Международный теоретический и общественно-политический журнал "Марксизм и современность" Официальный сайт

  
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход Официальный сайт.

 Международный теоретический
и общественно-политический
журнал
СКУ

Зарегистринрован
в Госкомпечати Украины 30.11.1994,
регистрационное
свидетельство КВ № 1089

                  

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!



Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Рубрики журнала
Номера журналов
Наш опрос
Ваше отношение к марксизму
Всего ответов: 466
Объявления
[02.09.2015][Информация]
Вышел из печати новый номер 1-2 (53-54) журнала "Марксизм и современность" за 2014-2015 гг (0)
[09.06.2013][Информация]
Восстание – есть правда! (1)
[03.06.2012][Информация]
В архив сайта загружены все недостающие номера журнала. (0)
[27.03.2012][Информация]
Прошла акция солидарности с рабочими Казахстана (0)
[27.03.2012][Информация]
Печальна весть: ушел из жизни Владимир Глебович Кузьмин. (2)
[04.03.2012][Информация]
встреча комсомольских организаций бывших социалистических стран (0)
Наш видеолекторий

 




 


Темы

Социальная философия

Революция и контрреволюция

Наша история

Вопросы экономики социализма.

Оппортунизм

Религия

Есть обновления

Главная » Статьи » Рубрики » ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Марксизм, социальный прогресс и будущее цивилизации (1)

Марксизм, социальный прогресс и будущее цивилизации (1)

В.А. Сапрыкин

Часть 1. Часть 2. .

«Философия и будущее цивилизации». В нем приняли участие 3.855 человек, в том числе ученые из 42 стран. Впервые за последние 20 лет была разрешена работа отдельной секции «Марксизм: прошлое, настоящее, будущее». Это результат не только большой и настойчивой работы ученых-марксистов, но, прежде всего, роста общественного интереса к марксистско-ленинской философии. В этой секции приняли участие свыше 200 ученых из России, КНР, Кубы, Венесуэлы, Греции, Белоруссии, Украины, Казахстана, Литвы, которые вели интересную дискуссию о наследии К. Маркса, В.И. Ленина, о непреходящем значении для социальной практики фундаментальных теоретических и методологических положений марксистско-ленинской науки об обществе. Дискуссию на секции открыло выступление доктора философских наук профессора В.А. Сапрыкина – одного из руководителей марксистской секции конгресса. Ниже мы помещаем расширенный текст его доклада.

Каковы философы – такова и философия

Иоганн Готлиб Фихте

 

IV Философский конгресс России, на котором я имею честь присутствовать и выступать с докладом, посвящен фундаментальной социальной и научной теме: судьбам современной цивилизации, в развитие которой огромный и непреходящий вклад внесла моя Родина – Советский Союз. Естественно, что я тоже буду говорить в первую очередь о проблемах острейших, волнующих научное сообщество в целом, философское, в частности. Но в отличие от наших главных докладчиков на пленарном заседании, которых мы слушали вчера в МГУ, я попытаюсь размышлять не в абстрактных экзистенциалистских, антропологических, культурологических и иных «общецивилизационных» терминах, а в понятиях исторически и социально конкретных, имеющих совершенно определенный социально-классовый смысл и содержание, иначе говоря, – в категориях марксистской философии как науки.

И сразу подчеркну, чтобы найти адекватный научный ответ на вопрос, каково же будущее нашей цивилизации – мировой и русской, нужно, во‑первых, сказать, каково ее настоящее. В каждом социальном организме, как известно, есть элементы прошлого, основы настоящего и зачатки будущего (Ленин). Именно на основе выявления такой диалектической причинно-следственной взаимосвязи можно говорить о судьбах мировой и русской цивилизации. Иначе говоря, без прошлого нет настоящего, без настоящего – будущего. А это, значит, во‑вторых, что нынешнее состояние общества и его устройства может быть понято и оценено объективно в научном смысле слова только в сравнении с предыдущим периодом исторического времени, в котором происходило его развитие, то есть, с ХХ веком в целом. Наконец, в‑третьих, понять и вскрыть «развитие, внутреннюю связь истории» (Маркс) не абстрактно, не «вообще», а конкретно и содержательно, можно на основе таких основополагающих критериев исторического процесса развития, какими выступают ПРОГРЕСС (движение вперед) и РЕГРЕСС (обратное, попятное движение). История давно доказала, что содержание того или иного движения, как и развития цивилизации в целом, составляют либо процессы, характеризующиеся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному (прогресс), либо процессы, наполненные возвращением к старым, изжившим себя общественным формам и структурам, то есть деградацией (регресс). При этом оба понятия должны употребляться не «в обычной абстракции» (Маркс), а в конкретно-исторической постановке. Таково непременное научное требование не только марксизма, но и всякой другой теории, если она претендует на роль научной. А это значит, что мировую цивилизацию, то есть всю структуру человеческого общества, включая и культуру, на определенной стадии его развития нужно рассматривать как в конкретных социально-экономических, политических, культурных характеристиках, так и в глобальных, причем, опять-таки, в их диалектическом единстве.

