Социализм с китайской спецификой (Маркетизация китайской экономики) (6) Харпал Брар Части: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16. Хотя конечная
собственность на сельскую землю по-прежнему принадлежит сельским общинам, а не
отдельным фермерским семьям, права землепользования были значительно расширены
с 1978 года. Учитывая эти изменения, сельское хозяйство за пределами
государственных хозяйств следует рассматривать как частное в сфере рыночной
части экономики Китая.
Промышленность,
строительство и услуги
Официальные статистические данные показывают, что количество
зарегистрированных частных предприятий увеличилось с 443 тыс. в 1996 г. (20% всех
предприятий) до 5 млн. 918 тыс. в 2012 г. (70% всех предприятий).
В промышленном
секторе количество зарегистрированных частных фирм увеличилось с 14,6 тыс. в 1999 г. до 273 тыс. к 2010 г., а доля продукции,
произведенной этими фирмами, выросла с 4,4% до 30,5% за тот же период.
Число
сотрудников зарегистрированных частных фирм резко возросло, превысив к 2010
году 94 миллиона человек, из которых 33 миллиона были заняты в промышленности.
В середине
1980-х годов практически все прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в Китае
осуществлялись в форме совместных предприятий, где преобладали соглашения, в
которых государственное предприятие являлось внутренним партнером иностранной
фирмы и часто держателем контрольного пакета акций.
Однако в 1986
году Всекитайское собрание народных представителей приняло закон, регулирующий
прямые иностранные инвестиции в форме компаний, полностью принадлежащих
иностранцам. Впоследствии увеличивающаяся доля ПИИ в Китае принимала форму
фирм, полностью принадлежащих иностранцам.
Еще в 1989 году
30% всех поступающих прямых иностранных инвестиций были в этой форме – по
сравнению с 1% в 1985 году.
Десять лет
спустя эта доля выросла до 40%, и к 2010 году чуть более 75% из $ 106 млрд.
прямых иностранных инвестиций поступило в Китай в форме компаний, полностью
принадлежащих иностранцам, а менее 25% – в форме совместных предприятий.
Поскольку их владельцы являются частными, эти предприятия следует рассматривать
как частные.
Хотя ПИИ
составляют очень небольшую долю в накоплении капитала в Китае, в некоторых
секторах компании, финансируемые из-за рубежа, вносят очень большой вклад в
объем производства.
В обрабатывающем
секторе, например, на эти фирмы приходилось более 25% стоимости произведенной в
2010 году продукции, причем около 15% этой продукции было произведено
компаниями, полностью принадлежащими иностранцам.
Поскольку
производство составляет 40% ВВП Китая, следует подчеркнуть вклад в частный
сектор фирм, полностью принадлежащих иностранцам.
К 2012 году на
индивидуальных предприятиях (иногда классифицируемых как самозанятые) было
занято 200 миллионов человек, что в 2,5 раза превышает уровень 2002 года. И они
сконцентрированы в сфере услуг, а где преобладает оптовая и розничная торговля.
Промышленность
и строительство
По данным
Национального бюро статистики, доля промышленной продукции, производимой
государственными компаниями (как госпредприятиями, так и другими
регистрационными категориями, где государство является основным или
доминирующим акционером), упала с 78% в 1978 году до 26% к 2011 году, т.е. от
трех четвертей до одной четверти. В угольной промышленности доля государства в
производстве снизилась с 66% в 2006 году до чуть более 50% к 2011 году. В
черной металлургии, еще одной ключевой отрасли, доля производства
государственных предприятий снизилась с 43% в 2006 году до 37% в 2011 году,
государство также ослабило свой контроль в некоторых областях переработки
нефти, например природного газа, где государственные предприятия к 2011 году контролировали
менее половины распределения газа. То же самое и с нефтепереработкой, так что к
2011 г.
на долю государственных предприятий приходилось менее 70% переработанной нефти.
Строительство,
на которое в 2011 году приходилось 7%ВВП: в
1980 году на государственных предприятиях было занято 75% всех рабочих в
отрасли, и на их долю приходилось 75% стоимости строительства. Тогда не было
частной строительной индустрии. К 2010 году доля производства ГП сократилась до
33%. В настоящее время в отрасли доминируют отечественные фирмы, находящиеся
под частным контролем: в 2010
г. на них приходилось 75% рабочих мест и 66%
стоимостного производства.
Сфера
услуг
Государственные
и контролируемые государством предприятия полностью доминируют в ключевых
компонентах сектора:
- финансы,
которые включают банковское дело, страхование, ценные бумаги и управление
активами;
- основные
телекоммуникационные структуры;
- транспорт
(авиалинии, железнодорожные и морские перевозки);
- прочие услуги
– образование, здравоохранение и социальное обеспечение.
Другими словами, некоторая трансформация собственности в значительной
части сектора услуг Китая.
