуазном обществе, такие, как материальное стимулирование труда, пережитки
национализма, отношение к буржуазно-демократическим свободам и пр.
Уроки
сталинской политики наглядно показывают, что в рамках социалистического
строительства явления эти требовали разумного использования и во внешней, и во
внутренней политике в таких формах и до такой степени, когда это станет уже
нерациональным. Тогда эти рудименты буржуазных отношений будут изжиты и исчерпаны,
естественно уступят место социалистическим началам, как в свое время был изжит
и исчерпан нэп. Вождь понимал, что спешка в этом вопросе равноценна оставлению
в своем тылу не просто недобитого, но накапливающего новые силы врага. В то
время как грамотная опора на отживающие, но еще вполне реальные факторы
общественного бытия не только страхует от опасности сегодня, но и обеспечивает
более прочное становление социализма в будущем.
И
не надо при этом думать, будто речь идет о столетиях. При подходе к социальной
революции равно опасны как левацкие заскоки, так и сонливая апатия «розовых» «объективистов».
В отличие от крестьянской России начала XX века, мы находимся на совершенно
ином социально-экономическом уровне, даже и лишившись половины экономики и ряда
ключевых отраслей промышленности. Главным нашим противником на данном этапе
является Запад, опирающийся на обуржуазенное сознание наших масс, которое для
гарантии еще и травят животным национализмом, и тонкую прослойку реальной
буржуазии. Если правильно распорядиться острейшим национально-освободительным
вызовом и вернуть трудящимся командные высоты в политике и экономике, для
кардинального поворота к социализму вполне хватит трех пятилеток. Вспомним, что
наши предшественники между двумя ужасными войнами за каких-то двадцать лет
сумели изменить страну до неузнаваемости, чем в частности обеспечили саму возможность
антигитлеровской коалиции со злейшими врагами коммунизма. И у нас нет сегодня
иного выбора, кроме как оказаться достойными своих предшественников.