Поясню свою мысль на хорошо понятных примерах из прошлого и настоящего жизни моего народа, нашей многострадальной Родины. Скажем, ленинско-сталинское понимание прогресса и будущего цивилизации укладывалось в их обобщенную формулу: социализм есть Советская власть плюс электрификация, индустриализация и коллективизация всей страны в органическом единстве с культурной революцией. Горбачевско-ельцинское понимание настоящего и будущего российской цивилизации укладывается в иную, диаметрально противоположную формулу: дикий, разнузданный капитализм в России есть антисоветская антинародная контрреволюционная власть плюс деиндустриализация, деинтеллектуализация и десоциализация (раскультуривание) всей страны. В первом случае, советском, социалистическом, мы имеем дело с феноменом социального, культурного и, следовательно, цивилизационного прогресса, во втором, – буржуазно-реставрационном, – с тотальным общественным регрессом, то есть, деградацией цивилизации.

ХХ век как для народов Советского Союза, так и для большинства стран планеты был особым историческим периодом, насыщенным событиями и делами, не имевшими аналога в прошлом. Начало и почти весь последний век второго тысячелетия продемонстрировал миру невиданную ранее в отечественной и мировой истории мощь РАЗУМА, размах социальной ЭНЕРГИИ, новизну ТВОРЧЕСТВА народных масс, поднявшихся на борьбу с социальным гнетом, эксплуатацией, нищетой, бесправием, бескультурностью. Определяющими этапами этого процесса стали:

– Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 г., свергнувшая диктатуру капитала и установившая диктатуру труда. Возникла, – впервые в мировой истории, – на одной шестой части земного шара РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, открывшая новую историческую эпоху. Это и предопределило глубинную сущность социальных изменений не только в нашей стране, но и в масштабах планеты в течение всего последующего времени ХХ века: началась революционная эпоха перехода от капитализма к социализму во всемирном масштабе;

– Великая Отечественная война многонационального советского народа, повергнувшая в прах фашизм – самую контрреволюционную, кровожадную и хищную диктатуру международного империализма, закрепившая победу пролетарской революции и тем самым углубившая и расширившая весь исторический процесс перехода к цивилизации нового типа, основанной на товарищеском способе производства, гуманного коллективизма, социального равенства и справедливости;

– образование мировой системы социализма, означавшей выход рабоче-крестьянского государства, получившей распространение в Европе, Азии, Латинской Америке и явившейся мощным ускорителем всего исторического прогресса человечества. Становление мировой системы социализма было основано, во-первых, на формировании нового типа международных отношений, базировавшихся на товарищеской взаимопомощи и сотрудничестве, дружбе и братстве народов, уважении независимости и суверенитета; во-вторых, на заинтересованном подъеме экономического, научно-технического, социального и всего культурного уровня всех без исключения народов социалистического содружества, без деления их на «более» и «менее» цивилизованные; в-третьих, на уважительном отношении к социальному и культурному опыту каждого народа как субъекта исторического прогресса;

– крах колониализма, приведший к образованию огромного числа самостоятельных государств на просторах Азии, Африки и Латинской Америки и означавший, что впервые в мировой цивилизации многие народы из объекта («рабочего материала» колонизаторов, «глины» для реформаторов) становились субъектом истории и культуры. Начавшееся после Великого Октября национально-освободительное движение в результате победы СССР в Великой Отечественной войне переросло в мощную антиимпериалистическую революцию, охватившую всю колониальную периферию империализма. Из более чем 160 независимых государств, существующих в настоящее время, около 100 появились на карте мира после 1945 года 1. Завоевание бывшими колониями политической независимости означало достижение огромного исторического масштаба. Вклад освободившихся от колониализма народов в развитие собственных и всей мировой цивилизации оказался столь значительным, что социальное лицо планеты буквально преобразилось;

– резко выраженный характер самоотрицания капитализма и интенсификация процесса социализации всей общественной жизни на планете. С одной стороны, эта тенденция, которую, кстати, выявил и обосновал В.И. Ленин, а именно, – превращение основных свойств капитализма в свою противоположность и обнаружение черт переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-экономическому укладу 2 , то есть к социализму, – носит объективный характер, она и сегодня не исчезла и продолжает жить и развиваться. Не случайно в недрах капитализма в 60-е годы ХХ века возникает новое структурно-многообразное, многоликое и многокомпонентное политическое массовое движение – альтернативизм как форма социального самоотрицания капитализма. Носителем данного движения стали различные социальные группы и классы, генерирующие новые формы общественной активности и социального отрицания в рамках самой капиталистической системы: антиглобалисты, различные антивоенные организации, молодежные и женские течения, партии «зеленых», экономистов, экосоциалистическое движение и многочисленные организации с конкретными требованиями – «движения одного пункта». Это – качественно новая форма массового народного движения против структурных подсистем капиталистического общества. Оно рождено современным капитализмом и по-существу есть проявление тенденции его самоотрицания.