Оптовая и
розничная торговля – самый крупный компонент сектора услуг, на который в 2011
году приходилось немногим более 20% добавленной стоимости в сфере услуг или 5%
ВВП. В 1978 году частных торговых точек почти не было. К 2008 году 80% всей
розничной торговли находилось под частным контролем и на нее приходилось 50%
розничных продаж и немногим более 50% прибыли в розничном секторе. В 2008 году
на государственные предприятия розничной торговли приходилось 3,5% розничных
единиц, 22% занятых и 22% продаж розничных единиц (то есть очень много). За три
десятилетия доля государственных розничных продаж упала с 90% до чуть более
20%.
В сфере общественного
питания трансформация собственности аналогична таковой в розничной торговле. По
данным экономической переписи 2008 года, 80% занятости и 66% доходов приходится
на частные предприятия общественного питания.
В общем, там,
где есть низкие барьеры для входа, частные зарегистрированные и контролируемые
частным образом компании в значительной степени вытеснили государственные
компании, например в сфере производства, добычи полезных ископаемых,
строительства, розничной торговли, оптовой торговли и общественного питания.
Но там, где
существуют препятствия из-за требований к капиталу или государственного
регулирования, доминирующее положение государственных компаний в 1978 году
ослабло лишь очень незначительно, например, производство табака (доля государства
99%), электроэнергетика (93%), добыча нефти и газа (92%).
Роль
частных фирм в создании
рабочих
мест и экспорта
Работа в
государственных компаниях сейчас составляет только 18% занятости в городах.
1978 год – занятость в индивидуальном бизнесе в
городских районах: всего 150 000 человек по сравнению с 1,71 миллиона
человек в 1965 году, как раз перед Культурной революцией;
1985год– оно выросло до 4,5 миллиона;
2012год– колоссальные 56 миллионов плюс
зарегистрированные частные предприятия – 76 миллионов, в результате чего общее
количество на 2012 год составило 132 миллиона человек, занятых в индивидуальных
компаниях и зарегистрированных частных фирмах.
132 миллиона –
это занижение данных о занятости в городских частных предприятиях без учета
других категорий регистрации, кроме государственной, частной и индивидуальной.
Если мы
посчитаем занятость в фирмах других типов, это добавит 51 миллион к 132
миллионам, в результате чего общая сумма составит 183 миллиона.
Похоже, что
почти весь рост занятости в городах Китая с 1978 года объясняется расширением
частных фирм, в том числе частных иностранных фирм.
Общая городская
рабочая сила увеличилась на 264 миллиона: с 95,14 миллиона в 1978 году до
359,14 миллиона в 2011 году.
Увеличение
занятости в городах почти полностью является результатом создания новых частных
или контролируемых частным сектором предприятий, на которые с 1978 года
приходится 95% прироста городской рабочей силы. В результате абсолютное
количество наемных работников в государственных и коллективных фирмах в
городских районах немного меньше, чем в 1978 году. Таким образом, учитывая
значительное расширение городской рабочей силы, доля занятых в государственных
и коллективных фирмах упала с 99,8% в 1978 году до примерно 18% в 2011 году. В
сельских районах Китая рост занятости полностью происходит за счет частного
сектора. Сельскохозяйственная деятельность была по существу приватизирована в
начале 1980-х годов.
Первичная промышленность включает лесное хозяйство, животноводство,
рыболовство и сельское хозяйство.
Еще в 2010 году
в 27,4 млн. ТиПО (поселковые и сельские предприятия) Китая по-прежнему было
занято 160 млн. рабочих, относящихся к сельским. Однако с середины 1980-х годов
все большая доля занятых в ТиПО приходилась на фирмы, которые были либо
индивидуальными предприятиями, либо зарегистрированными частными фирмами.
К 2010 году 95%
из этих 27,4 миллионов сельских производственных единиц были зарегистрированы
либо как частные предприятия, либо как индивидуальные предприятия, на которых в
совокупности было занято 120 миллионов рабочих, что составляет около 75% от
общего числа работников ТиПО.
Включая тех, кто
занят в ТиПО, которые зарегистрированы как индивидуальные или частные
предприятия, и примерно 25 миллионов человек, нанятых частными фирмами других
категорий регистрации, общая занятость в частном секторе в ТиПО составила 145
миллионов в 2010 году. Таким образом, занятость в фермерских хозяйствах, по
всей видимости, сократилась, и на частные несельскохозяйственные фирмы
приходится практически весь рост занятости в сельских районах Китая с 1978
года.
Растущая роль
частного сектора в создании экспорта Китая
1995год –на долю государственных предприятий
приходилось 66% экспорта Китая;
2012год –на долю государственных предприятий
приходилось только 11% китайского экспорта (гораздо большего объема).
Первоначально,
когда роль государственных предприятий в экспорте снизилась, иностранные фирмы увеличили
свою долю в экспорте Китая.
Но доля
иностранных фирм в общем объеме экспорта достигла пика в 2005 году, и с тех пор
Китай становится все более зависимым от частных отечественных фирм в плане
сохранения своей роли в качестве основной экспортной экономики. С 2009 года
рост стоимости экспорта частных фирм превысил экспорт иностранных компаний.