В этом же контексте нужно рассматривать буржуазную концепцию и само движение «устойчивого развития», возникшие в странах «золотого миллиарда». В своем глубинном содержании требование «устойчивого развития» есть не что иное, как скрытое признание глобальной необходимости перехода к социализму.

С другой стороны, процесс социализации внутри капитализма всячески двигало, усиливало, развивало само буржуазное государство и его различные институты. Как пишет нынче Лужков Ю.М., талантливый капитализатор Москвы, «капитализм нашел в себе силы к осознанию собственных пороков… «Капиталистическая оболочка» не взорвалась» 3. Почему не взорвалась? Да потому, что капиталисты «увидели Красный Октябрь 1917 года», накопили опыт «социальных катастроф» и стали реализовывать концепцию «социального государства», иначе говоря, вынуждены были допустить «мирное проникновение в ткань капиталистической экономики социалистических принципов – равенства, справедливости, социального мира» 4.

Мэр капиталистической Москвы нам не сказал ничего нового, ибо все это – хрестоматийные сведения. Еще в сентябре 1917 года В.И. Ленин подчеркивал, что «социализм… теперь смотрит на нас через все окна современного капитализма, вырастает из каждой крупной меры, проводимой буржуазией» 5.

И, тем не менее, мы должны быть благодарны главному капитализатору столицы России за его признание: сегодня, когда опошляют и кастрируют марксизм-ленинизм, проклинают советское прошлое, обвиняют социализм в том, что он, якобы, завел нашу страну в тупик и выбросил ее на обочину цивилизации, такие откровения дорогого стоят. Ведь, в сущности мэр прямо признает следующее:

а) Красный Октябрь 1917 года и социализм стали решающими явлениями, определившими все развитие цивилизации в ХХ столетии;

б) капитализм не «взорвался» лишь потому, что срочно стал заимствовать черты социализма, и не внешне, а по существу. А это и есть процесс социализации на деле;

в) требование «капитализма для большинства» 6 , «большей социальности» 7  есть на деле отрицание капитализма и утверждение социализма. Признав все это, мэр Москвы подтвердил не только прогрессивность социализма как такового, но раскрыл и его «донорскую функцию» в отношении капитализма.

Но мы и без признаний Лужкова Ю.М. знаем, что Красный Октябрь стал не только решающим поворотом в русской истории, но и главным событием в мировой цивилизации ХХ столетия. Он явился исходным пунктом принципиально нового этапа развития человеческой цивилизации – началом глобального ПРОГРЕССА человечества. Произошла не просто революционная смена общественно-экономических формаций, что, собственно, и выражает социальный прогресс, а совершился крутой поворот, революционный скачок в истории мировой цивилизации, когда сама она, наконец, стала обретать подлинно гуманистические формы и «приходить в равновесие», ибо начала «вращаться вокруг солнца труда» 8 , а не капитала.

Но вся суть проблемы заключается, во-первых, в том, что «история идет» не прямо, по восходящей линии, а «зигзагами и кружными путями» (Ленин) 9 , а, во-вторых, революция самим своим развитием порождает контрреволюцию (Маркс) 10  отживающих порядков и уходящих с исторической сцены «отыгравших свою роль» классов. Именно они задерживают общественный прогресс, вызывают зигзаги в его развитии. Правящий эксплуататорский класс никогда добровольно не отдает власти и собственности и выступает всегда, пока существует, источником и главным субъектом контрреволюции. К тому же постоянно ищет союзников, хотя бы временных, из рядов продажной интеллигенции, отсталых слоев рабочего класса и молодежи, которых откровенно подкупает подачками и совращает социальной демагогией, опирается на международные контрреволюционные силы. Именно они и совершили контрреволюционное уничтожение СССР, социалистических государств в Восточной Европе, ведут форсированную реставрацию капитализма в этих странах. В результате не только русская, но и вся мировая цивилизация в конце ХХ века, совершив зигзаг, перешла в состояние социального регресса (деградации).

Победив, капитализм сразу же постарался избавиться от несвойственных функций и обрел генетически присущие ему качества. Вновь, как и в ленинские времена, мы видим в планетарном масштабе рост милитаризма, шовинизма, национализма, расизма, а вместе с этим и расцвет всевозможных реакционных экономических, политических, философских и социологических теорий, защищающих и приукрашивающих империализм 11 , а значительная часть «элитарной» интеллигенции, в том числе резонёрствующие философы, перебежали на сторону воровского класса «буржуазии» и по существу защищают контрреволюцию, а, значит, и социальный регресс.

Стремясь наверстать упущенное, беря у истории реванш, империализм с небывалым остервенением наращивает насилие, которое возрастает тысячекратно, охватывает буквально всю планету, угрожает всем народам Земли. В идеологии современного империализма социальная демагогия достигает своего апогея, а откровенная апология культа насилия рядится в камуфляжные одежды «демократии», «передовой цивилизации», «всеобщего благоденствия» и т.д. и т.п.

Таким образом, определяя нынешний, на рубеже ХХ-XXI в., этап русской и всей мировой цивилизации по важнейшим социально-классовым критериям, нужно сказать следующее:

– во-первых, это этап регрессивного, попятного, то есть контрреволюционного по своей сути, развития. Это – процесс насильственной реставрации капитализма на огромных пространствах планеты: в СССР, Восточной Европе, в Азии, Африке, Латинской Америке (за исключением отдельных государств), странах, строивших социализм или избравших путь социалистической ориентации. Сегодня этот процесс насильственно прерван, капитализм заполняет образовавшуюся «нишу»;

– во-вторых, это этап перераспределения стратегического соотношения сил в пользу мирового империализма, рождения новых, более сложных и утонченных форм неоколониализма, когда даже без прямого военного вмешательства (в большинстве случаев), в особенности без применения ядерного оружия США «получили сырьевой придаток, не разрушенные атомом государства» (Б. Клинтон – бывший президент США) 12 ;

– в-третьих, это этап установления мирового господства американского империализма, лавинообразного роста милитаризма, шовинизма и расизма в США, все большей и откровенной фашизации внешнеполитической стратегии этого ведущего империалистического государства во всей западной (империалистической) цивилизации. Под флагом распространения «ценностей демократии» рождающийся американский фашизм реализует идею тотальной военной экспансии, расового превосходства, публичного презрения к самобытности, культуре, праву других народов, расположенных далеко от этого «оазиса демократии». Используя современные военные технологии, американский империализм разбомбил Югославию, огнем и мечом уничтожил наследие великой цивилизации на территории Ирака и оккупировал эту страну вместе с Афганистаном. Он, не скрывая планов, публично бряцая оружием, готовится к войне с Ираном, Сирией, КНДР, Кубой и многими другими странами, не вписывающимися в североамериканскую парадигму цивилизации и культуры. Публично заявлено о возможности применения ядерного оружия против России, если для этого «возникнут обстоятельства». В плоскость практической задачи поставлена борьба против независимости Белоруссии. «Мы будем утверждать демократию повсеместно» – заявил весной 2005 г. президент США Дж. Буш-младший;

– в-четвертых, это этап небывалого обострения глобальных противоречий современной буржуазной цивилизации – противоречий экономических, социальных, политических, культурных, научно-технических, экологических и других. Вывод, сделанный в преамбуле итогового документа международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро на уровне глав правительств (1992 г.), с каждым годом, нет, днем – звучит все актуальнее: «Человечество переживает решающий момент своей истории. Мир столкнулся с проблемами усугубляющейся нищеты, голода, болезней, неграмотности и продолжающейся деградации экологических систем…» 13 . Понятия, рожденные в недрах буржуазной философии и социологии еще в XIX веке, – «хаос», «катастрофа», «перепутье», «неравновесие», – дополненные в ХХ веке, – «закат Европы», «восхождение нигилизма», «духовное банкротство западной цивилизации», «культ материальных ценностей и вещизма», «иррационализм и интуитивизм западной философии и всей общественной жизни», «коллективный эгоизм», «гипернационализм», «страх перед ближайшим будущим» и т.д. и т.п., в XXI веке наполнились новым, грозным содержанием: или сохранение капитализма – и тогда гибель; или переход в планетарном масштабе к социализму – и тогда выход на новые, оптимистические рубежи развития и обеспечение уже не «золотому миллиарду», а всему человечеству доступа к благам современной цивилизации. «…Самое главное, – говорил в конце своей жизни академик Н.Н. Моисеев, – должна быть изменена шкала ценностей – переход от общества потребления к обществу творчества», как бы я назвал еще по-другому, к «экологическому социализму» 14 .