Поскольку 95% экспорта Китая составляют промышленные товары, рост частных фирм
как важных экспортеров отражает вытеснение государственных фирм в большинстве отраслей
обрабатывающей промышленности. Доля обработанного экспорта (сборка импортных
деталей и компонентов, в основном выполняемая иностранными фирмами) снижается,
что приводит к увеличению компонента добавленной стоимости китайского экспорта.
Китай поднимается по шкале стоимости, как в промышленном производстве, так и в
экспорте.
Частные фирмы
Китая также становятся фактором вывоза ПИИ Китая, например:
• приобретение
Lenovo подразделения IBM по производству персональных компьютеров в 2005 году;
• приобретение
Wanda за 2,6 млрд. долларов в 2012 году компании AMC Entertainment, которая
управляет второй по величине сетью кинотеатров в США;
• приобретение
компанией Shuranghui International в 2013 г. компании SmithfieldFoods за 7,1 млрд.
долларов США – крупнейшее приобретение в США.
С 2000 г. по второй квартал 2012 г. на частные китайские
компании приходилось 40% совокупных прямых китайских инвестиций в США. Эти
компании также инвестируют в Европу. Однако в совокупности государственные
компании по-прежнему доминируют в мировых вывозимых ПИИ из Китая.
Объяснение
роста частного сектора
По словам Ларди,
рост частного сектора объясняется двумя факторами:
а) эволюция
государственной политики в отношении частного сектора;
б) повышение
эффективности частного предпринимательства (!!!), что отражается в более
высокой доходности активов, т.е. более высоком уровне нераспределенной прибыли
по сравнению с активами по сравнению с государственными предприятиями.
Политика
Всекитайское
собрание народных представителей (ВСНП) в марте 1978 года приняло поправку к
конституции, разрешающую «индивидуальным работникам» работать «в пределах,
разрешенных законом». Эти ограничения предусматривали, что в семейном бизнесе
не может быть трудоустроено более 7 человек, не являющихся членами семьи. В
1980-х и начале 1990-х годов среда для частного бизнеса была негостеприимной.
Это неудивительно для страны, где на протяжении десятилетий КПК подчеркивала,
что частные предприниматели являются эксплуататорами рабочего класса.
В марте 1999
года 9-й Всекитайское собрание узаконило частный сектор, утвердив поправку к
конституции, определяющую негосударственную экономику как «существенный
компонент» смешанной экономики – улучшение по сравнению с ее предыдущей
характеристикой как «важный компонент». Двумя годами позже (2001 г.) Генеральный
секретарь Цзян Цзэминь в речи, посвященной 80-летию основания КПК, пригласил
частных предпринимателей присоединиться к партии. Год спустя (2002 г.) партия пояснила,
что больше не будет дискриминировать частных предпринимателей, но поддержит их
за вклад в экономическое развитие Китая. В 2005 году директивой, известной как
«36 статей», государство поощряло частные инвестиции в области, которые до сих
пор были предназначены исключительно для государственных компаний, включая электроэнергетику,
телекоммуникации, железные дороги, гражданскую авиацию и нефть. Кроме того, оно
призвало финансовые учреждения увеличить долю кредитов негосударственным
предприятиям и предоставить более широкий спектр финансовых продуктов частным
предприятиям. В 2011 году правительство сняло ограничение на максимальное
количество лиц, не являющихся членами семьи, которые могут работать в
индивидуальном бизнесе. В последние годы правительство использовало налоговую
политику для стимулирования роста более 6 миллионов малых и микропредприятий,
которые преимущественно зарегистрированы как частные компании, так и
индивидуальные предприятия.
Финансирование
частного сектора
The Economist,
New York Times (2012), Roubini Global Economics, несколько ученых и финансовых
журналистов заявили, что «государственные гиганты поглощают капитал и таланты,
которые, возможно, лучше использовались бы частными компаниями, и что
крупнейшие банки Китая служат банкоматами для госпредприятий». Deutsche Bank
Securities в отчете за ноябрь 2013 года утверждал, что «несоответствие между
частными предприятиями, на которые приходится почти 70% ВВП, но которые
получают только 20% кредита, является самым большим препятствием для роста».
Важно подчеркнуть, что с 1978 года подавляющая часть инвестиций в Китай
финансируется не из заемных средств в банках, а из нераспределенной прибыли.
С 1992 по 1999
год нераспределенная прибыль финансировала 40-50% инвестиций всех нефинансовых
корпораций. Но с 2000 по 2008 год это соотношение выросло до 71%. Относительные
финансовые показатели государственных и частных фирм объясняют различия в
показателях роста. Повышение производительности в
частных компаниях приводит к более высоким финансовым показателям. К 2009 году
доходность капитала частных фирм составила 20%, опережая на 9,9%
государственные компании.
Дополнительную
информацию по этой теме см. в предыдущей главе.
Сейчас процент
намного больше.
Большая
«производительность» (читай прибыльность) является результатом ужасных условий,
слабых стандартов безопасности, низкой заработной платы и отсутствия
медицинских и других услуг, которым подвергаются работники частного сектора.
|