Именно борьба за «изменение шкалы ценностей» и определяет всю специфику, сложность и огромное многообразие связей и отношений внутри современной цивилизации. Эта борьба идет между «золотым миллиардом» – ведущими империалистическими державами – и «развивающимися» странами, охватывая весь мир, всю планету: условно говоря, – между Севером и Югом, Западом и Востоком, белой, черной и желтой расами; между классами и противостоящими друг другу социальными слоями и группами в каждом из государств, входящих в мировое сообщество; между общинами, исповедующими различные религии; наконец, между интересами ныне живущими и будущих поколений землян 15 . И хотя разграничительные линии этой борьбы множественны и многолики, а их социальные признаки зачастую скрыты и даже «стерты», в своей глубинной сущности это есть борьба социальная, а значит – классовая. Вопреки всем псевдонаучным диагнозам классовая борьба никуда не исчезла, она лишь приобрела иные, «неклассические», формы и проявления. И продолжаться она будет до тех пор, пока существует социальное неравенство, эксплуатация, материальное и духовное угнетение, то есть империализм.

В широком контексте развития современной цивилизации, всех ее особенностей (глобализации, небывалого убыстрения социальных процессов, реваншистских действий мирового империализма и т.д.) нужно рассматривать и состояние российского общества на этапе контрреволюционной реставрации капитализма. За кратчайший срок (на Западе на это уходили многие десятилетия и даже столетия) в России в XXI веке создан «клон» дикого, варварского капитализма в его наиболее циничных и бесчеловечных проявлениях.

К сожалению, даже многие серьезные ученые-марксисты не хотят признавать этого свершившегося факта, упорно твердят о каком-то «переходном периоде». Чего здесь больше, элементарного непонимания валюнтаристского, насильственно-форсированного характера процесса капитализации российского общества, или иллюзорной веры, что это всего лишь «сон», который скоро развеется, – не знаю. Думаю, и то и другое. Но в том-то и состоит историческая необычность данного контрреволюционного феномена, что он не «традиционный», известный ранее, реставрационный переворот, а форсированный процесс реставрации капитализма любыми доступными реакционным силам средствами. Форсированно провели «приватизацию» и невиданными в истории темпами ограбления народа создали феномен частной собственности; столь же стремительно сформировали бандитский, воровской класс «буржуазии» и по численности богачей Россию вывели на лидирующее место в мире; вопреки воле народов в одну ночь «распустили» Советский Союз, а вскоре расстреляли остатки советской политической системы и т.д. и т.п. В результате искусственно рожден неизвестный ранее «СОЦИАЛЬНЫЙ КЛОН», развивающийся столь стремительно, что проходит почти все основные стадии классического капитализма – от рождения и до загнивания. И напрасно думает Ю.М. Лужков в своей брошюре «Развитие капитализма в России. 100 лет спустя», а вместе с ним и философствующие апологеты, что у их клона стадия «цветения» впереди: на самом деле он состарился также быстро, как и знаменитая английская овечка Долли…

Но об этом речь впереди. А пока о том, в чем конкретно состоялся капиталистический клон в современной России. Приведем оценки людей, которые идейно, организационно, политически, экономически, научно обеспечивали слом социализма и приход капитализма во всех его циничных и бесстыдных формах. Вот что говорит А. Чубайс – организатор ваучерной приватизации (из его интервью главному редактору «Московские новости» Е. Киселеву): «Я очень хорошо помню, когда первый раз в жизни я брал у вас интервью: был декабрь 1992 года, старт приватизации. Вы тогда сказали…, что ускоренная приватизация преследует политическую цель – как можно скорее создать класс собственников, на которых нынешняя власть может опереться…» А. Чубайс: «Вы процитировали меня… достаточно точно – по сути, так все и делалось. Задайте себе вопросы: а удалось это сделать или нет? возникла ли в России частная собственность, возникли в России класс капиталистов?». Е. Киселев: «Безусловно». А. Чубайс: «Точка. Завершили дискуссию. Мы сделали то, что должны были сделать? … Частная собственность,… я думаю, … будет существовать в России тысячи лет…» 16 .

Разумеется, Чубайс крайне пристрастен, и можно посчитать, что он блефует и выдает желаемое за действительное. Однако вот мнение специалиста от науки, вставшей на службу реставрации капитализма. В. Ивантер – директор Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН, академик: «Я утверждаю, что рыночную экономику мы уже построили. Никакой централизованно-плановой экономики у нас больше нет. … Говоря о приватизации, к ней часто добавляют эпитеты «грабительская, несправедливая». Я к этим вещам отношусь спокойно. Разве с помощью приватизации мы собирались устанавливать справедливость? «Еще» один «сюжет – расслоение населения по доходам. Данная тема очень ярко описана у Ю.М. Лужкова. На мой взгляд, само по себе расслоение – явление нормальное» 17  (для капитализма. – В.С.).

Впрочем, и академика-либерала тоже можно посчитать пристрастным, а потому необъективным в вопросе, на каком этапе находится страна: социалистическом, капиталистическом, переходном. Но вот еще более красноречивое признание того факта, что в нашу страну пришел монстр капитализма. А. Солженицын – многолетний антикоммунист, страстный антисоветчик, положивший жизнь на разрушение советской социалистической системы: «Ограбили Россию, причем скорей, скорей! Никогда в мире не видели такой быстрой приватизации… То есть с огромной скоростью раздали наши благословенные недры, нефть, цветные металлы, уголь, производство. Ограбили Россию до нитки» 18 . Более точной характеристики облика и сущности феномена капитализма как в прошлом, так и в настоящем, трудно придумать: грабить всех и вся, грабить при любых обстоятельствах – имманентное качество капитализма!

Наконец, еще одно, может быть самое красноречивое и убедительное, свидетельство состоявшегося капитализма в России на рубеже ХХ-XXI веков, свидетельство человека, сделавшего больше всех для его утверждения. Этот человек – мэр Москвы Ю.М. Лужков, выпустивший в начале 2005 г. брошюру под… ленинским заголовком «Развитiе капитализма въ РОССIИ» и собственными подзаголовками «100 лет спустя» и «Спор с правительством о социальной политике». Сочинение Лужкова – не просто очередная публикация о вожделенном буржуазном «рае», а о состоявшейся капиталистической реальности, это своего рода «Капиталистический Манифест». «Развитие капитализма в современной России действительно подошло к принципиальной развилке. Наверное, самой важной за последние 10-15 лет, – пишет московский градоначальник, создающий капитализм в 12-миллионном мегаполисе, превосходящем по всем масштабам многие европейские государства. – Созданы основы рыночной экономики. Структура экономических отношений в России уже во многом поменялась на капиталистическую и даже устоялась» 19 .

А это означает, что совокупность реставрационно-капиталистических производственных отношений составляет новую экономическую структуру общества, тот реальный базис, на котором выстраивается соответствующая юридическая и политическая надстройка и которому начинают соответствовать новые формы общественного сознания 20  – мелкобуржуазные и буржуазные в своей основе. Способ производства материальной жизни, насильственно навязанный России контрреволюционерами, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни, частнособственнической, возвратно-реакционной цивилизации рубежа ХХ–XXI веков. В частности, политические отношения, капиталистические по своей сути и направленности, сформировались сверху донизу: буржуазный президент – «губернаторы» – «мэры» – главы городских, сельских, поселковых администраций; буржуазный парламент и его продолжения на местах; «силовые» и фискальные органы, репрессивные в отношении людей, не владеющих частной собственностью; бюрократическое, насквозь продажное и хищнически-прожорливое чиновничество, которое, как ядовитая грибница, вытягивает все соки из людей. В массовой печати нынешний политический режим в России уже идентифицирован по своим сущностным признакам – «полицейское государство», стоящее на службе у капитала и защищающее его кровные интересы. 27 миллиардеров и 88 тысяч российских миллионеров могут с радостью сказать: «Это – наше государство!».

Таким образом, «цивилизацию», которая сегодня выстраивается в России, нужно рассматривать в широком социально-экономическом, политическом и мировоззренческом контексте всей капиталистической, частнособственнической, эгоистической цивилизации, вращающейся не вокруг солнца ТРУДА и ЧЕЛОВЕКА труда, а вокруг дьявола КАПИТАЛА, наживы, стяжательства, грабежа. На ее черном пиратском флаге явственно видны череп и скрещенные кости, а рядом кроваво проступают лозунги-призывы: «Частная собственность священна!»; «Падающего – толкни!»; «Слабого – убей!»; «Бедного – растопчи!»…

Страна, насильственно ввергнутая контрреволюционерами в пучину примитивного, то есть дикого, варварского капитализма (иного и быть не может!), оказалась отброшенной не на десятилетия, а на столетия назад, ее будущее – жалко и печально, как вообще жалко состояние любого периферийного капитализма полуколониального типа. В российском обществе контрреволюция и реставрация данного вида капитализма, – бандитского, грабительского, людоедского, – породили тотальный процесс отчуждения всего социума и каждого индивида в отдельности от власти, собственности, труда, культуры, науки, образования, от самих себя. Это и есть процесс всеобщей деградации русской цивилизации, организованный контрреволюционерами-либералами, который, если его не остановить, приведет к ее полному растворению в космополитическом мире капитала и масскультуры.

Мы имеем дело с небывалым в новейшей истории реакционным процессом, в недрах которого развивается чудовищный по силе и масштабам феномен отчуждения, когда все общественные силы становятся чуждыми и враждебными каждому человеку, не владеющему собственностью. Он включает в себя:

– полное отчуждение от власти, которая захвачена пробуржуазными, коррумпированными силами, осуществляющими насильственную реставрацию наиболее бесчеловечных форм капитализма;

– полное отчуждение от собственности: заводы, фабрики, электроэнергетика, земля, ее недра, железные дороги, аэропорты – словом, все, что создавалось народом и отстаивалось в войнах, захвачено и поделено между собой членами криминального сообщества людей, называющих себя «новыми русскими» в отличие от всех остальных, прозванных философами и журналистами «гомососами», «совками», «выжившими из ума бабульками и дедульками», «бездельниками», «пьяницами», «нахлебниками», стремящимися якобы «все отнять и поделить»…;

– отчуждение от труда и его результатов всей массы народа – рабочих, крестьян, интеллигенции – вынужденных теперь под угрозой голода и физической смерти за гроши продавать бандитскому классу миллионеров и миллиардеров свою рабочую силу, ум, талант, совесть и человеческое достоинство. Труд потерял свое значение фундаментальной общественной ценности, из дела чести, доблести и геройства его превратили в средство жуткой эксплуатации и расчеловечивания личности, превращения человека в животное. Продавая себя, современные российские рабы капитала проклинают своих владельцев и, стоя на коленях, топят собственную ненависть к ним и режиму в целом в разливанном море суррогат-алкоголя, наркотиков и грубого, животного секса. Десятки, сотни тысяч рабов опускаются на самое дно и образуют новый социальный «класс» полулюдей-полуживотных, именуемых «бомжами»: их столько, что они заполонили города, вокзалы, метро, другие места, где можно найти хоть какое-нибудь пропитание и выпивку. Если идентифицировать нынешнюю российскую «цивилизацию» по запаху, то это будет запах мочи…;

– отчуждение от культуры как «второй природы», в которой только и может существовать человек как существо социальное, нравственно и эстетически развивающееся. В условиях дикого капитализма человек, как живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социально-культурного, наследственного и прижизненно приобретенного, уже не может развиваться нормально. С начала 90-х годов ХХ века из большого числа функций человеческий организм выполняет в полной мере лишь одну – физиологическое выживание, ибо люди поставлены на грань жизни и смерти. В этих условиях речь может идти о поддержании элементарных физиологических и биологических функций организма, духовная составляющая крайне угнетена и деформирована. А если учесть, что в обществе прекращено воспроизводство прежних духовных ценностей и они замещены суррогатами масскультуры, то масштабы культурного отчуждения представляются ужасающими;

– отчуждение от морали и как следствие – тотальный процесс дегуманизации постсоветского общества, «обесчеловечивание» личности. Вопреки утверждениям многих российских философов, вставших на службу контрреволюционному режиму, нравственное отчуждение – отнюдь не «вечная» антропологическая проблема диалектики абстрактных добра и зла, «порожденная антологией человеческого существования». Она есть конкретно-историческая и социальная в своей сущности проблема: реставрация капитализма в России и утверждение культа частной собственности, вещизма, накопительства уничтожает сами основы морали, растлевает человека духовно, нравственно. Эту детерминирующую закономерность давно отметил марксист Эрих Фромм: «Рыночная система вышла за пределы экономической сферы предметов потребления и труда. Сам человек превратился в товар и рассматривает свою жизнь как капитал, который следует выгодно вложить… Его ценность определяется спросом, а не его человеческими достоинствами… Наша моральная проблема заключается в безразличном отношении человека к самому себе. … Мы ощущаем себя вещами, и относимся сами к себе как к вещам, что собственные наши силы отчуждаются от нас» 21 .

Россия, взявшаяся усилиями «либерал-демократов» догонять капиталистический Запад, этот процесс нравственного отчуждения и, следовательно, обесчеловечивания довела до крайних пределов. «Реформаторы» – контрреволюционеры в лице Ельцина, Гайдара, Чубайса, Коха, Ясина и Ко поставили задачу: во имя реставрации капитализма идти напролом, до конца, жертвуя миллионами и миллионами людей, а если потребуется, – и «этой страной – скопищем гомососов»…

«Пока не вымрет это поколение (т.е. советских людей, создававших основы социализма и отстоявших их в Великой Отечественной войне. – В.С.) – реформы не пойдут!» – провозглашало гайдаро-чубайсовское племя. И народ начали умерщвлять многочисленными «реформами»: политической, финансово-экономической, жилищной, лекарственно-медицинской, транспортной, продовольственной. Генофонд нации стал стремительно деградировать! Сегодня в России детей рождается на миллион человек меньше, чем в советские годы, причем, 16% из них страдают дебилизмом (порог дебильности, за которым начинается необратимый процесс идиотизации – 18 %). Стариков («гомососов») умирает на миллион больше. Страна вымирает как физически, так и духовно. Это и есть социал-дарвинизм горбачевско-ельцинских реформаторов, что вынужден признать даже сторонник капитализма Лужков 22 .

________________________________________

Литература

1 Социализм и прогресс человечества. Глобальные проблемы цивилизации. – М., 1987. – С. 164.

2 Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. // Полн.собр. соч., т. 27. – С. 85, 420-421.

3 Лужков Ю.М. Развитие капитализма в России. 100 лет спустя. Спор с правительством о социальной политике. – М., 2005. – С. 68-69.

4 Там же. – С. 69-70.

5 Ленин В.И. Грозящая катастрофа и как с ней бороться // Полн. собр. соч., т. 34. – С. 193.

6 Лужков Ю.М. Развитие капитализма в России. 100 лет спустя. – М., 2005. – С. 72.

7 Там же. – С. 81.

8 Маркс К. Послесловие к «разоблачениям о кёльнском процессе коммунистов». // Соч., т. 18. – С. 551-552.

9 Ленин В.И. Главная задача наших дней. // Полн. собр. соч., т. 36. – С. 82.

10 Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Соч., т. 7. – С. 7.

11 Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма // Полн. собр. соч., т. 27. – С. 387-396, 407-420 и др.

12 Цит. по: «Россия: преодоление национальной катастрофы». Под ред. Г.В. Осипова, В.К. Левашова, В.В. Локосова. М., 1999. – С. 12.

13 Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Центр «За наше общее будущее». Женева, 1993.– С.1.

14 Моисеев Н.Н. С мыслями о будущем России. М., 1997. – С. 146-152.

15 Левашов В.К. Социально-политические аспекты концепции устойчивого развития. М., 1997. – С. 17-18.

16 В час «Ч». // «Московские новости», № 22 (1289), 10-16 июня 2005 г. – С. 1.

17 Ивантер В. Эффективный капитализм // «Литературная газета», № 24 (6027), 8-14 июня 2005 г. – С. 4.

18 Солженицын А. Национальная идея сформулирована 250 лет назад // «Литературная газета», № 24 (6027), 8-14 июня 2005 г. – С. 1.

19 Лужков Ю. Развитие капитализма в России. – М., 2005. – С. 16.

20 Ленин В.И. Карл Маркс. // Полн. собр. соч., т. 26. – С. 56.

21 Фромм Э. Психоанализ и этика.– М., 1993.– С.188, 193.

22 Лужков Ю. Развитие капитализма в России. – М., 2005. – С. 64.

Категория: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ | Добавил: Редактор (31.05.2005) | Автор: В.А. Сапрыкин
Просмотров: 1004 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Наши товарищи

 


Ваши пожелания
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Категории раздела
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ [50]
ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ СВОБОДОМЫСЛИЯ И АТЕИЗМА [10]
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ [10]
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ [18]
КОММУНИСТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ [64]
РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ [35]
ОППОРТУНИЗМ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ [59]
К 130-ЛЕТИЮ И.В. СТАЛИНА [9]
ПЛАМЕННЫЕ РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ [17]
У НАС НА УКРАИНЕ [3]
ДОКУМЕНТЫ. СОБЫТИЯ. КОММЕНТАРИИ [9]
ПУБЛИЦИСТИКА НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ БОРЬБЫ [8]
ПОД ЧУЖИМ ФЛАГОМ [3]
В ПОМОЩЬ ПРОПАГАНДИСТУ [6]
АНТИИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ БОРЬБА [4]
Малоизвестные документы из истории Коминтерна [2]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА [1]
К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ И.В. СТАЛИНА
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ [1]
К 100-ЛЕТИЮ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА [0]
К 100-ЛЕТИЮ СОЗДАНИЯ КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ [0]
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ
Интернет-магазин

Прайслист


Номера журналов "МиС", труды классиков МЛ, философия, история.

Точка зрения редакции не обязательно совпадает с точкой зрения авторов опубликованных материалов.

Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

Материалы могут подвергаться сокращению без изменения по существу.

Ответственность за подбор и правильность цитат, фактических данных и других сведений несут авторы публикаций.

При перепечатке материалов ссылка на журнал обязательна.

                                
 
                      

Copyright MyCorp © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz